вторник, 20 июля 2021 г.

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

 

Изыми с глаз моих!

Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

Этот материал вышел в № 78 от 19 июля 2021
ЧИТАТЬ НОМЕР
15:21, 15 июля 2021Ольга Тимофеева, Редактор отдела культуры
views

145638

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая»

12 июля книжные магазины охватила паника. В этот день вступили в силу изменения к закону, подписанному президентом 1 июля, о запрете отождествлять действия СССР и Германии в период Второй мировой войны. Также были приняты поправки в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающие использование атрибутики и изображения нацистских преступников. Российский книжный союз тут же разослал свои рекомендации — проверить книжный ассортимент и изъять книги, не соответствующие этим уточнениям. Когда книжные магазины кинулись за более подробными разъяснениями, то ответом были ссылки на высказывание пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, пояснившего, что «если на обложке какие-то большие, крупные изображения, то понятно, что какая-то такая популяризация, естественно, и абсолютно не нужна, и недопустима по закону. Если речь идет о справочной информации, какие-то изображения внутри, а не на обложке, то это уже другое дело». Расшифровать подобную философию взялся Минюст при «активном участии ведущих отраслевых общественных организаций, в том числе Российского книжного союза, Российского исторического общества, Гильдии продюсеров России и Российской библиотечной ассоциации». Буквально сегодня при участии Минцифры и Минкультуры началась разработка разъяснений по принципам правоприменения норм федерального закона.

Пока же опрошенные сотрудники московских книжных, пребывая в растерянности, попросили издательства прислать списки их продукции, которая может попасть под раздачу. Ведь в одном только магазине «Москва» около 30 тысяч наименований, поэтому уследить за каждой книгой просто невозможно. На вопрос,

что будет с изъятыми книгами, ответить сейчас никто не берется — все ждут разъяснений от властных органов. Сжигать на улицах — явно вчерашняя практика, причем нацистской Германии;

более современные способы утилизации, по-видимому, только изобретаются сегодняшними борцами с мировым злом. А пока «Новая» спросила у знаменитого книжного иллюстратора Андрея Бондаренко, чьи обложки часто становятся отдельным художественным событием, что он думает об очередном приступе законодательной активности.

Эскиз обложки книги Стивена Фрая «Как творить историю»

Коснулся ли вас и вашей работы закон, запрещающий демонстрацию изображений вождей Третьего рейха и нацистской символики на обложках книг?

— Не поверите, я узнал о нем только вчера, сидя в кафе и показывая своим издателям эскиз обложки Стивена Фрая «Как творить историю», в которой герой, желающий избавить мир от нацизма, возвращается в прошлое и подсыпает противозачаточные пилюли в систему водоснабжения на улице, где живут родители Гитлера. И Гитлер не рождается. На обложке я изобразил крысу с гитлеровскими усиками в нацистской фуражке, и вдруг издатели мне в один голос говорят: «Ты что, это же нацистская символика, теперь по закону нельзя изображать ничего подобного».

Андрей Бондаренко. Фото: Мария Говтвань

Плакат к спектаклю Театра Маяковского «Семейный альбом» по пьесе Томаса Бернхарда

Еще полгода назад я сделал плакат к спектаклю Театра Маяковского «Семейный альбом» по пьесе Томаса Бернхарда, великого драматурга-антифашиста, где эсэсовская фуражка надета на голову героя задом наперед. Как еще символически изобразить нациста, если пьеса про это? За несколько лет до этого город не разрешил развеску плаката к спектаклю «Господин Пунтила» Брехта, так как, видимо, сочетание странного имени героя с изображением гротескной головы, поданной как кусок туши для разделки на куски, вызвал у начальства болезненные ассоциации.

— Что будет с плакатом к спектаклю Карбаускиса в Маяковке — посмотрим, а вот книги уже сейчас начали изымать из продажи. Много ли из ваших попадет под каток? Пока, надеюсь, в переносном смысле.

— На самом деле самоцензура действует уже давно. Этот закон просто ставит все на свои места. Еще в 2002 году мы в издательстве Ad Marginem, делая книгу Проханова «Господин Гексоген», по совету друзей вынуждены были изъять книгу из типографии и поменять изображение Владимира Владимировича на изображение Владимира Ильича, после того как в соседнем доме забросали магазин «Фаланстер» бутылками с зажигательной смесью. И слава богу — отделались только топтанием книги Зюгановым на Первом канале. Шутки кончились уже тогда.

— И что будете делать в таких условиях?

Обложка книги Роджера Мурхауса «Дьявольский пакт»

— Ну как будто бы мы не жили в советские времена! Сколько тогда было способов обойти запреты… Опыт большой, вот он и пригодится. А кроме того, искусство хоть и неотделимо от политики, но использует свои коды: метафоры, символы, аллегории и прочие эвфемизмы, недоступные власти. На книге Роджера Мурхауса «Дьявольский пакт» про мюнхенский сговор я сделал условное изображение — челка Гитлера с усами Сталина, ничего конкретного — просто образ. Его можно запретить отдельным законом, статьей, ссылкой, постановлением, но появятся новые образы. Как у Рабиновича с пустым плакатом на Красной площади: «А зачем писать, все же понимают».

Инструменты власти, какими бы изощренными они ни были в своей репрессивности, к счастью, работают только в том поле и на том уровне, на котором эта власть существует,

только на уровне буквальном, на уровне животного страха. Ведя войны, сажая и убивая, власть больше всего боится обвинений в фашизме, а единственный ответ — «Кто так обзывается…» Язык искусства гораздо богаче, как и язык народа.

— По-видимому, идеал начальников — и это единственное, в чем они совпадают с Людмилой Улицкой, — белая обложка, а посередине имя автора черным шрифтом. Конечно, желательно того, который их устраивает.

— Это первая власть за всю историю России, которая не читает книжек, поэтому дальше обложек не идет, ведь для литературной цензуры нужны по крайней мере люди, умеющие читать, а с этим ресурсом у нынешней власти проблемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..