Универсальная формула Лестера Дента по созданию криминальных сюжетов.
Перевод с английского: Sergey Toronto
Это универсальная формула создания криминального сюжета для любой истории объемом в 6000 слов. Формула работает для жанра приключений, детективов, вестернов и военных историй. Формула точно показывает, что должно происходить в каждой последующей тысяче слов.
Все истории, которые были написаны мной по этой формуле, были успешно проданы.
Бизнес по построению историй, кажется, не сильно отличается от любого другого бизнеса по строительству чего-либо.
Вот с чего начать: .
1. Злодей каждый раз должен использовать новый способ убийства.
2. Каждый раз злодей должен стремиться к чему-то новому.
3. Места действия должны меняться.
4. Постоянная угроза, должна, словно облако нависать над героем.
Использование одного из этих пунктов – хорошо, два ещё лучше, а три, просто замечательно. Если держать эти пункты в уме, перед тем, как заняться остальным – это может вам помочь.
Разные способы убийства должны быть разными.Подумайте об огнестрельном оружии, ножах, цианиде, гарротах, отравленных иглах, скорпионах и других ядовитых гадах и запишите всё это на листочке, возможно, вы придумаете что-то новое. Скорпионы жалят и отравляют своим ядом? Может быть можно использовать комаров или мух заражённых смертельными микробами?
Если жертвы убиты обычными методами, но каждый раз их обнаруживают при странных и идентичных обстоятельствах, такое тоже может сработать, конечно, при условии, что читатель не знает до самого конца, что метод убийства является обычным.
Писатели, у которых жертвы злодея обнаруживаются со знаками на теле в виде бабочек, пауков или летучих мышей, возможно, придумывают, как бы им обыграть это тему мистификации.
Скорее всего, если методы убийства слишком странные, причудливые или гротескные, то толку от этого будет мало.
Когда злодей стремиться к чему-то новому, это могут быть не только драгоценности, ограбление банков, жемчуга или что-то из этого старого списка стандартных злодеяний.
И опять-таки, всё здесь также, может стать слишком странным.
Разные способы убийства должны быть разными.Подумайте об огнестрельном оружии, ножах, цианиде, гарротах, отравленных иглах, скорпионах и других ядовитых гадах и запишите всё это на листочке, возможно, вы придумаете что-то новое. Скорпионы жалят и отравляют своим ядом? Может быть можно использовать комаров или мух заражённых смертельными микробами?
Если жертвы убиты обычными методами, но каждый раз их обнаруживают при странных и идентичных обстоятельствах, такое тоже может сработать, конечно, при условии, что читатель не знает до самого конца, что метод убийства является обычным.
Писатели, у которых жертвы злодея обнаруживаются со знаками на теле в виде бабочек, пауков или летучих мышей, возможно, придумывают, как бы им обыграть это тему мистификации.
Скорее всего, если методы убийства слишком странные, причудливые или гротескные, то толку от этого будет мало.
Когда злодей стремиться к чему-то новому, это могут быть не только драгоценности, ограбление банков, жемчуга или что-то из этого старого списка стандартных злодеяний.
И опять-таки, всё здесь также, может стать слишком странным.
Уникальное место действия? Легко. Выбирайте ту локацию, которая соответствует методу убийства и сокровищу, за которым охотится злодей (цель злодея), - упрощайте, будет неплохо, если вы используете знакомое вам место, то где вы жили или работали. Столь многие авторы этого не делают. Иногда бывает затруднительно узнать о местности, столько же, сколько знает редактор или хотя бы достаточно, для того чтобы одурачить его.
Есть остроумный способ подогнать свою историю под местный колорит. Например, если место действия рассказа Египет, автору нужно найти книгу «Разговорник египетского языка» или что-то в этом духе. Ему нужно чтобы его герой спросил у египтянина: «В чём дело?» Смотрим в книгу и находим там «Эль-хабар, а?» Чтобы не запутать читателя, возможно, мудрым решением будет дать пояснение этим словам. Иногда сам смысл текста объяснит значение, или кто-то в истории может повторить тот же вопрос на английском. Но очень сомнительным шагом будет прерывать нить повествования, и писать длинное объяснение перевода фраз на английский.
Еще писатель знает, что в Египте растут пальмы. Он смотрит в разговорник, находит как сказать слово «пальма» и использует его в книге. Наивные редакторы и читатели после этого думают, что автор действительно что-то знает о Египте.
Теперь, перейдём ко второй части универсальной формулы.
Разделите нить истории в 6000 слов на четыре равные части. В каждой части состоящей из полутора тысяч слов напишите следующее:
Первые 1500 слов.
1. В первой строке или как можно ближе к ней представьте главного героя и врежьте по нему полной пригоршней неприятностей. Намекните на тайну, угрозу или проблему, которую нужно решить , на что-то с чем герой должен справиться.
2. Герой бросается справляться с обрушившимися на него неприятностями. (Он пытается выяснить тайну, устранить угрозу, или решить проблему).
3. Представьте ВСЕХ остальных персонажей, как можно скорее. Включите их в действие.
4. Усилия героя приводят его к реальному физическому конфликту, ближе к концу первых 1500 слов.
5. Ближе к концу 1500 слов, происходит абсолютно неожиданный поворот в развитии сюжета.
К этому моменту:
Есть ли в истории ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ?
Есть ли УГРОЗА для героя?
Всё ли происходящее выглядит логическим?
Есть остроумный способ подогнать свою историю под местный колорит. Например, если место действия рассказа Египет, автору нужно найти книгу «Разговорник египетского языка» или что-то в этом духе. Ему нужно чтобы его герой спросил у египтянина: «В чём дело?» Смотрим в книгу и находим там «Эль-хабар, а?» Чтобы не запутать читателя, возможно, мудрым решением будет дать пояснение этим словам. Иногда сам смысл текста объяснит значение, или кто-то в истории может повторить тот же вопрос на английском. Но очень сомнительным шагом будет прерывать нить повествования, и писать длинное объяснение перевода фраз на английский.
Еще писатель знает, что в Египте растут пальмы. Он смотрит в разговорник, находит как сказать слово «пальма» и использует его в книге. Наивные редакторы и читатели после этого думают, что автор действительно что-то знает о Египте.
Теперь, перейдём ко второй части универсальной формулы.
Разделите нить истории в 6000 слов на четыре равные части. В каждой части состоящей из полутора тысяч слов напишите следующее:
Первые 1500 слов.
1. В первой строке или как можно ближе к ней представьте главного героя и врежьте по нему полной пригоршней неприятностей. Намекните на тайну, угрозу или проблему, которую нужно решить , на что-то с чем герой должен справиться.
2. Герой бросается справляться с обрушившимися на него неприятностями. (Он пытается выяснить тайну, устранить угрозу, или решить проблему).
3. Представьте ВСЕХ остальных персонажей, как можно скорее. Включите их в действие.
4. Усилия героя приводят его к реальному физическому конфликту, ближе к концу первых 1500 слов.
5. Ближе к концу 1500 слов, происходит абсолютно неожиданный поворот в развитии сюжета.
К этому моменту:
Есть ли в истории ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ?
Есть ли УГРОЗА для героя?
Всё ли происходящее выглядит логическим?
В этой точке, вам может помочь мысль, что действия подразумевают нечто большее, чем просто перемещение героя между декорациями. Предположим, что герой узнал о том, что подлецы-злодеи схватили кого-то по имени Элоиза, которая может объяснить тайну того, что стоит за всеми этими зловещими событиями. Герой загоняет злодеев в угол, происходит сражение, но негодяям удаётся убежать. Градуса напряжения недостаточно.
Герой должен что-то сделать со своим неистовством, хотя бы для того, чтобы спасти Элоизу и удивить!
Элоиза – это обезьянка с кольцами у неё на хвосте. Герой пересчитывает кольца, ничего лучшего не приходит ему в голову. Эти кольца не настоящие. Они нарисованы. Зачем?
Вторые 1500 слов.
1. Обрушьте на героя ещё больше горестей и несчастий.
2. Герой, будучи героем, борется и его борьба доводит до:
3. Ещё одного физического конфликта.
4. Неожиданного поворота в сюжете, в конце этих 1500 слов.
Сейчас:
Есть ли во второй части ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ?
Растёт ли УГРОЗА словно грозовая туча?
Получил ли герой по шее, за то, что он сделал?
Выглядит ли вторая часть логичной?
НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ. Покажите, как всё выглядит. Это один из писательских секретов: никогда не рассказывайте ничего читателю – показывайте (Он дрожит, глаза его блуждают, челюсть отвисла и тому подобное). ЧИТАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЕГО УВИДЕТЬ.
При написании истории, помогает, если на каждой печатной странице будет хотя бы один небольшой сюрприз для читателя. Разумно ожидать, что такие сюрпризы будут соблазнять читателя, заставляя его продолжать чтение книги. Сюрпризы не должны быть сильными. Один из способов достижения такого эффекта состоит в том, чтобы аккуратно ввести читателя в заблуждение.
