Супругов Михаэля и Рут Лайзерович вполне можно так назвать. Знатоки еврейской истории, они приезжают в Калининград и другие города бывшей Восточной Пруссии с интересными про- ектами – выставками, лекциями и пре- зентациями визуальных материалов, в которых оживают евреи, покинувшие эти места и рассеянные по миру из-за трагических событий XX века. Мы бе- седуем после состоявшейся в Калинин- граде лекции о частной жизни еврейских обывателей этого города в его немецкую эпоху. И первый вопрос – о том, что по- служило мотивом для столь серьезных занятий данной темой. Михаэль Лайзерович (МЛ): – История Восточной Пруссии – это, конечно же, интересная тема для Германии, где есть много выходцев из этой несу- ществующей ныне провинции. Быв- шие жители Кёнигсберга и окрест- ных мест, их потомки объединены в разные землячества, но вот объеди- нения кёнигсбергских евреев нет. Хотелось как-то объединить их – это одна причина. Вторая состоит в том, что история евреев в Германии хоро- шо изучена, но поскольку Восточная Пруссия больше не Германия, то и внимания со стороны немецких ис- следователей к данной теме меньше, а значит, есть простор для разных на- учных и культурных проектов. Здесь мало сохранившихся памятников еврейского наследия, нет музея, нет центра академической иудаики. И вот мы создали и зарегистрировали общество «Евреи в Восточной Прус- сии» (Juden in Ostpreußen e. V.), «по- строили» веб-портал – своего рода виртуальное землячество. Судя по статистике посещений, наш проект привлекает большое внимание. – Но у вас есть и личная мотивация заниматься историей евреев Вос- точной Пруссии? МЛ: – Да. Мои корни тоже уходят в эти места. Мои дедушка и праде- душка родились здесь. Это типичная семейная история – три поколения евреев, перебравшихся в Кёнигсберг из Литвы. Что происходило здесь с евреями, можно видеть по их именам. Прадедушка был Юдель, дедушка – Гирш, один его сын был Макс, а дру- гой – мой отец – Георг. То есть имена становились все более немецкими. Я сам родился во Франкфурте, куда мой отец вернулся из Израиля. Его семья уехала из Кёнигсберга в Палестину в 1934 г., после прихода к власти на- цистов. Он был юным сионистом, членом молодежной спортивной организации «Маккаби хацаир». У меня есть фото из семейного архива: еврейские легкоатлеты тренируют- ся на еврейской спортплощадке, и отец среди них. После школы я тоже пожил какое-то время в Израиле, по- этому говорю и на иврите. Моим биз- несом и профессией стал туризм, мое турагентство специализировалось на поездках в Израиль. Я все-таки не академический исследователь. Глав- ный специалист – моя жена Рут, она историк, профессор. Последние семь лет мы живем в Польше, поскольку Рут получила интересную работу в Варшаве. А я работаю здесь гидом в еврейском музее «Полин». – Рут, как складывалась ваша ака- демическая карьера, связанная с несу- ществующей еврейской общиной несу- ществующей германской провинции? Рут Лайзерович (РЛ): – Я написала диссертацию о Кёнигсберге в первые годы после Второй мировой войны. Я была первым ученым из ФРГ, рабо- тавшим в архиве Калининградской области. Я много занималась этим регионом. Позднее также работала в Университете Клайпеды, изучала историю общины Мемеля и препо- давала курс истории евреев-литва- ков. После того, как мы с Михаэлем поженились, я переехала в Берлин. Потом я написала еще одну книгу о евреях в пограничных районах Лит- вы и Пруссии. В Берлине я занимала должность профессора истории Вос- точной Европы и еврейской истории. В последние годы работаю в Варшаве заместителем директора Немецкого исторического института. Евреи Вос- точной Пруссии и Балтии – это об- ласть моих научных интересов. – Я обратил внимание на то, что вам интересны не только архивные документы, но и персонажи истории, живые люди, которых вы находите по всему миру, собираете их свиде- тельства, связываете между собой. РЛ: – Вы правильно заметили. Мой муж уже сказал, что в 2004 г. мы с на- шими друзьями из разных стран соз- дали общество «Евреи в Восточной Пруссии». Как специалисты по ев- рейской истории мы чувствовали не- обходимость донести результаты на- ших изысканий до многочисленных потомков евреев из этих мест, которые разбросаны теперь по всему миру – в Израиле, в Германии, в Австралии, в Северной и Южной Америке. Исто- рия евреев Восточной Пруссии ин- тересна и сегодняшним жителям Калининградской области, сосед- них областей Польши и Литвы. Со- бранные и опубликованные на сайте www.judeninostpreussen.de материалы должны были стать мостами, соединя- ющими эти различные группы людей. При этом мне были особенно интерес- ны факты и события еврейской исто- рии маленьких городов Восточной Пруссии. Все-таки о Кёнигсберге есть исследования, например монография д-ра Штeфании Шюлер-Шпрингорум «Еврейское меньшинство в Кёниг- сберге. 