К 1955 году евреи России осмелели настолько,
что стали печь, покупать и есть мацу на Песах.
Арик Кранц в тот год стал пионером. Он очень
гордился своим членством в организации юных ленинцев и даже был звеньевым в
своем отряде. Арик пел в школьном хоре революционные песни и читал запоем книги
писателя Гайдара о гражданской войне.
В общем, он был нормальным мальчиком, сыном
офицера Советской армии, и понятия не имел, как в дальнейшем ему будет трудно
соблюдать общепринятые правила игры.
В те годы, в России, был еще обычен институт
прислуги. Семьи со средним достатком могли себе позволить помощника по
домашнему хозяйству. В семье Арика была такая помощница. Все звали ее няней.
Няня носила красивое имя Тамара, но по имении ее окликали редко. А все так:
няня, да няня, нянечка... Даже Нюшей ее звал один из дядьев Арика.
Самого
дядю звали Моисеем. Он, как раз, и принес на руках няню в квартиру Кранцев.
Моисей подобрал умирающую в зале ожидания Варшавского вокзала. Дядя был
сильным, крупным человеком, а Тамара почти ничего не весила в тот год своего
бегства из голодающей Украины.
Моисей, как верный член партии большевиков, не
мог думать, что смертоносный голод в начале тридцатых годов на Украине,
устроила сама правящая партия
коммунистов. Он был уверен, что все это происки кулаков и буржуев.
Вот и Тамара стала их жертвой. Вот почему
Моисей нагнулся и спросил у скорчившееся на полу бесполое существо: живо ли
оно?
-
Вже вмерла, - еле
слышно ответила женщина.
Тогда Моисей
поднял ее на руки, и принес в дом Кранцев. Он сделал это за 13 лет до рождения
Арика. Няню несколько дней поили куриным бульоном. Потом у нее появились силы,
чтобы подняться и спросить, услышав колокола:
-
Церква працуе.
-
Да, открыта, - ответили
ей.
Тамара повязала
голову платком и отправилась в Преображенскую церковь: один из последних
открытых для разных треб храмов города Ленина. Отмолив несуществующие грехи,
она вернулась в семью Кранцев через два часа и стала няней. Почти все дети этого
большого и дружного семейства прошли через ее маленькие, почти детские, руки.
Сколько лет
было няне, никто не знал тогда, в 1932 году, не знали и в 1987, когда она тихо
уснула в своей комнате, отвоеванной для няни у городских властей тем же
Моисеем. Затем две недели она проспала в больнице, где и перестала дышать.
Потребовалась надпись на могильном камне. В паспорте Тамары все с удивлением
обнаружили, что прожила няня почти сто лет. Ее никто не помнил молодой, но
никогда она не хворала и не проявляла признаков дряхлой слабости.
Вот эту няню и
отправили за мацой после многолетнего перерыва, в марте 1955 года. Прошел слух,
что ее начали печь в Ленинграде. Няня, как всем казалось, ничем не рисковала.
Ее, православную христианку, пожилую женщину, никак не могли обвинить в
пропаганде идей сионизма и иудаизма.
Вот тогда Арик
впервые увидел мацу, и она ему очень понравилась. Он спросил у няни, что это за
лакомство такое странное и Тамара ему ответила, что православные люди на пасху
едят куличи, а евреи – мацу.
Арик уже знал:
все Кранцы – евреи, но не придавал этому отличию от прочих людей особенного
значения.
Утром, по
какой-то причине, он остался дома один. Дисциплинированный малыш собрал
учебники и тетради в портфель, а потом, по привычке, стал материть себе
бутерброды с вареной колбасой. Только на этот раз он использовал для этих целей
мацу. Арик завернул свой школьный завтрак в газету и отправился в школу.
По дороге он
думал, как все ученики, на большой перемене, удивятся его бутербродам, как будут
с любопытством спрашивать: что это и откуда?
Прозвенел
длинный звонок. Арик достал из портфеля свой завтрак, но в это, неурочное
время, зачем-то вошла в класс учительница русского языка: Ольга Васильевна.
Типичная учительница тех времен: прямая, строгая, с благородной копной седых
волос вместо прически.
Ольга
Васильевна остолбенела, увидев в руках у Арика бутерброд.
-
Кранц! – стальным
голосом приказала она. – Возьми это и отнеси, сейчас же, к директору! – длинный
палец учительницы брезгливо указывал на
мацу.
Арик послушно
встал, откинув крышку парты, и отправился по узорчатым плиткам длинного
коридору в кабинет школьного начальства, сжав в руке злополучный бутерброд.
На его счастье
директора в школе не оказалось. Секретарша, даже не посмотрев на Кранца,
отправила его к завучу: Илье Самойловичу
Бейлину – пожилому, толстому, лысому человеку в потертом до лоска костюме.
-
Ты что? – поднял
на мальчика глаза Бейлин.
-
Вот, - Арик
протянул завучу бутерброд из мацы. – Ольга Васильевна велела отнести это
директору.
Илья Самойлович
с ужасом смотрел на Кранца.
-
Закрой дверь! И
дай это сюда! – просипел он.
Арик прикрыл тяжелую дверь свободной рукой, а затем
положил бутерброд перед Бейлиным.
-
Какой ужас, - еле
слышно прошептал завуч. Затем он достал из ящика стола перочинный нож, раскрыл
его, и стал заниматься делом, совершенно непонятным Арику.
Завуч брезгливо
снял колбасу с мацы, а затем соскреб с нее ножом слой масла.
-
Какой ужас, -
повторял при этом Илья Самойлович и, казалось, он совсем в этот момент забыл об
Арике.
Тут прозвенел
звонок, и оставшийся голодным Кранц рискнул напомнить о себе.
-
Я пойду, Илья
Самойлович, – сказал он.
Завуч поднял тяжелую голову, взгляд его скользнул по
лицу глупого мальчишки и ушел куда-то вбок.
-
Пионер не должен
есть мацу, - громко сказал завуч. – Ты понял меня?! – он почти кричал с
отчаянием. - Пионер не должен есть мацу!
После уроков,
дома, Арик застал одну няню и повторил ей слова завуча, а потом спросил, почему
Илья Самойлович повел себя так странно, очистив его бутерброд от самого
вкусного?
Няня всегда
говорила на какой-то странной смеси украинского языка с русским.
-
Евреи, - сказала
она. – Снидают мацу як она есть. Той завуч молодчик. А ты слухай: сымай твой
красненький галстучек, та ее ишь скильки пре. У кажного народа свий праздник.
-
Няня, - удивился
тогда Арик. – Значит, когда на мне нет галстука, я и не пионер вовсе.
-
А як же? – улыбнулась Тамара, наливая горячий
борщ в тарелку.
-
И когда я сплю, я
не пионер? – спросил Арик.
-
Ну, - кивнула
няня. – Когда чиловик спит, он просто чиловик.
Юный и голодный
Кранц с жадностью набросился на еду, закусывая борщ мацой. Это удивительное
открытие не лишило его аппетита, а еще он думал, что евреи очень странные люди,
так как не хотят признать, что маца с маслом и колбасой гораздо вкуснее, чем
без колбасы и масла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий