Одну cтарую
хасидскую легенду о Зусе и Элимелехе из Лизенска Эли Визель пересказал так: "Существует
удивительное предание о том, как два брата наведались в маленькую деревушку
около Кракова, чтобы в ней заночевать. Внезапно
они почувствовали беспокойство, ими овладело неудержимое желание
покинуть это место. Хотя спускались сумерки, они пустились в путь и провели
ночь в дороге. Название этой безвестной деревушки – Освенцим".
Клянусь, я написал
это последнее слова и поднялся, потому что услышал голос сирены, призывающий
весь Израиль к двум минутам молчания в память о погибших в огне Холокоста.
Чудо? Не знаю. За
годы, проведенные на Земле Обетованной, такое случалось со мной не раз, а
потому я верю в фантастическую историю, поведанную Эли Визелем.
В книгах этого писателя и
Мартина Бубера о хасидах много замечательных рассказов о Зусе и Элимелехе, но
нет почему-то одной, как мне кажется, наиболее удивительной притчи в наследии
первого цадика хасидизма – Элимелеха из Лизенска.
Прочел ее в другом, старом сборнике о хасидах. Мне всегда казалось, что
короткие, необыкновенно скромные по тону, хасидские притчи "тянут" на
целые многостраничные романа, поэмы, пьесы. Могу назвать в современной
литературе много классических произведений, основанных, вольно или невольно, на
мудрости этих притч.
Очевидна этика "объема" в наследии хасидов, но не могу
удержаться, чтобы не сделать попытку пересказать эту, так поразившую меня
историю о безымянном портном из Лизенска.
Накануне Дня Искупления
собрались ученики, чтобы выслушать наставления цадика, но он в тот день был
предельно неразговорчив, проворчал только: "Хотите знать, что нужно делать
в канун этого дня, идите под окна к портному и слушайте внимательно все то, что
он скажет".
Дело нечего, и поплелись ученики на окраину местечка, спотыкаясь в ухабах, недовольные тем, что
послали их за наукой и знаниями к какому-то обыкновенному портняжке.
Вот остановились они у распахнутого окна в лачугу портного. Отсюда все
было видно и слышно ученикам.
Празднично накрытый стол. За столом молча сидела вся многочисленная
семья портного. Никто не торопится приступать к трапезе. Все ждали, что скажет
отец семейства. А портной достал из шкафа толстую тетрадь, похожую на
конторскую книгу, раскрыл ее и начинал, не торопясь, читать, далеко отстранив
по близорукости текст от глаз: " Владыка мира! Пришло время произвести
между нами расчет за все прогрешения, которые мы совершили, ведь ныне время
искупления для всего Израиля".
В наступившей паузе портной перевернул страницу…
Ученики за окном начали ворчать вполголоса: "Какой расчет, какие
счеты со Всевышним. О каких таких прогрешениях Владыки мира намекал этой
наглец?"
Портной будто ответил своим возмущенным критикам, продолжая читать
текст из книги: " Сначала я хочу перечислить все наши прогрешения перед
Тобой за последний год. Признаюсь, что вина наша перед Тобой может быть
доказана в двенадцати случаях.
Во-первых, однажды я пропустил молитвы в шабат, сославшись на нездоровье. На
самом деле не так уж сильно был я болен, а просто в смятении духа не счел
возможным разговор с Тобой. Во-вторых, принял заказ от бедной вдовы, перешил
костюм мужа для сироты, и взял за это деньги. Правда, небольшие, но все-таки
взял, что и считаю грехом, хотя в то время и моя семья остро нуждалась в
пропитании. В-третьих, во время славного праздника Пурим я положил глаз на нашу
соседку Ривку и согрешил с ней, не помня себя, не понимая, что делаю. Ты должен
простить мне этот грех, потому что сама моя дорогая жена Эстер мне его
простила…"
Портной читал книгу еще долго, и ученики слушали подробные перечисления
его грехов, нахмурившись, но молча и с великим вниманием, так как ничто не
вызывает наш интерес так , как чужие ошибки, грехи и пороки.
Но вот портной захлопнул свою "конторскую книгу" и достал из
шкафа другую – раза в два толще предыдущей.
-
А теперь,
Владыка, - сказал он. – давай посчитаем Твои прогрешения перед моим семейством,
коих ровно тридцать шесть. Во – первых, мой младший сын Давид поскользнулся и
упал с лестницы, сломав себе руку. За что Ты так наказал этого ребенка с характером ангела? Во-вторых, на меня самого
в дороге к соседней деревне напали бандиты. Так били, что чуть не лишили жизни,
а потом отобрали все, что было со мной: заказы, гроши выручки и лошадь с
телегой. В – третьих, мой младший брат Моше умер в этот год от чахотки, не
достигнув и тридцати лет. Ты осиротил жену и его четверых детей. Как они будут
жить дальше?"
Долго и монотонно читал портной свой список претензий к Создателю. И
чуть ли не каждый пункт его списка вызывал гневные реплики учеников Элимелеха
из Лизенска.
Хозяин дома, тем временем, закончил чтение, захлопнул книгу, отнес ее
на прежнее место, бережно поставил рядом с перечнем своих грехов, вернулся к
столу и сказал так: "Владыка мира! Если посчитать, как следует, то Ты
должен мне больше, чем я тебе. Но я не хочу быть мелочным, ведь нынче канун Дня
Искупления и все должны быть снисходительны друг к другу. Поэтому мы прощаем
Тебе все, что Ты сделал нам, а Ты прости нам все, что мы сделали тебе… Лехаим,
Владыка!" – портной немедля налил себе в стакан водки и выпил ее со вкусом
и не поморщившись, а затем, вместо закуски, продолжил свой "тост": -
Простим в этот день друг другу все прогрешения – и наши, и Твои. Все забыто,
будто ничего и не было".
Сел портной, чуть покачнувшись,
и это было знаком к началу пира. Домочадцы мастера незамедлительно приступили к
выпивке и закуске. Меры они в тот день не знали, потому что хорошо помнили о
предстоящем посте.
Учеников никто к столу не пригласил. Ушли они от дома портного, ругаясь
и глотая слюнки. Весь обратный путь к хижине своего учителя проклинали ученики
портного за богохульство, полагая, что речами своими безмерно оскорбил он
Всевышнего.
С этим возмущением и пришли
ученики в Элимелеху из Лизенска.
-
Учитель!
– сказали они. – Мы никогда не слышали более омерзительных речей, чем те, что
позволил себе этот портной. Он разговаривал с Владыкой мира так, будто Тот ему
ровня. Он унизил Всевышнего упреками и жалобами. Он дошел до того, что
потребовал от Создателя прощения за свою наглость!
Молча выслушал цадик учеников.
Потом спросил негромким и спокойным голосом: " Стоя под окном портного, вы
никого не заметили рядом с вами?"
-
Нет, -
ответили ученики. – Крутилась какая-то шелудивая собачонка, да мужик мимо
проезжал на телеге, груженной сеном – и
это все.
-
Вы
ошибаетесь, - улыбнулся цадик. – Знайте
же, что сам Всевышний со своей свитой приходит послушать произносимые в
простоте души слова портного. От слов этих мир наполняется благословением и радостью… А теперь идите и
подумайте о том, что я вам сказал".
Мне кажется, эта притча, как ни одна другая, раскрывает
отношения евреев с Богом. Корни ее, конечно же, в Книге - Книг, в истории
многострадального Иова. Жалобы несчастного тоже покорно выслушал Создатель,
виновный в трагедии этого человека, и
дал ему, выслушав, свое благословение. Но рассказ о безгрешном Иове,
ставшем жертвой провокации Сатаны, трагичен по своей сути и необыкновенно
серьезен.
Притча о портном наполнена творческим наследием хасидизма. Она полна
неподдельного юмора и изысканного артистизма. "Сценарий" сделки
портного с Богом составлен талантливо, ярко и вдохновенно, с настоящим
искусством. Отсюда и радость, о которой говорил своим ученикам цадик из
Лизенска.
Ложь, ханжество, лицемерие, притворство – не приемлет Бог наш. Все
остальное готов выслушать и понять. И делает Он это с великой радостью, как
радуемся мы с вами от благородства людского, от чистоты человеческих помыслов,
от мудрого творчества наших предков, сложивших некогда великие притчи о цадиках
– хасидах 18 века.
Хотел написать достаточно подробное описание той истории с мастером
кройки и шитья из Лизенска, а не получилось, будто сама эта притча, ее дух
противны многословию, корыстным попыткам превратить давнюю мудрость в личное
достояние автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий