Николай Бердяев — друг евреев. Или четыре вида антисемитизма
"Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев".
(Марк Твен )
Одной из главных причин антисемитизма, заложенная в христианской, а особенно в православно-христианской традиции, было обвинение евреев в распятии Христа. При этом обвинители как-то забывали, что распяли Иисуса, всё-таки, не евреи, а римляне, и что, отдавший приказ Понтий Пилат, хотя, вроде бы, "умыл руки", но отличался, как пишут историки, невероятной жестокостью, склонностью к грабежам и убийствам.
Забывают также, что римскому прокуратору было глубоко наплевать на толпу иудеев, кричавших "Распни его". Он делал так, как считал нужным. Тем более, что Пилату была выгодна смерть Христа.
С фарисеями и Синедрионом (высший судебный орган в Древнем Израиле) можно было так или иначе договориться, а с Иисусом, за которым шли много иудеев, договориться не удалось. "Человеческий сын" на вопросы прокуратора Иудеи не отвечал, а на главный вопрос: "Ты царь иудейский?" ответил "Ты говоришь", что считалось у евреев утвердительным ответом.
У римлян же притязание на власть расценивалось как серьёзное преступление. А, главное, обвинители напрочь забывают, что у самого Иисуса мать была еврейка, евреями были апостолы, пророки и те первые несколько тысяч израильятян, которые приняли христианство.
Тем более поразительно, что среди русских православных философов были такие, которые смело шли наперекор религиозным традициям, вставали на защиту евреев. Среди них особенно известны Владимир Сергеевич Соловьёв и Николай Александрович Бердяев.
О Соловьёве, который в смертный час читал молитву за евреев, я уже писал на сайте в очерке "Три постулата Соловьёва".
В этом небольшом очерке о Бердяеве хочу попытаться понять, почему великий христианский философ в самой резкой форме осуждал антисемитизм, не верил сфабрикованному "делу Бейлиса", считал черносотенный "Союз русского народа" "шайкой бандитов и мерзавцев". Другими словами, почему Николай Александрович стал другом евреев.
Детские и юношеские годы Бердяева
Об этом времени в рамках темы очерка сказать необходимо, так как отношение к евреям закладывается в семье.
Коля родился в Киевской губернии 18 марта 1874 года в аристократической дворянской семье.
В семье Бердяевых, как и в семьях других великих филосемитов В. Соловьёва, А. Керенского, Д. Шостаковича, Е. Евтушенко, (список можно значительно продолжить), антисемитов в доме не принимали и руки им не подавали.
Родители отдают Колю в кадетский корпус, но уже в шестом классе проявляется его бунтарский, самостоятельный характер. Мальчику военная карьера была не интересна, и он настоял на том, чтобы его из корпуса забрали. 13-летний подросток ставит перед собой задачу сдать экзамены на аттестат зрелости и поступить в университет. Позже в своей автобиографии Бердяев напишет: "Тогда у меня появилось желание стать профессором философии".
У Николая получилось. В 1894 году (правда, со второго раза) он сдаёт экзамены и поступает на естественное, а через год переводится на юридическое отделение киевского университета. Детское желание стать профессором философии было не случайным.
Начиная со студенческих лет и на всю жизнь, философия остаётся основным делом Бердяева. За свою жизнь в России и во Франции (Гулага ещё не было и 160 инакомыслящих интеллектуалов, цвет российской интеллигенции, выслали в 1922 году из страны на, так называемом, "философском пароходе"), Бердяев написал более 30 книг и более сотни статей и получил, как философ, мировую известность.
Суть философии Бердяева
Ниже я попытаюсь изложить суть философии великого учёного предельно кратко, простым, что называется, "человеческим" языком. Наиболее полно и понятно для массового читателя философские взгляды Бердяева изложены в книге "Смысл истории" (1936г.). Бросаются в глаза три главных момента.
- Человечество потеряло смысл жизни и главная задача истории - найти его. Согласно Бердяеву, смысл лежит в любви к ближнему и в создании не столько материальных благ, сколько условий, позволяющих раскрыть ("высвободить") в каждом человеке творческие возможности. Причём, во главу угла Николай Александрович ставит не божественное, а человеческое творчество.
- После грехопадения в саду Эдема человек стал свободен. Бог дал человеку свободу воли и теперь не отвечает за зло в мире (принцип теодицеи). Более того, по мнению Бердяева, Он не в силах зло предотвратить. Всевышний только объясняет, что хорошо и что плохо, а далее человек действует сам. Принцип теодицеи перекликается со взглядами раввинов, у которых я брал интервью. Так, например, согласно этим взглядам, Бог не несёт ответственности за Холокост.
- В основе мира лежит не материя, а слово, дух, идея. Поэтому смысл истории человечества не в смене (как утверждают марксисты) способов производства и, соответственно, общественных формаций, не в развитии науки и техники, а во внутреннем, духовном совершенствовании. Самое технически развитое общество без духовного наполнения (высокий уровень культуры, искусства, моральных принципов) обречено на бессмысленную жизнь и даже на вымирание. Как писал Бердяев в одной из статей в своей обычной, несколько мистической манере: "Веяние духа пронеслось на миром в начале 20 века".
Ну а теперь перейдём к основной теме очерка…
Четыре вида антисемитизма. Не только среди неевреев, но и среди евреев, Бердяев был первым, кто в статьях "Еврейский вопрос, как вопрос христианский", "Христианство и антисемитизм", некоторых других, не только указал на четыре разновидности антисемитизма (бытовой, политический, расовый и религиозный), но и вскрыл их злобный, античеловечный, несправедливый характер. Рассмотрим вместе с великим философом каждый из видов более подробно.
Бытовой
Этот вид юдофобии, по мнению Бердяева, "…не нуждается в идеологическом обосновании. Он стихиен и опирается на инстинкт".
Мы, евреи, особенно родившиеся и выросшие в советской, тем более, в послеперестроечной России, не помним погромы, но хорошо помним, сказанные в наш адрес: "жидовская морда", "ваши еврейские штучки", "космополиты безродные" и (по любому случаю) "это евреи виноваты".
Мне запомнился учёный секретарь одного из НИИ, сидевший под портретом Карла Маркса, который отказал мне в конце 60-х в приёме документов в аспирантуру в самой откровенной, хотя и завуалированной в наукообразные слова, форме: "У Вас, товарищ Мадорский, неблагоприятная генетическая информация".
Я ушёл багровый и потом долго переживал, что не ответил учёному антисемиту что-то вроде: "А как насчёт генетической информации у Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда или того же Карла Маркса, под портретом которого Вы сидите?". Конечно, Маркс был злобный юдофоб, но свою генетическую информацию внук раввинов не мог изменить…
Бердяев обратил внимание, что бытовые антисемиты встречаются среди людей самых различных политических взглядов, уровня образования, социального положения. Их ненависть к евреям, как правило, не мотивирована никакими логическими предпосылками.
"Не годится для настоящего христианина, - пишет Николай Александрович, -культивировать в себе ненависть к целому народу. В такой ненависти надо исповедоваться".
Добавлю от себя, что не это годится не только для "настоящего христианина", но и просто для порядочного человека.
Политический
"Политический антисемитизм, - пишет философ, - к христианству отношения не имеет. Он основан обычно на соревновании и конкуренции, на борьбе за преобладание и властью над жизнью".
И далее: "Ограничение евреев в политических правах есть обыкновенная мирская борьба за преобладание и власть."
Евреи, жители бывшего СССР - России, прочувствовали этот вид антисемитизма в полной мере. Запрещение селиться в столицах в царской России, процентная норма в приёме в институт и на работу, ограничения в советское время поездок евреев за границу – всё это фрагменты политического или государственного антисемитизма.
И на эту тему почти у каждого из российских евреев есть что вспомнить.
Мой приятель, (назовём его Рабинович), учёный психолог, рассказывал: "В течение многих лет никак не мог выехать за границу на научный симпозиум. Не выпускали даже если у меня был главный доклад. Причём, мешал не пятый пункт, а еврейская фамилия. Всё происходило просто. Список выезжающих попадал к работнику спецслужб. Он, видимо, экономил время и, не рассматривая личные дела, вычёркивал типично еврейские фамилии. Поэтому нередко евреи с русскими или нейтральными фамилиями за рубеж выезжали без проблем. Когда приятель объяснил мне этот казус, я поменял фамилию Рабинович на русскую фамилию жены и с тех пор стал выездным".
Справедливости ради надо добавить, что в наше время государственный, "политический" антисемитизм в России (не бытовой, а именно государственный) пошёл на убыль и евреев берут всюду. Только, как говорил Жванецкий: "Где евреев взять?"
Сегодня на политическом антисемитизме замешано арабо-израильское противостояние. Антисемитизм этот постоянно подогревается информационной ложью, подтасовками
фактов, воспитывается в семье и в школе во многих мусульманских странах.
Расовый
Хотя статьи, о которых мы говорим, были написаны задолго до прихода к власти нацистов, в них философ с удивительной прозорливостью замечает, что "идеологами расового антисемитизма являются, по преимуществу, немцы".
Перед глазами философа ещё не было Гитлера с его "Моя борьба", где расовый, политический и бытовой антисемитизм тесно переплетаются в одного уродливого монстра, но были злобные юдофобы Рихард Вагнер, его зять Стюарт Чемберлен, философ Иоганн Фихте, многие другие. Отвергая расовый антисемитизм, Бердяев исходит не столько из научных представлений, согласно которым не существует низших и высших рас, сколько из религиозных.
"Христианин, — пишет он, — не может быть расовым антисемитом, так как "Сын Божий" и "Матерь Божья" по человечеству были евреями".
Кстати, у всех, так называемых, патриотов, надувающих щёки в приливе национальной гордости, независимо от их национальности, на первом месте среди "низших" рас стоят евреи.
Религиозный
Как и Соловьёв, Бердяев признаёт: "Христианство, в глубинном смысле, есть религиозный антисемитизм или, точнее, антииудаизм".
Он даже считает, что "…антииудаизм входит в христианскую религию, как её составная часть".
В своих статьях философ резко критикует тех христиан, которые не смогли порвать с подобными ложными представлениями. Более того, Николай Александрович считает, что "…если бы антисемиты хоть на одно мгновение способны были понять тайну религиозной судьбы еврейского народа, то весь их антисемитизм исчез бы, как порождение ничтожных и своекорыстных чувств. Ибо тайна религиозной судьбы еврейского народа есть тайна всемирной истории".
Важным и смелым было заявление Бердяева, что "…отношение к еврейству есть испытание силы христианского духа".
И особенно признание, что "русский народ его очень плохо выдерживает".
Если перенестись в наше время, то мы увидим, что мало что изменилось. Русская православная церковь (РПЦ ) и, особенно, её руководство, в отличии от католиков и протестантов, до сих пор не раскаялась за тысячелетнии гонения евреев и не согласилась с извинениями в адрес иудеев Папы Римского Бенедикта ХV1, снявшего с иудеев обвинения в распятии Иисуса Христа и признавшего духовную близость христиан и евреев.
Заключение. Слова Марка Твена о всеобщей ненависти народов к евреям, вынесенные как эпиграф, конечно же, преувеличение. Во всяком случае, сегодня они не так актуальны.
Всеобщий антисемитизм уходит в прошлое и не имеет будущего. Это, однако, не означает, что борьба с юдофобами будет лёгкой и быстрой. Возможно, для полного удаления раковой опухоли, для окончательной победы над страшным пороком человечества, потребуются многие годы.
Но и через века имя великого православного философа Николая Бердяева, стоящего у истоков этой борьбы, будет близким и почитаемым, как для евреев, если к тому времени разделение на нации ещё не отомрёт, так и для всех землян.
Источник: "Еврейский Мир"
Комментариев нет:
Отправить комментарий