Алекс Тарн | Смердяковщина
Обсуждение фильма Марии Певчих – точнее, первых двух (из пяти) частей сериала о 1990-х годах – поражает одним: всё это «не о том».
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Не о том многозначительные рассуждения на тему «почему именно сейчас?»
Не о том оскорбленные реакции сильно постаревших участников тех событий: дескать, «всё не так однозначно».
Не о том банальные замечания насчет классовой ненависти бедных к богатым.
Не о том воздетые вверх брови: на черта, мол, повторять и без того общеизвестные факты?
Не о том спешные опросы растерянного общественного мнения на предмет «что лучше» – социализм или капитализм?
Не о том и само кино, поскольку вряд ли три оставшиеся серии отойдут от «не-о-том-ной» линии уже продемонстрированных двух.
Что, конечно, печально, поскольку, не отрефлексировав катастрофу, случившуюся с ней в 90-е, Россия вряд ли сделает шаг к исправлению нынешней ситуации.
А что тогда «о том» – так, к сожалению, и не прозвучавшее?
О том – это о произошедшей тогда полнейшей утрате стыда, о безвозвратном крушении морали – как личной, так и общественной. О том – это о морально узаконенной вседозволенности, о воровстве, грабеже, убийстве, попрании слабых, сознательной проституции, как совершенно легитимных, нестыдных способах «продвинуться в жизни».
Часто приходится слышать, что тогдашним реформаторам важен был результат. Что с исторической точки зрения нет никакой разницы, в чьих именно руках окажутся заводы-дворцы-пароходы, когда целью является скорейшая приватизация и переход к современному капиталистическому обществу частных собственников. Что первые капиталы ныне респектабельных французских, британских, американских банкирских домов тоже делались не в белых перчатках.
Пардон, господа реформаторы, но это вовсе не «историческая» точка зрения. Это точка зрения «исторического материализма», изучение коего в советских вузах оставило чересчур глубокую царапину в ваших неокрепших умах. Потому что западные образцы времен формирующегося и даже так называемого «дикого» капитализма коренным образом отличались от принципиально бесстыжей российской реальности наличием жесткого базиса традиционной общественной морали.
Вы скажете: ну так что? Разве основатели больших американских капиталов не нарушали свою же мораль сплошь и рядом? Разве они не мошенничали, не воровали, не убивали конкурентов? Само собой, нарушали. Но есть огромная разница между мерзостью скрытой и мерзостью, выставленной напоказ, совершаемой на свету, на глазах у всех. Есть огромная разница между мерзостью, которой стыдятся, и мерзостью, которой гордятся, которой стараются подражать.
Но какие же вы «другие», господа? Кто, как не вы, радостно ринулись «на подхват» бессовестному воровству и мерзкому криминальному переделу? Кто, как не вы, устроили, оправдали и узаконили смердяковщину 90-х годов? Ведь именно так – смердяковщиной – называется общество, построенное на откровенно бесстыжем насилии и презрении к такой «пафосной» нематериальной категории, как стыд. Потому что капитализмом становится в итоге лишь общество частной собственности, выросшее на основе традиционной морали – пусть и при помощи бандитского кольта.
Почему получилось именно так, понятно. В максиме «Левый значит подлый» третье слово означает не ругательство (как ошибочно полагают многие мои оппоненты), а всего лишь принципиальное отрицание традиционной морали. Большевизм, как и любое левое движение, был естественным образом нацелен на ее ликвидацию и вполне в этом преуспел. Сложившуюся веками эволюционную систему морали революционно заменили на «Моральный кодекс строителя коммунизма».
Возможно, кто-то когда-то и воспринимал этот «кодекс» всерьез – но очень недолго. Россия вступила в горбачевскую перестройку с манной кашей истмата-диамата в голове – кашей, моментально смытой в канализацию бурным течением событий. На ком в той ситуации лежала обязанность восстановления разрушенной коммунистами морали? На сервильной российской церкви? Увы, она так и не смогла (щадящий вариант: не успела) избавиться от пастырей с чекистскими погонами. На «святой» российской интеллигенции? Увы, она, как уже сказано выше, сначала своими руками устроила смердяковщину, а затем радостно бросилась ее обслуживать.
В этом смысле Мария Певчих безусловно права, когда утверждает имманентную преемственность нынешнего путинизма по отношению к «реформам» 90-х годов. И вряд ли господа из «другой России» вправе обижаться на нее за это. Они полагали, что сеют капитализм, а на деле посеяли чудовищное бесстыдство. А как известно, что посеешь, то и пожнешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий