Пол Самуэльсон о свободе
Дэвид Гордон
Некоторые экономисты хорошо разбираются в политической философии. Прежде всего, на ум приходят Мизес и Ротбард, но хорошие философы встречаются не только среди экономистов австрийской школы.
Одним из штампов противников свободного рынка является утверждение, что права человека важнее прав собственности. Это нонсенс; права собственности — это права человека на собственность. Самуэльсон исповедует крайнюю версию этого клише:
“Права собственности сужаются по мере того, как расширяются права человека”, — писал он. Он утверждал, что в то время как некоторые действительно страдают из-за вмешательства государства в рынок, свободный рынок создает своих победителей и проигравших. Свободный рынок предполагает, что каждый может покупать то, что хочет, но на нем существует такая вещь, как нормирование по цене (rationing by price), которая делает многие предметы недоступными для тех, у кого нет средств. Например, дети тех, кто не мог позволить себе хорошее образование, были обделены слишком высокой ценой на рынке. Таким образом, “свобода” людей, предоставляемая рынком, была лишь условной. (стр. 80)
Самуэльсон перепутал две разные вещи. Предположим, я хотел бы посетить Париж, но не могу позволить себе билет на самолет. Я не могу делать то, что хочу, но никто не применяет против меня силу и не угрожает применить силу, чтобы помешать мне поехать в Париж. Я не могу поехать, потому что не могу оплатить цену, которую владелец самолета установил за использование своих услуг. Ситуация была бы совсем другой, если бы я купил билет, а правительственные агенты насильно сняли бы меня с самолета. Самуэльсон мог бы возразить таким образом: различие между неспособностью что-то сделать, потому что для этого требуется чье-то согласие, которое он отказывается давать, и насильственным препятствием для выполнения чего-либо не имеет значения. Тем не менее, это различие существует, и Самуэльсон по большей части игнорирует его.
Правда, есть некоторые признаки того, что он признавал различие (между принудительным и добровольным, — ред.), но просто не понимал, почему принуждение, как его понимают либертарианцы, плохо. “И даже если “принуждение” было подходящим словом, Самуэльсон считал, что такое принуждение находится в конце списка важных вопросов, которые должны волновать экономистов. “Представление о том, что любая форма принуждения, в чем бы оно не заключалось, является злом, которое перевешивает все другие пороки, превращает свободу в чудовищную пародию”, — писал он” (стр. 86).
Другими словами, Самуэльсон говорит, что если государство принуждает вас к обмену с кем-то или взимает с вас налоги, это не проблема. А почему нет? Самуэльсон дает нам удивительный ответ. Если вы пользуетесь своим правом на свободу, вы принуждаете тех, кто хочет, чтобы вы делали то, что вы отказываетесь делать. “Мое право на личную жизнь — это ваше одиночество”, — написал он. “Мое право на личную жизнь — это отсутствие у вас свободы иметь компанию. Ваша свобода “дискриминировать” — это отрицание моей свободы “участвовать””(стр. 86).
Он делает еще одну ошибку. Он отождествляет свободу с анархией, которую понимает как отсутствие правил. “Современный город многолюден. Индивидуализм и анархия приведут к трениям. Теперь мы должны координировать свои действия и сотрудничать”, — написал Самуэльсон (стр. 86). Он несколько раз приводит в пример светофор на перекрестке, ограничивающий свободу личности. Он не понимает, что если владелец дороги устанавливает правила ее использования, это не является принуждением людей, которые предпочитают игнорировать эти правила.
Как и следовало ожидать, “Самуэльсон предпочел демократический процесс рынку, который справедливее, добрее, цивилизованнее” (с. 87–88). Несогласные — враги цивилизации, которых нужно принуждать к выплате долга перед обществом. Такова мудрость Пола Самуэльсона.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев
Комментариев нет:
Отправить комментарий