«Мастерская Вениамина Клецеля в
доме на улице Яффо, в центре Иерусалима. Здесь чудесно пахнет красками и
скипидаром, на стенах и стеллажах огромное количество картин. Их мир
многозвучен: поют и молятся хасиды, кричат петухи; люди, животные, пейзажи,
натюрморты написаны с только Клецелю присущим сочетанием мудрости и детской
непосредственности».
Это отрывок из статьи к новому
альбому художника, написанной искусствоведом и другом Клецеля – Натальей
Кочубиевской.
Рискну добавить свой комментарий
к работам моего любимого мастера здесь, в Израиле.
Художник – красивое слово, но
художником может быть и архитектор, и скульптор, и писатель. Живописец – вот
что гораздо точнее: пишущий жизнь. И этот талант: писать и создавать жизнь на
холсте – самое ценное в искусстве Вениамина Клецеля.
То, что вы прочтете – не попытка
искусствоведческого анализа творчества художника. Ничего не смыслю в этом деле.
Могу, смею думать, без особого труда отличить подлинное от фальши, правду от
лжи, разум от глупости. И считаю, что этого достаточно.
Характер инструмента никогда не казался мне
важной стороной дела. Композитор оперирует нотами, поэт – словами, живописец –
красками, но все они занимаются одним, общим делом.
Недавно, в России, мне
растолковали, что искусство нынче бывает двух видов: «мочилово» и «тошнилово». «Мочилво»
– это то, что щекочет нервы зрителя чередой убийств, насилий, откровенного
хамства и тупости; «тошнилово» – «оскорбляет» человека, заставляя его думать и
чувствовать, трудится, наконец, соучаствуя с художником в его работе. От этого,
как оказалось, современного человека должно тошнить.
Я, судя по всему, человек несовременный. Мое отношение к искусству
крайне утилитарно: мне по душе то, что дает возможность соучастия, дарит
надежду, помогает жить, а тянуть лямку с годами становится все трудней и
трудней. С некоторых пор все мое семейство окружено миром Вениамина Клецеля, и в мире этом нам радостно и спокойно.
Сам живописец Клецель немолод,
но всем тем, что он делает, с удивительной силой сопротивляется недугам и
тяготам быта. Есть в его живописи особое, самое ценное мужество, дарующее
радость и надежду вопреки всему.
Мир живописи Клецеля, хоть
отчасти (пусть простят меня за пафос) компенсирует безумие, жестокость и глупость, в которое
вольно или невольно затягивает нас все, что творится на планете Земля в 21-ом
веке.
Каждый век человеческой
цивилизации был отмечен своей, дьявольской игрой. Смертный грех нашего времени:
расчеловечивание человека. Люди становятся неинтересны сами себе. Люди
перестают опираться друг на друга, верить друг другу, любить друг друга. Общее,
гнетущее состояние массового суицида – вот наследие общества потребления,
построенного на конвейерной системе.
Человек мечется в замкнутом мире купли-продажи. Он живет без пауз,
забыв о праздности - такой необходимой для подлинной радости и веры в
завтрашний день.
Мой взгляд постоянно
останавливается на полотнах Клецеля. Он дает мне возможность этой самой
праздности. В эти короткие мгновения паузы я ухожу в мир его полотен, в мир
радости.
Я люблю людей на полотнах
Клецеля. Я наблюдаю за ними, и они наблюдают за мной. Мне с ними интересно. Я
немо (психиатров, прошу, не беспокоится) разговариваю с ними.
Слепой и собака. Как они похожи - эти два сгустка мыслящей материи. Как они дополняют друг друга. Как они верны друг другу и как они дополняют другу друга. "Домашнее животное". Ну, какое же это животное. Был у меня такой рассказ: "Собака тоже человек". Лучше иллюстрации к нему и не придумать.
Вот человек над книгой. Он
прочел что-то интересное и задумался. Он грустен этот человек: наверно подумал
о печальном. Задумчивый (мое семейство так его называет) живет прямо над
телевизором. Мы потребляем с экрана бесконечное «мочилово», а он живет своей
подлинной, настоящей жизнью человека мыслящего, и нам становится стыдно. Нет, он не лезет с
поучениями, не учит жить, но само
присутствие Задумчивого делает невозможным тоскливое, растительное
существование у разноцветного экрана.
Сама душа человеческая живет в
глазах нашего «книжного человека», а рядом с ним возлежит обнаженная дама. Все
сущее в лице, в глазах читающего, а рядом с ним тело без лица, но какое тело!
Зачем ему глаза при таких бедрах и упругой груди. Саму мать-землю написал
Вениамин Клецель. Два, таких разных, холста рядом и это правильно: человек без
души - урод, но и душа без тела – бездомный призрак.
Порнография никак на меня не
действует, а рыжая красавица, написанная Клецелем, напоминает, что я еще жив
пока. И в жизни нашей, к счастью, есть не только размышления над книгой.
Двинемся дальше. Клецель –
бесспорный мастер пейзажа. Вот здесь, казалось, можно бы было начать разговор о
мастерстве художника, о колорите, технике мазка и прочем, но и здесь то, что
делает художник, гораздо выше и значительней уверенного, технического
исполнения.
Пейзажи Клецеля – это окна в
природу. Его холмы, дома, небо - раздвигают пространство, уводят зрителя в
бесконечность. Пейзажи Клецеля наполнены свежайшим, чистым воздухом и
приглашают к прогулке. И они, эти работы, где люди, как правило, лишь намечены
скупыми штрихами, необыкновенно человечны.
Холмы, дома небо, но живописец
Клецель с удивительным искусством уходит от макро мира в микро мир. Он с
одинаковым мастерством умеет работать со всеми оптическими приборами: и с
«телескопом», и с «микроскопом».
Клецель пишет обыкновенный
паровой утюг, и забытый этот красавец становится настоящим Утюгом, прародителем
всех хитрых, электрических утюжат нашего века. На полотне обыкновенный стул, но
я никак не могу отделаться от ощущения, что каждый, кто на него сядет,
неизбежно начнет хохотать, так ярко и сочно написано эта банальная подпорка для
человеческого зада.
Никогда не вел с Вениамином
Клецелем философских бесед. Мне это не нужно. Достаточно, что его картины мудры
и, как всякая подлинная мудрость, полны юмора.
Следом за пейзажем в нашем
жилище выступает вперед торговец рыбой. Мы его зовем по - индейски: Рыбий Глаз.
В каждой руке у рыбника по рыбе. Он предлагает нам свой товар. Он безумен в
своем фанатичном желании загнать публике эти дары моря. Его тяжелый фартук
покрыт чешуей, его глаза настоящего торговца сияют неприкрытой алчностью, но
алчностью честного, наверняка, многодетного трудяги, и образцового семьянина.
Клецель любит своего торговца
точно также как «книжного человека», как
рыжую красавицу, как «веселый» стул и прародителя всех утюгов мира. Художник
любит своих детей на полотнах искренне, заставляя зрителя поверить, что сама
любовь возможна в нашем скучном и циничном мире.
Как только мы открываем дверь в
нашу квартиру, так сразу же видим, что здесь пируют два веселых человека.
Выдалась минутка, есть бутыль вина, нехитрая закуска (рыба, наверняка,
купленная у Рыбьего Глаза) – и вперед. Есть какая-то полная юмора
торжественность, величавость в этом застолье. Вот они сейчас чокнутся и выпьют
по стакану сладкого вина. Ле Хаим! Выпивох двое, если не считать хмурого
козленка в темном углу картины, и это явный непорядок: необходим третий. И этим
третьим может стать каждый, взглянувший на картину с живым чувством соучастия.
Художник, замкнутый в своем эго,
- мертв, попросту скучен. Вениамин Клецель открыт миру. Он, как раз, и
исповедует непременное, активное соучастие с окружающим пространством.
В заключение приведу цитату из
книги Эли Визеля «Рассыпанные искры»: « Баал-Шем учил радостью побеждать
печаль: «Человек, который смотрит только на себя, не может не впасть в
отчаяние, но как только поднимет глаза на окружающий его мир, радость откроется
ему». И эта радость ведет к абсолюту, к избавлению, к Богу».
Художник Вениамин Клецель тоже
учит нас «радостью побеждать печаль» и глаза его широко и доверчиво открыты в
удивительный и все еще прекрасный мир,
окружающий человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий