Злым языкам мы верим, порой,
больше, чем добрым. Ничего не поделаешь, такова человеческая натура.
Мой приятель, земляк Расула
Гамзатова – талантливый писатель говорил о дагестанском поэте самые
нелицеприятные вещи. Он называл его и «бурдюком с вином», и «чиновной крысой»,
и «бездарью, чья слава и вес сделаны переводчиками». При этом он
утверждал, что и аварский язык совсем непригоден для поэзии и прозы, так как в
нем всего 300 слов.
Я тоже не любил в
изящной словесности официальных лиц и склонен был верить словам моего приятеля
о классике советской поэзии . С этой верой и проходил чуть ли не сорок лет.
Но вот читаю замечательную, чистую
и добрую, книгу Георгия Данелия «Тостуемый пьет до дна» и в ней о Гамзатове,
среди прочего, сказано вот что: «… когда на правительственном банкете в Кремле
по случаю юбилея Октябрьской революции Расул поднял тост «За дагестанский
народ, предпоследний среди равных», а на вопрос: «Как это могут быть среди
равных предпоследние?» ответил: «Последние у нас евреи», этого ему уже простить
не смогли! На него так обиделись, что даже исключили из членов Президиума. Но
через какое-то время вернули – видимо поняли, что без Расула Гамзатова на
Президиуме очень скучно».
Прочел я эти строчки и вдруг
вспомнил, что именно Расул Гамзатов приказал напечатать первую и последнюю
книжку талантливого прозаика, моего приятеля, причем сделал это вопреки воле
местной писательской организации. Мало того, по звонку Расула, Никита Михалков
и Анатолий Алексин обеспечили злоязычному таланту прописку и непыльную работу в
ближнем Подмосковье.
Вспомнил я это, вздохнул тяжко и
выругал себя самого последними словами. Да, в жизни автора «Журавлей» наверняка
было всякое, но кто мне-то, грешному, дал право судить этого человека, да еще с
чужих слов?
А вот еще одна история на тему
злоязычия. Из повести Юрия Нагибина «Тьма в конце туннеля»:
«На
стоянке грудилась толпа, пытающаяся стать очередью,
но, поскольку она состояла в основном из киношников, порядок был невозможен.
И все-таки джентльменство не вовсе угасло в косматых душах - при виде
шатающейся Геллы толпа расступилась. Такси как раз
подъехало, я распахнул дверцу, и Гелла рухнула на заднее
сиденье. Я убрал ее ноги, чтобы сесть рядом, оставив
переднее место Шределю. Но мы и оглянуться не
успели, как рядом с шофером плюхнулся Шурпин.
- Вас отвезти? - спросил я, прикидывая, как
бы сдвинуть Геллу, чтобы сзади поместился тучный Шредель.
- Куда еще везти? - слишком саркастично для
пьяного спросил Шурпин.- Едем к вам.
- К нам нельзя. Гелле плохо. Праздник кончился.
- Жиду можно, а мне нельзя? - едко
сказал дебютант о своем старшем собрате.
- Ну вот, - устало произнес
Шредель, - я так и знал, что этим кончится.
И меня охватила тоска:
вечно одно и то же. Какая во всем
этом безнадега, невыносимая, рвотная духота! Еще не будучи знаком с
Шурпиным, я прочел его рассказы - с подачи Геллы, - написал ему
восторженное письмо и помог их напечатать. Мы устроили
сегодня ему праздник, наговорили столько добрых слов (я еще не знал
в тот момент, что он куда комплекснее обслужен нашей семьей), но
вот подвернулась возможность - и полезла смрадная черная пена».
Так Нагибин писал о Василии Шукшине
и своей тогдашней жене Белле Ахмадулиной. Ныне это секрет Полишинеля. Всем было
известно, что Василий Шукшин антисемит дубовый. Мало того, и в группу съемочную
он набирал практически одних юдофобов, таких лютых, к примеру, как его
постоянный оператор Заболоцкий. Так что здесь, казалось, можно поставить точку.
Другом евреев талантливый режиссер и писатель не был. Но и здесь не будем
торопиться.
Фильм Александра Аскольдова
«Комиссар» был сделан в 1967 году, на излете вялой, ленивой и
непоследовательной идеологической перестройки тех лет. Фильм запретили, хотели
сжечь все копии.. Через 20 лет «Комиссар» завоевал множество призов и наград,
был признан шедевром, и сотни миллионов зрителей увидели картину Аскольдова –
режиссера, увы, одной единственной ленты.
Я на втором курсе ВГИКа. О фильме
рассказывают легенды. Каким-то чудом удается попасть на просмотр материала. В
юности не был слезлив, но ком застрял в горле, ладонь стерла влагу со щеки.
Тогда же решил, что фильм о гибельности фанатизма, о бесчеловечности идей,
взращенных на ненависти. Вспомнил картину Григория Чухрая «Сорок первый». Там
женщина-снайпер предает свою любовь ради идеи и своего не родившегося ребенка,
свое будущее, будущее своего народа, предает и убивает. Вот и в картине
Аскольдова мать бросает свое чадо во имя мировой революции. Фильм Чухрая был
принят, так как подобная дерзость замысла казалась цензорам немыслимой. Фильм
Аскольдова, груженый бытом еврейского местечка и темой Холокоста, пройти
не смог и лег на полку.
Помню свой давний разговор с
еврейкой – редактором студии Горького.
- Как ты могла такое говорить о
«Комиссаре»? – спросил я.
- А что я должна была сказать? –
спросила она.
- Что это шедевр! – заорал я.
- Шедевр, пусть, дальше что? –
спросила она.
- Шедевр?! Ты говорила, что это
гнусный пасквиль, ложь о еврейском народе и просто беспомощная, халтурная
лента!
- Ну и что? – вновь спросила она.
- Это еврейский фильм, по-настоящему
еврейский. Фильм, сделанный с любовью к нашему народу. Фильм, отстаивающий наше
достоинство, честь, нашу жизнь, наконец!
Я уж не помню, что тогда кричал на
пустой улице у высокой, чугунной ограды института Марксизма-Ленинизма.
- Ты дурак! – сказала тогда редактор
студии им. М. Горького. – Если хочешь закончить ВГИК и работать в кино, -
заткнись, - посоветовав мне это, она резко повернулась и оставила меня наедине
со своей честностью и принципиальностью.
Напомню, улица у ограды была пуста.
Я стоял на этой пустой улице, и отчаянье правдолюба постепенно замещалось во
мне робостью молчальника. «Да что я могу сделать? Как я могу отстоять фильм?
Кто я такой, наконец?»... Я благополучно закончил ВГИК и работаю в
российском кино до сих пор. Работаю, постоянно ощущая на губах вкус того
давнего малодушия.
И вот читаю в одном из интервью
Аскольдова: « Евреи студии не приняли картину. Горячую поддержку оказал ей
Василий Шукшин».
Вот и разберись в злых и добрых языках.
Оператор картины - еврей Виталий Гинзбург, младший брат Александра Галича, -
предал совместный фильм, даже строчил, открещиваясь от режиссера, доносные
бумаги в Госкино, а антисемит Шукшин, почти что в полном одиночестве,
сражался за еврейскую картину Аскольдова.
Да и с самим творцом «Комиссара» не
все так просто. В своей книге «Когда деревья были большими» Наталья Фокина,
жена режиссера Льва Кулиджанова, пишет: «И пошли звонки из Главного управления
по производству фильмов. Звонил курирующий киностудию редактор Александр
Аскольдов. Потом он вызвал... редактора фильма и высказал свое возмущение
безыдейностью сценария». Речь идет об одном из лучших советских фильмов: «Когда
деревья были большими».
А через шесть лет сам Аскольдов пал
жертвой бдительных стражей соцреализма, и убедился, что «безыдейность»
лучше «сомнительной идейности». Странная история. Что заставило опытного
партийного цензора, пробившегося в режиссеры-постановщики, рискнуть с таким
материалом не совсем понятно. В любом случае, и здесь ставить точку я бы не
торопился.
Странным образом сталкиваются в
нашем мире имена антиподов. Вот Игорь Ефимов рассказывает о перестройке в СССР
Иосифу Бродскому:
«- Даже Евтушенко выступил
против колхозов.
- Если Евтушенко
против, я за, - ответил Бродский».
Две книги: «мемуар» Ефимова и
дневники Лидии Чуковской читал практически одновременно.
Из дневника Лидии Корнеевны: «Я
рассказала ей (Фриде Вигдоровой. Прим. А.К.) о Евтушенке: вернувшись из Италии,
он написал в ЦК записку – отчет и там о Бродском: как вредит нам это дело, как
необходимо его выпустить поскорее и потом издать его книгу – причем он,
Евтушенко, берется отобрать стихи и написать предисловие».
Был бы тогда, в тот момент, врагом
Евтушенко ссыльный Бродский? Не думаю. Знаю, знаю, и не такое мог себе
позволить без риска автор «Братской ГЭСС», но мог и промолчать, не суетиться,
не ставить себя под возможный удар. Врагов у Евгения Александровича было не
меньше, чем друзей.
Такие дела. Один мой знакомый
утверждает, что безумие рода людского в том, что сидит в душе человека дьявол и
ангел. Спорят, борются постоянно, то один одерживает победу, то другой. Не со
всеми так бывает, но с большинством. Вот я и не знаю, кто нам, грешным и
смертным, диктует право на «злой язык»? Уж никак не ангел?
Злым языкам мы верим, порой,
больше, чем добрым. Ничего не поделаешь, такова человеческая натура.
Мой приятель, земляк Расула
Гамзатова – талантливый писатель говорил о дагестанском поэте самые
нелицеприятные вещи. Он называл его и «бурдюком с вином», и «чиновной крысой»,
и «бездарью, чья слава и вес сделаны переводчиками». При этом он
утверждал, что и аварский язык совсем непригоден для поэзии и прозы, так как в
нем всего 300 слов.
Я тоже не любил в
изящной словесности официальных лиц и склонен был верить словам моего приятеля
о классике советской поэзии . С этой верой и проходил чуть ли не сорок лет.
Но вот читаю замечательную, чистую
и добрую, книгу Георгия Данелия «Тостуемый пьет до дна» и в ней о Гамзатове,
среди прочего, сказано вот что: «… когда на правительственном банкете в Кремле
по случаю юбилея Октябрьской революции Расул поднял тост «За дагестанский
народ, предпоследний среди равных», а на вопрос: «Как это могут быть среди
равных предпоследние?» ответил: «Последние у нас евреи», этого ему уже простить
не смогли! На него так обиделись, что даже исключили из членов Президиума. Но
через какое-то время вернули – видимо поняли, что без Расула Гамзатова на
Президиуме очень скучно».
Прочел я эти строчки и вдруг
вспомнил, что именно Расул Гамзатов приказал напечатать первую и последнюю
книжку талантливого прозаика, моего приятеля, причем сделал это вопреки воле
местной писательской организации. Мало того, по звонку Расула, Никита Михалков
и Анатолий Алексин обеспечили злоязычному таланту прописку и непыльную работу в
ближнем Подмосковье.
Вспомнил я это, вздохнул тяжко и
выругал себя самого последними словами. Да, в жизни автора «Журавлей» наверняка
было всякое, но кто мне-то, грешному, дал право судить этого человека, да еще с
чужих слов?
А вот еще одна история на тему
злоязычия. Из повести Юрия Нагибина «Тьма в конце туннеля»:
«На
стоянке грудилась толпа, пытающаяся стать очередью,
но, поскольку она состояла в основном из киношников, порядок был невозможен.
И все-таки джентльменство не вовсе угасло в косматых душах - при виде
шатающейся Геллы толпа расступилась. Такси как раз
подъехало, я распахнул дверцу, и Гелла рухнула на заднее
сиденье. Я убрал ее ноги, чтобы сесть рядом, оставив
переднее место Шределю. Но мы и оглянуться не
успели, как рядом с шофером плюхнулся Шурпин.
- Вас отвезти? - спросил я, прикидывая, как
бы сдвинуть Геллу, чтобы сзади поместился тучный Шредель.
- Куда еще везти? - слишком саркастично для
пьяного спросил Шурпин.- Едем к вам.
- К нам нельзя. Гелле плохо. Праздник кончился.
- Жиду можно, а мне нельзя? - едко
сказал дебютант о своем старшем собрате.
- Ну вот, - устало произнес
Шредель, - я так и знал, что этим кончится.
И меня охватила тоска:
вечно одно и то же. Какая во всем
этом безнадега, невыносимая, рвотная духота! Еще не будучи знаком с
Шурпиным, я прочел его рассказы - с подачи Геллы, - написал ему
восторженное письмо и помог их напечатать. Мы устроили
сегодня ему праздник, наговорили столько добрых слов (я еще не знал
в тот момент, что он куда комплекснее обслужен нашей семьей), но
вот подвернулась возможность - и полезла смрадная черная пена».
Так Нагибин писал о Василии Шукшине
и своей тогдашней жене Белле Ахмадулиной. Ныне это секрет Полишинеля. Всем было
известно, что Василий Шукшин антисемит дубовый. Мало того, и в группу съемочную
он набирал практически одних юдофобов, таких лютых, к примеру, как его
постоянный оператор Заболоцкий. Так что здесь, казалось, можно поставить точку.
Другом евреев талантливый режиссер и писатель не был. Но и здесь не будем
торопиться.
Фильм Александра Аскольдова
«Комиссар» был сделан в 1967 году, на излете вялой, ленивой и
непоследовательной идеологической перестройки тех лет. Фильм запретили, хотели
сжечь все копии.. Через 20 лет «Комиссар» завоевал множество призов и наград,
был признан шедевром, и сотни миллионов зрителей увидели картину Аскольдова –
режиссера, увы, одной единственной ленты.
Я на втором курсе ВГИКа. О фильме
рассказывают легенды. Каким-то чудом удается попасть на просмотр материала. В
юности не был слезлив, но ком застрял в горле, ладонь стерла влагу со щеки.
Тогда же решил, что фильм о гибельности фанатизма, о бесчеловечности идей,
взращенных на ненависти. Вспомнил картину Григория Чухрая «Сорок первый». Там
женщина-снайпер предает свою любовь ради идеи и своего не родившегося ребенка,
свое будущее, будущее своего народа, предает и убивает. Вот и в картине
Аскольдова мать бросает свое чадо во имя мировой революции. Фильм Чухрая был
принят, так как подобная дерзость замысла казалась цензорам немыслимой. Фильм
Аскольдова, груженый бытом еврейского местечка и темой Холокоста, пройти
не смог и лег на полку.
Помню свой давний разговор с
еврейкой – редактором студии Горького.
- Как ты могла такое говорить о
«Комиссаре»? – спросил я.
- А что я должна была сказать? –
спросила она.
- Что это шедевр! – заорал я.
- Шедевр, пусть, дальше что? –
спросила она.
- Шедевр?! Ты говорила, что это
гнусный пасквиль, ложь о еврейском народе и просто беспомощная, халтурная
лента!
- Ну и что? – вновь спросила она.
- Это еврейский фильм, по-настоящему
еврейский. Фильм, сделанный с любовью к нашему народу. Фильм, отстаивающий наше
достоинство, честь, нашу жизнь, наконец!
Я уж не помню, что тогда кричал на
пустой улице у высокой, чугунной ограды института Марксизма-Ленинизма.
- Ты дурак! – сказала тогда редактор
студии им. М. Горького. – Если хочешь закончить ВГИК и работать в кино, -
заткнись, - посоветовав мне это, она резко повернулась и оставила меня наедине
со своей честностью и принципиальностью.
Напомню, улица у ограды была пуста.
Я стоял на этой пустой улице, и отчаянье правдолюба постепенно замещалось во
мне робостью молчальника. «Да что я могу сделать? Как я могу отстоять фильм?
Кто я такой, наконец?»... Я благополучно закончил ВГИК и работаю в
российском кино до сих пор. Работаю, постоянно ощущая на губах вкус того
давнего малодушия.
И вот читаю в одном из интервью
Аскольдова: « Евреи студии не приняли картину. Горячую поддержку оказал ей
Василий Шукшин».
Вот и разберись в злых и добрых языках.
Оператор картины - еврей Виталий Гинзбург, младший брат Александра Галича, -
предал совместный фильм, даже строчил, открещиваясь от режиссера, доносные
бумаги в Госкино, а антисемит Шукшин, почти что в полном одиночестве,
сражался за еврейскую картину Аскольдова.
Да и с самим творцом «Комиссара» не
все так просто. В своей книге «Когда деревья были большими» Наталья Фокина,
жена режиссера Льва Кулиджанова, пишет: «И пошли звонки из Главного управления
по производству фильмов. Звонил курирующий киностудию редактор Александр
Аскольдов. Потом он вызвал... редактора фильма и высказал свое возмущение
безыдейностью сценария». Речь идет об одном из лучших советских фильмов: «Когда
деревья были большими».
А через шесть лет сам Аскольдов пал
жертвой бдительных стражей соцреализма, и убедился, что «безыдейность»
лучше «сомнительной идейности». Странная история. Что заставило опытного
партийного цензора, пробившегося в режиссеры-постановщики, рискнуть с таким
материалом не совсем понятно. В любом случае, и здесь ставить точку я бы не
торопился.
Странным образом сталкиваются в
нашем мире имена антиподов. Вот Игорь Ефимов рассказывает о перестройке в СССР
Иосифу Бродскому:
«- Даже Евтушенко выступил
против колхозов.
- Если Евтушенко
против, я за, - ответил Бродский».
Две книги: «мемуар» Ефимова и
дневники Лидии Чуковской читал практически одновременно.
Из дневника Лидии Корнеевны: «Я
рассказала ей (Фриде Вигдоровой. Прим. А.К.) о Евтушенке: вернувшись из Италии,
он написал в ЦК записку – отчет и там о Бродском: как вредит нам это дело, как
необходимо его выпустить поскорее и потом издать его книгу – причем он,
Евтушенко, берется отобрать стихи и написать предисловие».
Был бы тогда, в тот момент, врагом
Евтушенко ссыльный Бродский? Не думаю. Знаю, знаю, и не такое мог себе
позволить без риска автор «Братской ГЭСС», но мог и промолчать, не суетиться,
не ставить себя под возможный удар. Врагов у Евгения Александровича было не
меньше, чем друзей.
Такие дела. Один мой знакомый
утверждает, что безумие рода людского в том, что сидит в душе человека дьявол и
ангел. Спорят, борются постоянно, то один одерживает победу, то другой. Не со
всеми так бывает, но с большинством. Вот я и не знаю, кто нам, грешным и
смертным, диктует право на «злой язык»? Уж никак не ангел?
Не признаю антисимитизм в любом виде и не могу уважать тех,кто его пытается как-то протиснуть .продвинуть,поддержать.признаю равенство и дружественнные отношения всех национальностей,независимо от вероисповедани...
ОтветитьУдалитьСчитаю-злоязычие страшным грехом-нам не дано право судить друг друга.но считаю возможным иметь право на свое мнение по любому вопросу
ОтветитьУдалитьВыдержка из фильмографии оператора Гинзбурга: 1964 — Живёт такой парень
ОтветитьУдалить1966 — Ваш сын и брат
1967 — Комиссар (премия «Ника» 1988 года за лучшую работу оператора)
1969 — Странные люди