1870–1945», а также моногра- фия д-ра Андреи Айзенштайн. В свое время д-р Ронни Кабус, бывший тогда директором Краеведческого музея Восточной Пруссии в Люнебурге, подготовил выставку «Евреи в Вос- точной Пруссии» и издал каталог, в котором немало портретов евреев, во- шедших в немецкую и мировую исто- рию. Но ведь интересны и простые обыватели, составлявшие еврейское сообщество этой провинции. Наш сайт – возможность познакомить всех интересующихся с воспоминаниями, документами, фотографиями и кар- тинками из семейных архивов, дать представление о частной еврейской жизни в Кёнигсберге и других горо- дах региона. – Ведь еврейский Кёнигсберг дал миру ряд знаменитых персоналий. Среди них математик, учитель Эйн- штейна Герман Минковски, автор популярнейших шлягеров, компози- тор Вернер Рихард Хайман, выда- ющийся политический мыслитель Ханна Арендт, супруга трагически погибшего израильского премьера Ицхака Рабина Лея, урожденная Шлосберг. А еще крупнейшая изра- ильская поэтесса Лея Гольдберг... РЛ: – В связи с Леей Гольдберг сто- ит упомянуть о таком распростра- ненном явлении конца XIX – начала XX века, как медицинский туризм. Медицина в Кёнигсберге находилась на очень высоком уровне, и сюда при- езжали лечиться многие евреи из Лит- вы, Польши, России. Ведь евреи всег- да внимательны к своему здоровью. И вот поэтому мать Леи Гольдберг, когда подошел срок, отправилась ро- жать из Каунаса в столицу Восточной Пруссии. Я назову еще одно яркое имя – Фрида Райхман, племянница крупнейшего кёнигсбергского бан- кира Георга Маркса. Она родилась в Карлсруэ, но, когда отец стал партне- ром свояка-банкира, семья перееха- ла в Кёнигсберг, где Фрида окончила медицинский факультет университе- та. Она не просто была женой Эриха Фромма – одного из столпов психоа- нализа, но и сама стала крупнейшим психоаналитиком и психотерапев- том, о ней написано несколько книг. – Заметно, что вам с мужем ин- тересно приезжать в Калининград. А может ли этот город стать объ- ектом более массового еврейского туризма? Мы же знаем, как много ностальгических еврейских путеше- ственников посещают города Поль- ши, Литвы, Беларуси, Украины. РЛ: – Проблема в том, что в Ка- лининграде мало делается для привлечения еврейского туризма, имеющего целью поиск корней. Но- стальгическим его применительно к этому городу не назовешь, потому что не осталось объектов для ностальгии. Кое-что можно посмотреть, но нет специфического памятного места, притягательного для евреев, связан- ных с Кёнигсбергом, их потомков. Если кто-то захочет посетить, скажем, еврейское кладбище, то он не найдет там сохранившихся надгробий. Есть памятник жертвам Холокоста в Ян- тарном (Пальмникен), но это глава истории, не связанная с немецкими евреями. Может быть, что-то изме- нится с открытием синагоги, которая сейчас возводится на месте «Нойе Шул», разрушенной нацистами. – А как ваши интернет-проекты? Вам удалось объединить евреев Вос- точной Пруссии? Вы чувствуете обратную связь, когда не только вы находите людей, но и люди находят вас? РЛ: – Мы уже говорили, что нет ев- рейского землячества выходцев из Кёнигсберга, поэтому мало инфор- мации по еврейской истории этих мест попадает в публичный оборот. Во многих семьях хранятся фото- графии, документы, но связи между этими семьями очень слабые. Мы стараемся изменить эту ситуацию. На генеалогическом портале geni. com мы недавно создали группу «Еврейские семьи из Кёнигсберга». Представьте себе, что за десять дней в нее вступили более 130 участни- ков, и их число растет. В Facebook у нас есть англоязычная группа «Ев- реи в Восточной Пруссии» («Jews in East Prussia»), в ней 3000 участни- ков, в частности, много из Латинской Америки – люди эмигрировали туда, а потом в силу разных политических событий оказались отрезаны от Ев- ропы. Теперь эта страничка помога- ет им восстановить связи с миром, с потерянными родственниками. Но сейчас мы имеем дело с третьим по- колением, и найти утраченные свя- зи непросто. Я надеюсь, что благо- даря возможностям, которые дает Интернет, евреи, чьи корни из этих мест, будут знать о наших проектах, и это поможет им иногда встречаться. Может быть, они приедут на выстав- ку «Евреи Кёнигсберга на рубеже столетий», которую мы планируем открыть в ноябре этого года в Ка- лининградском историко-художе- ственном музее. – Ваша активность в Калинингра- де находит отклик: люди приходят на организуемые вами мероприятия, с вами сотрудничают местные му- зеи, ваши усилия ценят местные ев- реи, хотя среди них нет потомков евреев Восточной Пруссии. Для вас это важно? РЛ: – Для калининградского еврей- ского сообщества, мне думается, важно знать историю своих земля- ков-соплеменников, заполнять «бе- лые пятна» региональной истории. И хочу подчеркнуть, что история евреев послевоенного Калинин- града – это не менее важная глава еврейской истории. Мы хотели бы, например, подготовить для строя- щейся синагоги экспозицию о жите- лях города – жертвах Холокоста. Но здесь же должны быть упомянуты и советские солдаты-евреи – участ- ники штурма Кёнигсберга. Нужно с чего-то начинать, и мы стараемся помогать в меру наших сил. Для нас это важно. Беседовал
Виктор
ШАПИРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий