КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ?
Что-то невероятное происходит сейчас в Тель-Авиве! Вот прямо в эти сентябрьские дни под одной крышей играют одновременно два выдающихся коллектива: в Опере – «Фантом» - причем самый настоящий бродвейский вариант, не с фанерой, а с живым оркестром, с американскими исполнителями. А рядышком, в Камерном – одно из самых желанных московских лакомств: два знаменитых спектакля самого Кирилла Серебренникова. И это у нас, в Израиле! Ребята, это просто круто, как космос. Спасибо тем, кто помог состояться празднику: компании M.ART и Роману Абрамовичу - мы на карте!
Гоголь-центр, конечно удивительный театр. Большая часть труппы – молодые актеры, которым подвластно все: драма, комедия, зонги, пластика, балет... А как двигаются все без исключения! А как поют ! Кого там посылают от России на Евровидение? Вот же - бери любого! И играют с колоссальной отдачей: 3.5 часа живого действия, и еще в антрактах не отдыхают, а ходят в фойе и пристают в бомжеватых обносках к зрителям, не давая им расслабиться. И у них еще хватает сил по полчаса выбегать на поклоны, потому что отпускать их тель-авивский благодарный зритель совершенно не желал.
Про первый из них «Мертвые души» я уже высказался (ссылка в первом комментарии), вчера состоялась вторая тель-авивская премьера по классике школьной программы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Спектакль получился эпическим. Три действия, два антракта. Классическая трехчастная музыкальная форма. Тем более музыке и балету у Серебренникова отводится важнейшая роль. Завязка всем известна со школы. Семеро персонажей – плоть от плоти русского народа решили ответить на любимые вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват», «Что делать?» да «Кому на Руси жить хорошо?». Вот им, горемыкам, плохо. А ведь кому-то наверное и не очень? Для этого они организовали такую вот выездную бригаду и отправились путешествовать – искать,кому же все-таки хорошо?
Поиски «Кому на Руси жить хорошо?» ведутся русским народом с незапамятных времен. Только вот все найти никак не могут. Потому что не русскому простому человеку это решать. Как ему скажут, так и будет считать. Так что ни полуинтеллигент с вечно разбитым носом, ни гастарбайтер в трениках, ни работяга с авоськами, ни качок в комуфляже – это и есть правдоискатели в спектакле - точно решать это не будут: ни кому на Руси жить хорошо, ни просто кому на Руси жить.
Действие у Серебренникова, конечно, происходит не в некрасовские времена – отмены крепостного рабства, а сегодня и сейчас. Впрочем, кто сказал, что рабство отменили, если оно, это рабство, внутри нас, внутри каждого рожденного в такой вроде бы навеки исчезнувшей страны СССР? Через всю сцену проходит важный элемент – труба, то ли газовая, то ли нефтяная – источник благополучия, где-то тут же угадывается колючая проволка – изнанка этого благополучия и напоминания, что до тюрьмы да сумы в России шаг очень короткий.
В первом действии на мой вкус получилось многовато текста Некрасова. Все же Некрасов - не Гоголь, как не пытался режиссер его осовременить . Да и Серебренников косвенно это подтверждает в 3м действии. Так, квинтэссенция поэмы - песнь Гриши Добросклонова, от которой еще в школе скулы сводило, режиссером не поручается никому из актеров. Ну нельзя это сейчас читать со сцены! Текст идет титрами на заднике, и в конце концов на эти лозунги мало обращаешь внимания. Особенно, когда в это время актеры здорово поют песню Егора Летова. В третьем действии удивляет сильнейшей игрой Евгения Добровольская.Ее страдания, страдания русских женщин, режиссер приравнивает к мукам Христа. Недаром все действие происходит за большим столом, где сидят 12 мужчин-апостолов.
А второе действие меня просто потрясло. Царство музыки и пластической драмы, которую поставил известнейший еще в 80х годах в Питере актер, певец, шоумэн Антон Адасинский, руководитель театра «Дерево». Помните, он был фронтменом такой классной питерской группы «Авиа» - осколке «Старнных игр»? Называется второе действие «Пьяная (почти Вальпургивая) ночь», как и одна из глав поэмы Некрасова. То ли «Зомби Апокалипсис», то ли в лагерном бараке заключенные разгулялись после отбоя. Смотреть на их жуткие танцы страшно. Это даже не танцы, это конвульсии – падающие и пытающиеся подняться люди. Впечатление усиливается находящимся на сцене женским хором в изумительных черных платьях, которые дополняют эти пляски смерти потрясающими зонгами. Заканчивается 2ое действие грудой неподвижных мертвых мужских тел, над которыми проливается ливень. Увы, не живой воды. Не встает никто. Они проиграли свой ответ на вопрос: кому на Руси жить...
Фото Sergey Demyanchuk, Vadim Guide и предоставленные театром.
Пиар Sofia Nimelstein и Masha Hinich
Комментариев нет:
Отправить комментарий