Герой рассматривает комнату, в которой произошло убийство. Дверь позади него медленно открывается. Он этого не видит. Он весь поглощён своими исследованиями. Дверь медленно открывается, всё шире и шире пока – сюрприз! Стекло в окне, на противоположенной стене выпадает из рамы и разбивается вдребезги. Должно быть, стекло было не закреплено и сквозняк, идущий от окна, распахнул за героем дверь. Но что случилось с окном? Почему выпало стекло? Ещё большая загадка.
Суть изображение рассказчика истории, состоит в том, чтобы дать ему что-то, что намертво застрянет в голове читателя.
ПРИКРЕПИТЕ К НЕМУ ЯРЛЫК.
ПОСТРОЙТЕ ВАШ СЮЖЕТ ТАК, ЧТОБЫ ДЕЙСТВИЯ БЫЛИ НЕПРЕРЫВНЫМИ.
Третьи 1500 слов.
1. Снова обрушьте на героя неприятности.
2. Герой делает некоторые успехи и загоняет злодеев угол или кого-то в:
3. Физический конфликт.
4. Неожиданный оборот сюжета, в котором желательно, чтобы герой сильно получил по шее, к концу этих 1500 слов.
В ИСТОРИИ ВСЁ ЕЩЁ:
Ощущается ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ?
УГРОЗА становится всё сильнее?
Герой попал в чертовски затруднительное положение?
Всё выглядит логичным?
Эти наброски или универсальная формула – всего лишь для того, чтобы вы убедились в том, что вы ввели в историю физический конфликт и какие-то оригинальные сюжетные повороты с некоторой неопределённостью и угрозой в них. Без этого нельзя написать криминальное чтиво.
Физические конфликты в каждой части также могут быть РАЗНЫМИ. Если в одном случае была обычная драка, то не стоит использовать такой конфликт в этом же рассказе. То же самое касается ядовитых газов и мечей. Естественно, могут быть исключения. Герой со своеобразным ударом или способом выхватить пистолет, может использовать их не один раз.
Главная идея состоит в том, чтобы избежать монотонности.
ДЕЙСТВИЯ:
Яркие, быстрые, без лишних слов. Создайте напряжение, дайте читателю увидеть и почувствовать происходящее.
АТМОСФЕРА:
Слышать, обонять, видеть, чувствовать, пробовать на вкус
ОПИСАНИЯ
Деревья, ветер, пейзаж и вода.
СЕКРЕТ ЛЮБОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ,СДЕЛАТЬ ТАК ЧТОБЫ КАЖДОЕ СЛОВО БЫЛО ЦЕННЫМ.
Четвёртые 1500 слов.
1. Героя должны захлестнуть ещё более серьёзные неприятности.
2. Пусть он практически утонет в своих бедах. (образно говоря, злодей держит его в плену и готовиться его убить, девушка скорее всего уже мертва, всё потеряно, и НОВЫЙ способ убийства вот-вот будет применён к герою)
3. Герой освобождается, используя СВОИ ОСОБЫЕ НАВЫКИ, подготовку или мускулы.
4. (Тайна оставшаяся неразгаданной), одна самая большая тайна, ответа на которую не было до этого момента, та, которая помогала контролировать внимание читателя, - раскрывается в ходе окончательного конфликта, когда герой берёт ситуацию в свои руки.
5. Финальный поворот сюжета, большая неожиданность. (То, что злодей оказывается совершенно неожиданным человеком, тот кто обладает «сокровищем» - негодяй, и т.д.)
6. Заключительная фраза, определяющая суть и мораль истории, и завершающая её.
ТЕПЕРЬ:
ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ продержалась до последних строк?
УГРОЗА, была до последнего момента?
Всё что случилось разъяснено?
Всё что произошло – логично?
Завершающая фраза достаточно хороша чтобы оставить у читателя ТЁПЛЫЕ ЧУВСТВА?
Кто убил злодея Бог? Или герой?
Источник: http://www.paper-dragon.com/1939/dent.h tml
Элоиза – это обезьянка с кольцами у неё на хвосте. Герой пересчитывает кольца, ничего лучшего не приходит ему в голову. Эти кольца не настоящие. Они нарисованы. Зачем?
Вторые 1500 слов.
1. Обрушьте на героя ещё больше горестей и несчастий.
2. Герой, будучи героем, борется и его борьба доводит до:
3. Ещё одного физического конфликта.
4. Неожиданного поворота в сюжете, в конце этих 1500 слов.
Сейчас:
Есть ли во второй части ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ?
Растёт ли УГРОЗА словно грозовая туча?
Получил ли герой по шее, за то, что он сделал?
Выглядит ли вторая часть логичной?
НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ. Покажите, как всё выглядит. Это один из писательских секретов: никогда не рассказывайте ничего читателю – показывайте (Он дрожит, глаза его блуждают, челюсть отвисла и тому подобное). ЧИТАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЕГО УВИДЕТЬ.
При написании истории, помогает, если на каждой печатной странице будет хотя бы один небольшой сюрприз для читателя. Разумно ожидать, что такие сюрпризы будут соблазнять читателя, заставляя его продолжать чтение книги. Сюрпризы не должны быть сильными. Один из способов достижения такого эффекта состоит в том, чтобы аккуратно ввести читателя в заблуждение.
Герой рассматривает комнату, в которой произошло убийство. Дверь позади него медленно открывается. Он этого не видит. Он весь поглощён своими исследованиями. Дверь медленно открывается, всё шире и шире пока – сюрприз! Стекло в окне, на противоположенной стене выпадает из рамы и разбивается вдребезги. Должно быть, стекло было не закреплено и сквозняк, идущий от окна, распахнул за героем дверь. Но что случилось с окном? Почему выпало стекло? Ещё большая загадка.
Суть изображение рассказчика истории, состоит в том, чтобы дать ему что-то, что намертво застрянет в голове читателя.
ПРИКРЕПИТЕ К НЕМУ ЯРЛЫК.
ПОСТРОЙТЕ ВАШ СЮЖЕТ ТАК, ЧТОБЫ ДЕЙСТВИЯ БЫЛИ НЕПРЕРЫВНЫМИ.
Третьи 1500 слов.
1. Снова обрушьте на героя неприятности.
2. Герой делает некоторые успехи и загоняет злодеев угол или кого-то в:
3. Физический конфликт.
4. Неожиданный оборот сюжета, в котором желательно, чтобы герой сильно получил по шее, к концу этих 1500 слов.
В ИСТОРИИ ВСЁ ЕЩЁ:
Ощущается ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ?
УГРОЗА становится всё сильнее?
Герой попал в чертовски затруднительное положение?
Всё выглядит логичным?
Эти наброски или универсальная формула – всего лишь для того, чтобы вы убедились в том, что вы ввели в историю физический конфликт и какие-то оригинальные сюжетные повороты с некоторой неопределённостью и угрозой в них. Без этого нельзя написать криминальное чтиво.
Физические конфликты в каждой части также могут быть РАЗНЫМИ. Если в одном случае была обычная драка, то не стоит использовать такой конфликт в этом же рассказе. То же самое касается ядовитых газов и мечей. Естественно, могут быть исключения. Герой со своеобразным ударом или способом выхватить пистолет, может использовать их не один раз.
Главная идея состоит в том, чтобы избежать монотонности.
ДЕЙСТВИЯ:
Яркие, быстрые, без лишних слов. Создайте напряжение, дайте читателю увидеть и почувствовать происходящее.
АТМОСФЕРА:
Слышать, обонять, видеть, чувствовать, пробовать на вкус
ОПИСАНИЯ
Деревья, ветер, пейзаж и вода.
СЕКРЕТ ЛЮБОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ,СДЕЛАТЬ ТАК ЧТОБЫ КАЖДОЕ СЛОВО БЫЛО ЦЕННЫМ.
Четвёртые 1500 слов.
1. Героя должны захлестнуть ещё более серьёзные неприятности.
2. Пусть он практически утонет в своих бедах. (образно говоря, злодей держит его в плену и готовиться его убить, девушка скорее всего уже мертва, всё потеряно, и НОВЫЙ способ убийства вот-вот будет применён к герою)
3. Герой освобождается, используя СВОИ ОСОБЫЕ НАВЫКИ, подготовку или мускулы.
4. (Тайна оставшаяся неразгаданной), одна самая большая тайна, ответа на которую не было до этого момента, та, которая помогала контролировать внимание читателя, - раскрывается в ходе окончательного конфликта, когда герой берёт ситуацию в свои руки.
5. Финальный поворот сюжета, большая неожиданность. (То, что злодей оказывается совершенно неожиданным человеком, тот кто обладает «сокровищем» - негодяй, и т.д.)
6. Заключительная фраза, определяющая суть и мораль истории, и завершающая её.
ТЕПЕРЬ:
ТРЕВОГА НЕИЗВЕСТНОСТИ продержалась до последних строк?
УГРОЗА, была до последнего момента?
Всё что случилось разъяснено?
Всё что произошло – логично?
Завершающая фраза достаточно хороша чтобы оставить у читателя ТЁПЛЫЕ ЧУВСТВА?
Кто убил злодея Бог? Или герой?
Источник: http://www.paper-dragon.com/1939/dent.h
Комментариев нет:
Отправить комментарий