Элишева Яновская:
«Перевернутая реальность» Мегилат Эстер
Рав Йоэль Бин Нун - известный израильский религиозно- сионистский раввин, один из основателей ешивы «Гар Эцион», религиозно-политического поселенческого движения «Гуш Эмуним» и педагогического колледжа «Михлелет Герцог». В в своей статье «Перевернутый мир Мегилат Эстер» рав Бин Нун задается вопросом: почему это произведение, так не похожее ни на одну из других книг ТаНаХа, было включено мудрецами в его состав?
То, что Мегилат Эстер - единственная из книг ТаНаХа, где ни разу не упоминается имя Всевышнего, давно стало общим местом. Но, кроме того, в ней ни разу не упоминается Земля Израиля, а о Иерусалиме говорится мельком, в начале книги (при упоминании предка Мордехая, уведенного в плен вместе с царем Йехонией). Сама книга написана в «подчеркнуто светской», по выражению р. Бин Нуна, манере, а еврейская община, проживающая в Персии во время описываемых событий, представлена крайне ассимилированной, погруженной в ту же атмосферу гедонизма и бездуховности, что и их языческое окружение. Моральным ценностям и религиозным идеям, пронизывающим все книги ТаНаХа, в Мегилат Эстер нет места; евреи, впитавшие «декадентскую культуру» страны, радостно участвуют во всеперсидской «ярмарке тщеславия» - грандиозном празднике, устроенном царем.
Сами главные герои книги, Мордехай и Эстер, очевидно, пользовавшиеся в повседневной жизни своими еврейскими именами, выведены автором Мегилы под именами языческими, происходящими от имен бога Мардука и богини Иштар, с целью подчеркнуть глубину погружения евреев в персидскую культуру.
Мир Мегилат Эстер, царство Ахашвероша, представленное в ней - это поистине «мир наоборот». Он - полная противоположность миру других книг ТаНаХа, представляющих собой ни что иное, как «историю общения Бога с человечеством вообще и евреями в частности». Мир ТаНаХа управляется Всеблагим и Всеведующим Богом, гневающимся на людей за аморальные поступки и воздающим за добрые. Персия же, описанная в Мегилат Эстер, управляется ленивым, сладострастным, утопающим в роскоши Ахашверошем, «самозванным владыкой мира». О его деяниях не рассказывается практически ничего, кроме двух кратких упоминаний в начале и конце Мегилы. Мы узнаем лишь, что Ахашверош «правил ста двадцатью провинциями от Индии до Эфиопии» (Мегилат Эстер, 1:1), а также «обложил налогом страну и острова морские».
Мегилат Эстер явно намеренно описывает Ахашвероша иронически. Смысл его жизни составляют удовлетворение тщеславия и чувственные удовольствия, а управление страной передано его советникам.
Отсутствие Бога и Божественного Провидения в Мегиле еще больше усугубляет идея «пура» - жребия. С его помощью выносятся важнейшее и чуть не ставшее для главных героев книги роковым решение об уничтожении еврейской общины.
Однако чем же обусловлены такие особенности Мегилы?
«Перевернутый мир» Ахашвероша и языческой культуры, мир, в котором роль Божественного Провидения играет лотерея, явно описывается в сатирическом ключе. Он пронизан аллюзиями на танахические тексты и полон метафор.
Вот царица Эстер отправляется во дворец Ахашвероша, чтобы спасти свой народ от уничтожения. Это - явная аллюзия на Первосвященника, входящего «трепетно благоговейно» в Святую Святых Иерусалимского Храма. Никто не мог входить туда без явного приглашения Всевышнего, кроме Первосвященника в Йом Киппур, когда тот молился об искуплении грехов всего народа. В «перевернутом мире» Мегиллат Эстер Эстер «самопровозглашенный владыка мира» - царь Ахашверош, протягивает царице свой золотой скипетр, позволяя ей войти в «Святая Святых» - внутренние покои дворца.
Подобно Первосвященнику, царица Эстер входит в «Святая святых» дважды (в первый раз Первосвященник воскурял благовония, облаком окутывавшие Ковчег, во второй - для кропления жертвенной кровью). Однако, если священник облачен в скромные одежды, то Эстер выбирает для визита к тщеславному и сладострастному царю в роскошный, соблазнительный наряд.
Эстер демонстрирует нам здесь проявление Божественного Провидения, даже если оно проявляется, на первый взгляд, не явно.
То же относится и к «пуру», давшему название празднику. На первый взгляд, он заменяет здесь Божественное Провидение. Однако лишь на первый. «Исходя из того, что мы знаем о культуре того времени, вполне разумно предположить, что Аман организовал встречу со своими советниками и астрологами, чтобы определить подходящую дату для убийства евреев» - пишет в своей статье рав Бин Нун. Однако в конечном итоге становится ясно, что, хоть дата и была выбрана астрологами правильно, они допустили существенную ошибку: в этот день предполагаемые жертвы сами уничтожили своих врагов. Нигде в тексте не говорится, что результат жребия был ошибкой. «Творящий свет и создающий тьму, творящий мир и создающий зло, я, Господь, все это делаю» (
Гмара (Хулин 13: 9b) комментирует: «Где есть намек на события Мегилат Эстер в Торе? В Дварим 31:18: «А я совершенно сокрою Лик Мой в тот день за все зло, которое он сделал, обратившись к врагам иным»» (Йишаягу, 45:7).
Под всеми покровами, намеками и метафорами текста Мегиллы таится Божественное Провидение, направляющее земных царей. «Если бы Мегилат Эстер не включили в состав ТаНаХа, мы признавали бы Всмогущего лишь в условиях, когда Его Имя может быть произнесено открыто» - делает вывод рав Бин Нун.
3.2023
Комментариев нет:
Отправить комментарий