фото из ФБ
Борис Гулько
Антимессианский закон Израиля
21.2.2022
Мы ожидаем прихода Машиаха. Это ожидание –
один из 13-ти принципов веры евреев, сформулированных столпом иудаизма
Рамбамом. О грядущем приходе Машиаха Тора сообщает словами пророка из неевреев Билама: «Вижу его, но не
ныне, смотрю на него, но издали. Взойдет звезда от Яакова, и встанет
скипетр от Израиля, и сокрушит пределы Моава, и разгромит всех сынов Шета… И
властвовать будет (потомок) Яакова…» (Бемидбар 24:17-19).
Рамбам разъясняет это пророчество: «В грядущие дни придет
царь-Машиах, восстановит династию Давида, отстроит
Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в
силу все законы, действовавшие в прошлом… сама Тора свидетельствует об
избавлении, которое принесет Машиах: «И возвратит Господь, Бог твой,
изгнанников твоих и смилуется над тобою, и вновь соберет тебя… даже если будешь
ты заброшен на край земли… и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю…» (Дварим
30:3-5).
Рамбам предполагал, что
пророчество Билама указывает на приход двоих Машиахов: царя Давида и ещё одного
– «не ныне», не скоро. Идея двоих Машиахов еврейской традицией принята.
Сионистское движение, начавшее в
конце 19 века собирать в Земле Израиля евреев, рассеянных по миру, воссоздавшее
в 1948 году еврейское государство, в котором сейчас живёт уже примерно половина
мирового еврейства, указывает на приближение мессианских времён. Остаётся
вопрос о личности самого «царя-Машиаха», который сможет успешно завершить
процесс.
Очевидно, речь идёт о праведном, мудром и успешном правителе. Кажется,
эка невидаль… Но перелистав мировую историю неожиданно обнаруживаем, что удовлетворяющих
таким критериям правителей почти что не было!
Пример – российская история. Сколько
в ней было праведных, мудрых и успешных правителей? Нисколько. А.К.Толстой, поэтически
обозрев историю своей страны от варягов до его дней, заключил: «Страна наша
обильна, порядка только нет». Не было успешных. От его дней до наших порядка на
Руси никак не прибавилось, разве что убавилось. Мудрых правителей так и не
обнаружилось. Зато «смутные времена», как называют историки период между царствованиями
Рюриков и Романовых, приходили и не уходили. Нет, в истории России Машиахов мы
не найдём.
Другое дело – США. В основании их
стояли три великих президента: Вашингтон, Адамс, Джефферсон. Американцы, которых
президент Линкольн в своей знаменитой речи определил «почти избранным народом»,
с их, как его называли, «сионистским проектом», на роль совсем избранного народа
претендовали. Но после того, как сегодняшняя американская молодёжь,
организовавшись в BLM и Антифу, покрошила
памятники отцам-основателям американской цивилизации, основания для такого
статуса она утратила. Что же, любые цивилизации снашиваются.
Вспомним последний век. Среди
никчёмных, посредственных и приемлемых президентов США выделились двое великих:
Рейган и Трамп. Но первый не учуял приближавшуюся исламскую угрозу и, переусердствовав
в поддержке афганиских моджахедов, боровшихся с советской оккупацией,
способствовал рождению худших врагов Западной цивилизации –
исламизма и Аль-Каиды. Тем он приблизил закат своей цивилизации.
Трамп проявил себя мудрым и
праведным правителем. Он был успешен в американской политике, улучшал положение
Израиля. Трамп организовал «Соглашение Авраама», признал Иерусалим столицей Израиля.
Он готов был принять распространение еврейского суверенитета на значительные
территории Иудеи и Шомрона. Являясь одним из успешных застройщиков Америки, Трамп
бы охотно, если бы наши религиозные авторитеты разрешили галахические проблемы,
восстановил нам Иерусалимский Храм (что, как сообщил Рамбам – один из признаков
Машиаха). И если судить по внукам-евреям, то Трампа самого можно приписать к
евреям.
Но успешен ли Трамп? Он проиграл
выборы 2020 года, что не свойственно Машиахам. Однако в 2024 году Трамп может исправить
эту незадачу. Подождём. История продолжается.
То, что Машиах может быть из
неевреев, мы знаем от пророка Йешайа. Он пророчествовал в середине 8-го века до
н. э, за двести лет до царствования создателя Персидской империи Кореша (в
России его принято называть Киром, что, как я узнал от С.И.Липкина, не только
неверно, но для персидского уха неприлично). Йешайа записал: «Так сказал Господь
помазаннику Своему, Корешу, которого Я держу за правую руку его, чтобы
покорились пред ним народы… Я пред тобой пойду и неровности сровняю, двери
медные сокрушу и засовы железные сломаю. И дам тебе сокровища тьмы и клады
скрытые, чтобы узнал ты, что Я – Господь, вызывающий тебя по имени, Бог Израиля.
Ради раба Моего – Яакова, и Израиля – избранника Моего, Я вызвал тебя по имени
твоему, назвал тебя, хотя ты не знал Меня» (45:1-4).
Завоевав Вавилонию, в которой
евреи к тому времени уже 70 лет томились в изгнании, наложенным на них
Навуходоносором, Кореш разрешил евреям вернуться в свою Землю и восстановить
Иерусалимский Храм. Евреи, как рассказано в библейских книгах Эзры и Нехемьи,
выполнили это и воссоздали Храм.
Кореш соответствовал
представлениям о Машиахе. Выдающийся древнегреческий писатель и историк Ксенофонт
называл Кореша идеальным правителем. Президент Трумэн, сыгравший ключевую роль
в признании Израиля ООН, выступая перед американскими евреями, гордо произнёс:
«Я – Кореш». Правда, поддержав эмбарго на поставки
оружия Израилю в войне за независимость, Трумэн утратил право на такую претензию.
Претендовал
на роль Машиаха иной великий муж – Наполеон. В 1799
году он организовал поход в Землю Израиля в надежде восстановить еврейское
государство и Иерусалимский Храм. Главный раввин Иерусалима
А. Леви призывал евреев молиться за осуществление его планов. Наполеон
был успешен, но в решающей битве не сумел взять Акру. А в феврале-марте 1807
года Наполеон воссоздал в Париже Санхедрин – важный шаг для реализации
сионистского проекта. Во всех завоёванных им странах кроме России, где евреи
были к нему враждебны, Наполеон предоставлял им равные права.
Но
Наполеон был повержен, что снимает вопрос о его мессианстве.
Евреи
были готовы усмотреть Машиаха в другом великом завоевателе, фигуре отчасти
мистической – Александре Македонском. В год завоевания великим греком Иудеи они
назвали всех родившихся у них мальчиков Александрами. В ответ полководец,
основав в дельте Нила Александрию, заселил её на 2/5 евреями. В следующие века
этот город играл значительную роль в политической и духовной жизни евреев.
И всё же
Машиахом Александр не был. В Персии евреи прожили относительно благополучно
более двух с половиной тысячелетий – до времени Хомейни. Там они составили
Вавилонский Талмуд – высшее духовное достижение в своей истории. Под властью же
греков евреи вскоре стали подвергаться эллинизации и через полтора
века после Александра, спасая свою веру, подняли против власти греков восстание
под руководством Хасмонеев. В еврейской традиции считается, что евреи тогда победили.
В
реальности же та война не закончена доныне, и даже успешной её не назвать.
Центром борьбы с эллинизмом является столкновение морали Торы с языческой
сексуальной моралью. Недавно, 14 февраля, израильский министр здравоохранения Ницан
Горовиц и гендиректор его министерства Нахман Аш
запретили конверсионную терапию, помогающую людям, страдающим от сексуальных
отклонений, таких как гомосексуализм, трансгендеризм
и гетеросексуализм, и желающим избавиться от них. Психотерапевтам, оказывающим
таким людям помощь, грозит потеря лицензии. В столкновении морали Торы с
эллинистической аморальностью нынешнее постсионистское израильское
правительство взяло сторону последней.
А недавно
это правительство провело иной закон, ограничивающий время руководства Израиля премьер-министром,
даже если он Машиах, 8-ю годами.
* * *
Задачи, стоящие перед Машиахом,
будут грандиозны. Йешайа пророчествовал: «И исчезнет зависть Эфраима, и
враждующие с Йехудою будут истреблены. Эфраим не будет завидовать Йехуде, и Йехуда не будет враждовать с Эфраимом. И налетят они
вместе (на) Филистимлян на западе, вместе будут грабить сынов востока, (на)
Здом и Моав наложат руку свою, и сыны Аммоновы будут покорны им… И будет
проложен путь для остатка народа Его… как было это для Израиля в день исхода
его из земли Египетской» (11:13-16). Рамбам суммировал ожидаемые деяния Машиаха
так: «Если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его
предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной
Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные
Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил
все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля
из изгнания, этот человек — наверняка Машиах».
Среди премьер-министров Израиля потенциальных
Машиахов, значительно продвинувших сионистский проект, было двое: Давид
Бен-Гурион (в должности с 1948 по 1963 годы, с перерывом в 1953-55 годы, всего
13 лет) и Биньямин Нетаньяху (1996-2021 годы с перерывом в 1999-2006 годы,
всего 18 лет). Нынешнее правительство завистников и постсионистов решило
предупредить такие долгие блестящие карьеры и провело закон, ставящий временной
лимит нахождения в должности главы Израиля. Машиах по этому закону, в разгар
своих трудов после 8-ми лет должен будет уступить свою должность заурядному из
израильских лидеров, среди которых были пасующие перед врагами Израиля, отдающие
еврейские земли и привозящие в Израиль арабских террористов.
Создатель Израиля Бен-Гурион после 5 лет премьерства уступил свой пост Моше
Шарету. Но когда положение Израиля после этого значительно ухудшилось, Бен-Гурион
вернулся во власть и выиграл войну против Египта. Ему пришлось противостоять
Эйзенхауэру, президенту ригидному и бездарному, что обычно для политика из
генералов. Успех Израиля в войне 1967 года был подготовлен последними годами
правления Бен-Гуриона, великого лидера Израиля.
Тогда закона о лимите в 8 лет не
существовало. Есть ли смысл ограничивать срок работы праведного, мудрого и
успешного лидера, если нам повезёт приобрести такого? У многих нынешних израильских политиков
присутствует пиетет провинциалов перед американской мощью, и они скопировали закон
с лимита на президентство в США. Но президент там имеет огромную, почти
неограниченную власть. Нетаньяху же в своём последнем коалиционном правительстве
работал, преодолевая сопротивление висящего у него на руках «сменного премьера»
Ганца. Специфика власти в Израиле иная.
Выдающиеся израильские лидеры Бен-Гурион
и Нетаньяху умело противостояли антиизраильским решениям президентов США,
используя поддержку произраильского лобби. Для этого необходимы были мастерство
и опыт. Дилетанты в этом деле опасны, что мы видим сегодня. Каролайн Глик объясняет:
«Премьер-министр Нафтали Беннетт и его министры демонтируют все, чего достигли
правительства Нетаньяху, не позволив ПА обеспечить финансовые средства для
ведения террористической войны».
Демократическая система Израиля
имеет инструменты для смены неудачного главы правительства. Непонятен смысл
ограничения времени правления выдающегося лидера, потенциального Машиаха, до
того, как тот придёт.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136
избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий