Тиндерелла: героиня нашего времени
Что изменилось в популярной женской литературе со времен «Секса в большом городе» и «Бриджит Джонс»
В
«Эксмо» выходит роман американской писательницы Ханны Оренстейн «Игра с огнем» о молодой девушке из Нью-Йорка, работающей мэтчмейкером (по-простому, свахой) для обеспеченных и одиноких. Это образцовый чиклит, где юмор, оптимизм и грусть смешаны в близких к идеалу пропорциях. Книга явно придется по душе поклонникам Бриджит Джонс, великолепной четверки из «Секса в большом городе» и шопоголика из романов Софи Кинселлы. С поправкой, что 22-летняя Саша Голдберг из «Игры с огнем» говорит на одном языке с современными 20-летними девушками, и после книги хочется немедленно стать одной из них, даже если тебе немного за...
Не только о любви
Чиклит часто ошибочно путают с дамским романом, поскольку и там, и там, как правило, присутствует любовная линия. Но этот, на первый взгляд, легкий жанр куда интересней простых историй о любви. Хотя бы потому, что главная героиня чиклита — не гений чистой красоты и сферическая в вакууме Женщина с большой буквы, а вполне себе реальный человек. Она не грустит в ожидании прекрасного принца, а тайком строит глазки коллеге, шутит над собой, переживает, долежат ли туфли ее мечты до распродажи, расстраивается из-за проваленной презентации, ругается с соседями, борется с вредными привычками или идет у них на поводу.
Именно этот эффект узнаваемости в свое время обеспечил невероятный успех родоначальникам чиклита — книгам Хелен Филдинг о Бриджит Джонс и колонкам Кэндес Бушнелл, которые легли в основу книги и сериала «Секс в большом городе». Их героини, зажигавшие на рубеже 1990-х и 2000-х, боролись с лишним весом или морщинами, тусовались с друзьями, попадали в нелепые ситуации и, главное, активно искали свою любовь. И, конечно, находили. Кстати, «Дневник Бриджит Джонс» на современный лад обыгрывал один из главных романов Джейн Остен — «Гордость и предубеждение», а хэппи-энд по Остен — это свадьба или хотя бы помолвка.
Описанные 20 с лишним лет назад героини до сих пор понятны и симпатичны тем, кому за 30. А вот у публики чуть младше они порой вызывают недоумение. Пирамида Маслоу современной молодой женщины вовсе не украшена фигурками молодоженов со свадебного торта, а пытаться похудеть ради мужского одобрения, по ее мнению, совершенно бессмысленно. Если уж потеть в спортзале или считать калории, то только ради собственного здоровья или хорошего настроения. Как и покупать новые туфли.
Этот тренд более десяти лет назад уже уловили Софи Кинселла с серией книг о шопоголике и автор бестселлера «Ешь. Молись. Люби» Элизабет Гилберт. В центре внимания книг о шопоголике были скорее взаимоотношения Ребекки Блумвуд с ее кредитной историей, а красавчик-пиарщик больше мелькал на периферии. В автобиографичной книге Гилберт «Ешь. Молись. Люби» героиня и вовсе сбегала от неудачных отношений на другой конец света, чтобы отъедаться, медитировать и искать себя.
Бриджит Джонс 2.0
Саша Голдберг из «Игры с огнем» (в оригинальном названии заложена игра слов — «playing with matches») ищет любовь в эпоху Тиндера. Только пользуется популярным приложением она не для себя, а для своих клиентов, за любовные удачи и неудачи которых читатель стараниями автора будет переживать сильнее, чем за личную жизнь главной героини. Ее куда больше интересует хорошая работа и личный социальный капитал. Она разбирается в брендах и модных коллекциях не хуже шопоголика, но для нее это не одержимость, а полезное для работы свойство, помогающее клиентам и клиенткам находить потенциальных партнеров — ведь встречают по-прежнему по одежке. Любит выпить и вкусно поесть с подругами, но не бежит на следующий день к весам, чтобы ужаснуться последствиям. Старается соответствовать своему идеальному бойфренду и быть правильной подружкой, но размышляет о границах каждого компромисса.
В Саше нет той очаровательной «чудинки», которая была у прежних героинь чиклита, она не рефлексирует на ровном месте, принимает свои сильные и слабые стороны и живет здесь и сейчас. Конечно, она ошибается, страдает, но быстро находит силы двигаться дальше. Но эта нормальность и рациональность не делает героиню скучной. Напротив, в свои 22 Саша с интересом и особым взглядом смотрит на окружающий мир, своих клиентов и друзей и становится идеальным свидетелем нашей эпохи.
Ее шутки про помолвленные пары, предающиеся по пятницам совместному просмотру Netflix, псевдофанаток ЗОЖ, целыми днями разгуливающих в трениках и с ковриками для йоги, бородатых парней с вытатуированными на предплечьях эмодзи и мужиков, которые не умеют пользоваться фильтрами в Intagram, попадают в точку — и неважно, живешь ты в Нью-Йорке, Москве или Екатеринбурге.
Но даже не эти маленькие детали и общая атмосфера выделяют книгу Ханны Оренстейн на фоне остального легкого чтения и ставят рядом с лучшими образцами жанра. «Игра с огнем» — это история о наших желаниях, которые мы сами не до конца понимаем, и о возможностях, которые дарит нам судьба, даже если они не оправдали наши ожидания. И о том, что хэппи-энд неизбежен, только теперь он не обязательно заканчивается свадьбой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий