Пришло письмо из поселка Байга, Пермской области. В
конверте обнаружил исписанный крупным почерком лист бумаги и фотографию
пожилого господина. Человека этого я не видел никогда в жизни. Тем не менее, он
писал: «Дорогой племянник! Сообщаю с прискорбием, что в августе безвременно
умерла моя любимая жена Татьяна Ивановна (73 лет), оставив меня одного на
свете, если не считать двоих детей (Сергея и Павла), а также пятерых горячо
мной любимых внуков. Дети прибыли на
похороны матери, утешив меня своей заботой и лаской, но вскоре убыли по месту
жительства в город Хабаровск. Мне было предложено уехать вместе с ними, но я
решил, что на старости лет, имея денежные средства, могу себе позволить
посещение государства Израиль, где живут такие же евреи, как я. В городе Пермь
мне предложили туристскую поезду, но я, по своему характеру, не люблю
культурное насилие: в группе тебя ведут на поводке, как собачку, а я люблю сам
видеть и понимать окружающее. Вот почему, наведя справки через мою двоюродную
сестру Анну Болтакс, я узнал твой адрес и обращаюсь с просьбой выслать мне
приглашение по адресу: ст. Байга, ул. Торфяников д. 6, кв. 12. Твой дядя Борис
Фишман».
Я ни разу не слышал ни от кого
из родственников, что есть у меня дядя с такой фамилией. Мало того, я и понятия
не имел, кто такая его двоюродная сестра Анна Болтакс. Тем не менее, письмо мне
понравилось… Наивностью, что ли, искренностью.
«Дорогой Борис Фишман! – ответил
я своему неожиданному корреспонденту из поселка Байга. – Приношу вам свое
соболезнование в связи с кончиной жены.
Я готов пригласить вас в Израиль, хотя, насколько мне известно, визы и приглашения
нынче не нужны, но должен заметить, что произошла досадная ошибка: дяди с таким
именем и фамилией у меня нет. С уважением Аркадий Красильщиков».
Ответ пришел через месяц.
«Дорогой Аркадий! – писал Борис
Фишман. – Моя двоюродная сестра Анна Болтакс приходится, в свою очередь,
троюродной сестрой первой жены двоюродного твоего брата Леонида, проживающего в
городе Рига (Это в Латвии). У нас начались холода, выпал снег, а как у вас
погода? Твой дядя Борис Фишман. Имелась и приписка к этому письму: «Дорогой
Аркадий! Я знаю, что в вашей стране много выстрелов и взрывов, но это меня не
пугает, так как я активный участник войны в Корее с американским империализмом
и не такое повидал».
Прочел я это письмо и убедился в
очередной раз, что все евреи на свете – родственники, если внимательно покопаться в старых метрических
книгах. Но делать было нечего. Новоявленного дядю мы пригласили и совсем
недавно встретили гостя, прибывшего из Москвы, рейсом авиакомпании Эль-Аль.
Пришлось повесить на грудь
плакат: БОРИС ФИШМАН, так как единственная, мутная фотография еврея-сибиряка не
могла служить ориентиром. Наш новоявленный дядя оказался рослым и плечистым
мужчиной с огромным рюкзаком почему-то за плечами, а не в коляске. Одет он был
в черный, шерстяной костюм, лакированные, черные же, туфли, а седины дяди
прикрывала соломенная шляпа. Наше знакомство он начал с замечания: «Что ты на
себя повесил? Борис Фишман – это я, а ты – Аркадий Красильщиков. Получается,
что ты – Борис Фишман, а я тогда кто?» - все это наш дядя произнес с лучезарной, подозрительно белозубой улыбкой.
Наш гость оказался человеком неприхотливым в
быту, но окружающую действительность он постигал с какой-то, совершенно
фантастической жадностью и дотошностью. Невежество дяди Бори было настолько
диким, что поначалу нам казалось, будто он подшучивает над нами с неведомым
прежде, таёжным юмором.
В день прилета старик узнал, что
моя дочь два года служила в армии. Он удивился этому факту, но тут же важно
прошествовал в душевую, а вернулся с полотенцем.
- Наматывай! – протянул он
полотенце дочери.
- Куда? Зачем? – удивилась дочь.
- Считай портянка, наматывай!
- Что такое портянка? – спросила
дочь.
- Не знаешь?! – дядя Боря
Фридман был потрясен до полного остолбенения, а когда вновь смог двигаться,
махнул своей огромной ручищей. – Нехорошо обманывать старого человека. Женщины
в армии не служат.
- В Израиле служат, - дочь даже
обиделась.
- Тогда наматывай! – снова
протянул ей полотенце гость.
- Дядя Боря, - сказал я. – В
армии Израиля сапоги не носят, а носят ботинки. Здесь даже не знают, что такое
портянки.
- Не понял, – хмурясь, смотрит
на меня гость. – А по болоту как?
Нам удалось доказать дяде Боре, что в Израиле с болотами туго, но
недоразумения подобного рода случались постоянно. Наш гость как-то странно
разрешал особенности нашего бытия. Он, например, был свято уверен, что
абсолютно все в Израиле подчинено задачам борьбы с террором.
Мы живем в тихом поселке, где
большая часть улиц распланирована полукругом. Выходит, начало от конца такой
улицы отстоит на квартал центральной магистрали. Подобная планировка поразила
дядю Борю. Судя по всему, он долго и упорно размышлял над секретами местного
градостроительства. Наконец, загадку эту он решил и сообщил всем собравшимся в
саду за шашлыками, что улица наша расположена так с целью безопасности. Именно
на такой улице легче всего поймать террориста: перекрыл два выхода – и лови.
Тогда же наш гость объявил, что и фонари горят в Израиле по ночам, как
необходимый атрибут борьбы с террором.
- У нас в Байге как? Стемнело - фонари зажгли. Иди, куда хошь: можно в гости, кино или на танцы. Ночь пришла - гасят, а чего им гореть без толку. Все спят.
Спорить с дядей Борей было
бесполезно. Я попробовал доказать ему,
что «голопузая» мода среди наших гражданок никак не связана с террором
самоубийц. Он, вроде бы, со мной согласился, но перед самым отлетом в Россию,
увидев на улице Яффо плотно закупоренную арабку, ткнул в нее пальцем и
прошептал: «Вишь! Жарко ей, а в одеже. Под ней, может, и взрывпакет, а наши –
смотри, щупай – ничего нету, кроме пупа».
Но, как выяснилось, напряженней
всего думал дядя Боря над мирным
процессом в наших краях. Вот здесь он продемонстрировал настоящий научный
подход. Нужно отметить, что почти всю свою жизнь Борис Фишман проработал в торговле, заведуя то
магазином, то продуктовой базой, то рынком в районе. Он говорил так:
- Образования у меня мало, но
ставили начальством, потому что один я еврей в нашем населенном пункте, а еврей
красть боится, на него все и так думают, что он вор.
Тем не менее, денег наш гость
привез в Израиль много и тратил он их так, будто твердо решил оставить в
Еврейском государстве все накопленные на черный день средства. Я не раз
пробовал остановить старика, но безуспешно. Он покупал все, что видел и в
немереных количествах.
- Дядя Боря! – шумел я. – Нельзя
питаться одной клубникой и красной икрой. Куда ее столько? Испортится ведь.
- Съедим, - твердо обещал
старик.
Так вот, разговор о мире с арабами дядя Боря
начал с этической проблемы.
-Все несчастья от жадности, -
заявил он однажды. – Вот и эта ваша война оттуда. Они торгуются, а вы делаете
вид, что не понимаете. Какая территория взамен на мир! Деньги им нужны!
- И сколько? – спросил я.
- Так, за этот мир между собой им
сколько в этой Аравии дали? – нахмурил лоб наш гость. (В ТОТ ГОД ПРИМИРИЛСЯ АБУ
МАЗЕН С ГАЗОЙ).
Я ответил сколько.
- Значит, за мир с евреями они
хотят раз в двадцать больше.
- Ого, - заметил я. – Двадцать
миллиардов. Круто!
- Копейки, - пренебрежительно заметил
дядя Боря. – И это одноразово, потом лет десять по 500 миллионов баксов в год
на поддержание штанов. Сам говорил, что мощностей, нефти, газа, у них нет, а на
одних огурцах и петрушке долго не проживешь.
- Израиль один не потянет, - прикинул я.
- А скинуться надо, - поднял палец дядя Боря. - Вот сколько у вас
доброхотов. Собрать всех на стрелку – и к стеночке: хватит голову морочить
вашей дипломатией, гоните бабки. Эта вечная война дороже обходится. Ты мне,
Аркан, поверь – нынче все продается и покупается. Дело в цене.
- Ерунда все это, - отмахнулся
я.
Но вот улетел наш дядя Боря, а я
все чаще вспоминал его рецепт мира в наших краях. Эх, как бы мы зажили без
запредельных трат на оружие и армию! Клянусь, за несколько лет Израиль стал бы
самой богатой и благополучной страной мира. Но тут пришло письмо от дяди Бори,
где он, в частности, писал следующее: « Боюсь, моя идея с миром слаба на
передок. Быстро пропьют арабы деньги,
полученные на халяву. Тем более что водяра у вас стоит копейки. Думаю дальше».
В ответном письме я не стал убеждать
нашего недавнего гостя, что арабам Аллах не позволяет хлестать водку и самогон.
Боюсь, в это он точно не поверит. Пусть думает дальше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий