среда, 2 мая 2018 г.

МИХАИЛ БУЛГАКОВ. ПИСЬМО ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР

    Письмо это полезно прочесть тем, кто еще чего-то ждет в нынешней России

    Михаил Афанасьевич Булгаков. Письмо правительству СССР

----------------------------------------------------------------------------
Новый мир, 1987, N8.
----------------------------------------------------------------------------
Письмо Правительству СССР Михаила Афанасьевича Булгакова
Я обращаюсь к Правительству СССР со следующим письмом:
(Москва, Пироговская, 35-а, кв. 6)
После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих
граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие
Сочинить "коммунистическую пьесу" (в кавычках я привожу цитаты), а
мне один и тот же совет. кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим
произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный
в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных идее коммунизма писатель-попутчик.
Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее
Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале. Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед
такая пьеса у меня не выйдет.
собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что
2
Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.
Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за
десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных -
Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской
было 3, враждебно-ругательных - 298. жизни.
называли "сукиным сыном", а автора пьесы рекомендовали как "одержимого
Героя моей пьесы "Дни Турбиных" Алексея Турбина печатно встихах
подбирающем объедки после того, как "наблевала дюжина гостей".
собачьей старостью". Обо мне писали как о "литературном уборщике", Писали так:
человек деликатный, возьми да и хрястни его тазом по затылку... Обывателю мы
"...Мишка Булгаков, кум мой, тоже, извините за выражение, писатель, в залежалом мусоре шарит... Что это, спрашиваю, братишечка, мурло у тебя... Я
Писали "о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным
без Турбиных, вроде как бюстгалтер собаке без нужды... Нашелся, сукин сын. Нашелся Турбин, чтоб ему ни сборов, ни успеха... " ("Жизнь искусства", N44-1927г. ).
какой-нибудь рыжей жены приятеля" (А. Луначарский, "Известия, 8/X-1926г. ) и
отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы" ("Комс. правда", 14/X-1926г. ). Сообщали, что мне нравится "атмосфера собачьей свадьбы вокруг
вступать в какую бы то ни было полемику. Моя цель - гораздо серьезнее.
что от моей пьесы "Дни Турбиных "идет "вонь" (стенограмма совещания при Агитпропе в мае 1927г. ), и так далее, и так далее... Спешу сообщить, что цитирую я не с тем, чтобы жаловаться на критику или Я не доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею
3
вместе и все учреждения, которым поручен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать. И я заявляю, что пресса СССР совершенно права.
Отправной точкой этого письма для меня послужит мой памфлет "Багровый
остров".
она "бездарна, беззуба, убога" и что она представляет "пасквиль на
Вся критика СССР, без исключений, встретила эту пьесу заявлением, что
Единодушие было полное, но нарушено оно было внезапно исовершенно
революцию". удивительно.
которой было сообщено, что "Багровый остров" - "интересная и остроумная
В N22 "Реперт. Бюл. " (1928г.) появилась рецензия П. Новицкого, в
художественное творчество, культивирующего рабские подхалимски-нелепые
пародия", в которой "встает зловещая тень Великого Инквизитора, подавляющего драматургические штампы, стирающего личность актера и писателя", что в
существует, негодование и злое остроумие прославленного драматурга
"Багровом острове" идет речь о "зловещей мрачной силе, воспитывающей илотов, подхалимов и панегиристов... ". Сказано было, что "если такая мрачная сила оправдано". Позволительно спросить - где истина?
моя пьеса остроумна, но я сознаюсь в том, что в пьесе действительно встает
Что же такое, в конце концов, "Багровый остров" - "убогая, бездарная пьеса" или это "остроумный памфлет"? Истина заключается в рецензии Новицкого. Я не берусь судить, насколько зловещая тень и это тень Главного Репертуарного Комитета. Это он воспитывает
Главрепертком, написала, что "Багровый остров" - пасквиль на революцию. Это
илотов, панегиристов и запуганных "услужающих". Это он убивает творческую мысль. Он губит советскую драматургию и погубит ее. Я не шепотом в углу выражал эти мысли. Я заключил их в драматургический памфлет и поставил этот памфлет на сцене. Советская пресса, заступаясь за
Но когда германская печать пишет, что "Багровый остров" - это "первый в
несерьезный лепет. Пасквиля на революцию в пьесе нет по многим причинам, из которых, за недостатком места, я укажу одну: пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно. Памфлет не есть пасквиль, а Главрепертком - не революция. СССР призыв к свободе печати" ("Молодая гвардия" N1 - 1929 г., - она пишет
уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода.
правду. Я в этом сознаюсь. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она нисуществовала, - мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он

    Вот одна из черт моего творчества и ее одной совершенно достаточно,

чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи
мистические краски (я - мистический писатель), в которых изображены
все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий
самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые
скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е.
Один лишь раз, в начале моей известности, было замечено с оттенком как
Салтыкова-Щедрина. Нечего и говорить, что пресса СССР и не подумала серьезно отметить все это, занятая малоубедительными сообщениями о том, что в сатире М. Булгакова - "клевета". бы высокомерного удивления:
время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР
"М. Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи" ("Книгоша", N6-1925г. ). Увы, глагол "хотеть" напрасно взят в настоящем времени. Его надлежит перевести в плюсквамперфектум: М. Булгаков стал сатириком как раз в то абсолютно немыслима.
Мыслим ли я в СССР?
Не мне выпала честь выразить эту криминальную мысль в печати. Она выражена с совершенной ясностью в статье В. Блюма (N6 "Лит. газ."), и смысл этой статьи блестяще и точно укладывается в одну формулу: всякий сатирик в СССР посягает на советский строй.
И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах -"Дни Турбиных",
"Бег" и в романе "Белая гвардия": упорное изображение русской интеллигенции
интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы
как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях "Войны и мира". Такое
Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР,
изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией. наравне со своими героями, получает - несмотря на свои великие усилия стать
6
бесстрастно над красными и белыми - аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.
Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет. Я
не могу сказать, какой глубины криминал можно отыскать в нем, но я прошу об
добросовестно.
одном: за пределами его не искать ничего. Он исполнен совершенно
Ныне я уничтожен.
Уничтожение это было встречено советской общественностью с полной
радостью и названо "достижением".
либеральную мысль:
Р. Пикель, отмечая мое уничтожение ("Изв.", 15/IX-1929г.), высказал
И обнадежил зарезанного писателя словами, что "речь идет о его прошлых
"Мы не хотим этим сказать, что имя Булгакова вычеркнуто из списка советских драматургов". драматургических произведениях".
18 марта 1930 года я получил из Главреперткома бумагу, лаконически
Однако жизнь, в лице Главреперткома, доказала, что либерализм Р. Пикеля ни на чем не основан. сообщающую, что не прошлая, а новая моя пьеса "Кабала святош" ("Мольер") К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НЕ РАЗРЕШЕНА.
театральных специалистов бесчисленные отзывы - блестящая пьеса.
Скажу коротко: под двумя строчками казенной бумаги погребены - работа в книгохранилищах, моя фантазия, пьеса, получившая от квалифицированных Р. Пикель заблуждается. Погибли не только мои прошлые произведения, но
8
и настоящие, и все будущие. И лично я, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе, черновик комедии и начало второго романа "Театр". Все мои вещи безнадежны.
Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не
политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской
Я прошу обратить внимание на следующие два отзыва обо мне в советской
сцене. прессе.
очень ценны.
Оба они исходят от непримиримых врагов моих произведений и поэтому они
"Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета" (Л.
В 1925 году было написано: Авербах, "Изв.", 20/IX-1925г.). А в 1929 году:
творчества" (Р. Пикель, "Изв.", 15/IX-1929г.).
"Талант его столь же очевиден, как и социальная реакционность его Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня
равносильна погребению заживо.

    Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ

ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ.10
Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя,
который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на
11
свободу.
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут нап
ожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу
режиссера.
по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного Я именно и точно и подчеркнуто прошу о категорическом приказе о
специалист, потерпели полное фиаско. Мое имя сделано настолько одиозным, что
командировании, потому что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен СССР как исключительно квалифицированный предложения работы с моей стороны встретили испуг, несмотря на то, что в
специалиста режиссера и автора, который берется добросовестно ставить любую
Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними и директорам театров, отлично известно мое виртуозное знание сцены. Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, пьесу, начиная с шекспировских пьес о вплоть до сегодняшнего дня.
статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь надолжность рабочего сцены.
Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр - в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со
28 марта 1930 года
мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, - нищета, улица и гибель.
Москва,

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..