воскресенье, 30 января 2022 г.

ЛИЧНОЕ, 30 января 2022

Фото Антон Крас
Не стало Леонида Куравлёва. И я подумал, что есть у этого актёра полное право быть похороненным на Кладбище Великого Российского Кинематографа. Нет его и не будет, такого кладбища, но, тем не менее, оно существует, имеет право быть, потому что сам этот кинематограф был бесспорным, ярким событием на культурном поле цивилизации мира нашего: Лев Кулешов и Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов и Эсфирь Шуб, Иосиф Хейфец и Григорий Козинцев, Михаил Ромм и Андрей Тарковский, Алексей Герман и Григорий Чухрай... Я не назвал и сотой части тех, кто достоин быть там, в этом Пантеоне, сумевшем, вопреки страшной и жестокой власти, дать людям утешение, радость и надежду, что мир наш не так уж плох и безнадёжен. А какими именами драматургов, гениальных актеров и операторов был богат тот сказочный мир кино. Люди, его создавшие, лежат в земле разных кладбищ, даже в разных странах.... И, всё-таки, они рядом в нашей памяти, вместе, по великому праву таланта. И еще потому, что не будет больше на земле такого места, такого феномена культуры, которого, по все законам, не должно было быть, но он был и останется еще долго с нами, как свет погасшей звезды.

 О значении кинематографа. Я не об искусстве, а о роли утилитарной. Вот уже почти 130 лет род людской оставляет движущиеся документы своей истории. В динамике наши потомки смогут увидеть, как жили: изобретали и разрушали, любили и ненавидели их деды и прадеды. Таких подлинных документов, вплоть до видео, снятых на телефон, не знала история человечества. Мы прошли путь от рисунков в пещере, глиняных табличек и клинописи до ПОЛНОГО, ФАКТИЧЕСКОГО РАЗОБЛАЧЕНИЯ жизни людей сегодня. СУД ИСТОРИИ не будет знать толкований. Зеркало подлинного облика человека отныне не подменить мутной копией. Историю отныне не перепишешь. Политикам, вещающим сегодня с экрана, только может казаться, что лет через 100, откровенный лжец и упырь покажется ангелом. Нет, всё что они говорят и делают сейчас будет осуждено по факту слов и деяний.

К чему я? Одно дело живопись, романы Льва Толстого или Стендаля, исследования историков и даже сохранившиеся письма современников. Совсем другое, если бы в нашем распоряжение была подробная хроника кровавого побоища Бородино или кадры умирающих от голода и холода солдат армии Бонапарта. Мне скажут: сохранились страшные кадры Холокоста и по сей день есть ревизионисты: те, кто не верит в существование фабрик смерти. Думаю, обилие и точность документов будущего и дня сегодняшнего отнимут возможность лжи о нас самих. Мы, люди, сегодня приговорены к точной и исчерпывающей оценке того, что творим и нашего права на будущее. Вопрос: понимают ли это те, кто держит палец на "красной кнопке" или вожди наши сегодня, в эру неопровержимого документа, ничем не отличаются от фараона Рамзеса, Батыя, Александра Македонского, Гитлера или Сталина?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..