ЛИТВА - ЗЕРКАЛО ЕВРОПЫ
Из-за книги о геноциде евреев в Литве
от автора отвернулись родные и друзья
от автора отвернулись родные и друзья
ru.delfi.lt
Молодые, неграмотные литовцы в трезвом состоянии так прилежно убивали евреев, что в Литву их везли для уничтожения из других стран. В убийствах добровольно участвовали и школьники, а Церковь равнодушно наблюдала за Холокостом – убийцам даже отпускали грехи. Ради чистоты расы и еврейских зубов в Литве уничтожили около 200 000 евреев.
© DELFI
(K.Pansevič nuotr.)
К таким выводам пришла Рута Ванагайте, которая написала книгу "Mūsiškiai" ("Наши"). Важная часть книги – "Путешествие с врагом", в которой Ванагайте с известным охотником за нацистами Эфраимом Зуроффом отправляется в путь по местам, где убивали евреев, и общается с оставшимися в живых очевидцами тех событий.
– "Знаю, что Литва не ждала эту книгу. Поэтому и написала ее". Это – Ваши слова. Вы уже столкнулись с отрицательной реакцией?
(K.Pansevič nuotr.)
К таким выводам пришла Рута Ванагайте, которая написала книгу "Mūsiškiai" ("Наши"). Важная часть книги – "Путешествие с врагом", в которой Ванагайте с известным охотником за нацистами Эфраимом Зуроффом отправляется в путь по местам, где убивали евреев, и общается с оставшимися в живых очевидцами тех событий.
– "Знаю, что Литва не ждала эту книгу. Поэтому и написала ее". Это – Ваши слова. Вы уже столкнулись с отрицательной реакцией?
– Мне священник Ричардас Довейка сказал, что у меня перед носом закроются двери. Я с самого начала столкнулась с отрицательной реакцией – родные сказали, что я предаю родственников и являюсь Павликом Морозовым. Несколько друзей вообще отвернулись от меня – сказали, что мне платят евреи, и я предаю Родину. Мне нужно было много смелости. Я спросила у моих детей, которым 20 и 28 лет, писать ли мне такую книгу. Они сказали, что на 120% поддерживают. Но часть друзей предупредила меня, что я останусь без читателей, которые любят меня за книги об уходе за стариками и женщинах. Я подумала – почему я должна думать о коммерции. Я вижу, что больше никто такую книгу не напишет.
– Почему Вы
– До такой степени боятся, что я сталкиваюсь с абсолютной паникой – от учреждений власти до сельских жителей. За полгода я встретила всего несколько человек, которые не боялись. Даже с историками в парке на лавочке приходилось встречаться... Некоторых историков я не могу цитировать – они не хотят, один сказал, что отныне не будет читать лекции на эту тему – опасно.
– Откуда этот страх? Литва с Израилем примирились, в 1995 г. президент Альгирдас Бразаускас извинился перед еврейским народом, несмотря на то, что за это его рьяно критиковали.
– С Израилем помирились, чтобы он не поднимал эту тему. За это Литва поддержит Израиль в ООН. Это политика. Даже посол Израиля, увидев в Литве Зуроффа, сказал ему – чего ты сюда ездишь, будешь людям настроение портить. Даже еврейская община не поднимает эту тему, не поднимает ни Израиль, ни Литва, а очевидцев тех событий уже практически не осталось. И денег на > исследования нет. Да, Бразаускаса осудили. Думаю, позже он жалел, что так поступил. Он обещал выявить и назвать убийц, но этого не сделали. Вот в 2012 году Литовский центр исследования геноцида жителей и сопротивления составил список из 2055 человек, которые, возможно, могли участвовать в геноциде. Список был передан правительству. Где он сейчас? Я пошла к вице-канцлеру правительства и сказала, что надо что-то делать с этим списком, ведь не может же он 5 лет лежать. Мне ответили – что бы мы ни делали, евреям все мало. И лежит этот список дальше.
– Может, уже все исследовали и оценили?
– Я прочла книги всех литовских историков – все утверждают, что Холокост наблюдался в провинции на территории всей Литвы. Мы так не думаем. ся Литва усеяна еврейскими могилами, люди были уничтожены. Это белое пятно в нашей историографии. Почему не исследовали? Есть лишь несколько историков, которые этим занимаются – мне сказали, пять человек должны работать 5 лет, чтобы выяснить, сколько литовцев участвовало в Холокосте. Нет пяти человек и 5 лет. Я с Зуроффом проехала через всю Литву – людям, которые видели и помнят Холокост, сейчас 85-90 лет. Сколько еще будем ждать?
– Не секрет, что Зуроффа в Литве ненавидят да и сам он, мягко говоря, не пылает к нам любовью. Как удалось уговорить его поехать в "путешествие" по Литве?
– Весной я готовила конференцию, все историки говорили, чтобы я не приглашала Зуроффа – если он будет, они отказывались от участия, поскольку он может заплакать, начать драку. Мне стало очень интересно. Когда он
> приехал для участия в маршах
> неонацистов, я встретилась с ним.> Я спросила у него, работает ли он
> на Путина, а он спросил
> у меня, делаю ли я еврейские
> проекты ради денег.
>
> Я ответила, что
> среди моих родственников были
> люди, которые, как я подозреваю,
> участвовали в Холокосте. Он
> сказал, что за 25 лет встретил в
> Литве первого человека, который
> это признал.
>
>
> Я сказала ему –
> вы нападаете на Литву, так
> давайте, сядем в мою машину и
> поедем по Литве, поговорим с
> людьми, посмотрим, кто прав.
> Поскольку я не знаю этого. Он
> согласился, поездка длилась три
> недели. Мы договорились платить
> за
> бензин поровну.
>
> – Что Вы
> видели? Сколько дверей закрыли у
> Вас перед носом?
>
> – Большинство людей говорили,
> только не соглашались
> фотографироваться и называть
> свои имена. Другие боялись –
> говорили, еще придут и убьют.
>
>
> Кто убьет? Литовцы! Они знают, что
> в большинстве случаев евреев
> конвоировали, охраняли или
> убивали отцы или деды соседей.
> Так они предают своих – соседей.
> Но помнят очень хорошо.
>
> – В опубликованном в книге
> интервью Зурофф говорит, что
> Литва необыкновенно красива, но
> ее красивые леса скрывают
> несколько сотен мест массовых
> убийств. Когда ездишь по Литве,
> можно увидеть указатели,
> свидетельствующие о таких
> местах – Литва по крайней мере
> об этом позаботилась.
>
>
>
> – Но свернешь туда, и ничего не
> увидишь. Указатель есть, а потом
> можешь блуждать по лесам, и
> ничего. Но есть и не указанные
> места. Я и сказала Зуроффу – мы
> не настолько богаты, чтобы
> присматривать за 227 местами. Он
> ответил, надо было смотреть,
> когда расстреливали.
>
>
> Зурофф плакал на каждом месте.
> Мне приходилось ждать, пока он
> читал молитву. И я потом думала –
> под землей лежат тысячи костей,
> никак не обозначены эти места.
>
>
> Я потом не могла спокойно
> смотреть на литовские могилы.
> Казалось, всему придается
> слишком большое значение, все
> так театрально. Я читала
> протоколы об эксгумации –
> множество детей с
> неповрежденными черепами –
> значит, закапывали живыми.
>
>
> В книге есть свидетельство
> одного военного – отец ничком
> ложился в яму, прикрывая ребенка.
> Военного спрашивали – в кого
> первого стреляли – в отца или в
> ребенка? Ответил: "Что мы
> звери, что ли, стрелять в ребенка
> на глазах у отца?" Конечно, в
> отца. Ребенок ведь
> ничего не понимает".
>
> – В книге жутко
> звучит Ваш риторический вопрос о
> том, сколько золотых зубов
> вытащили у убитых евреев,
> переплавили, а потом
> использовали для изготовления
> зубов жителей Йонишкелиса? Это
> речь шла об убийце евреев,
> который потом работал зубным
> техником. Неужели литовцы
> делились золотыми коронками
> убитых?
>
> – Не только в
> Йонишкелисе, много где. Я помню, в
> советское время, когда лечили
> зубы, спрашивали – золото будет
> ваше или мое? Откуда у зубных
> техников
> было золото? Куда пропали все
> золотые коронки?
>
> Есть и еще более
> интересный момент. Я
> унаследовала от дедушки и
> бабушки антикварную кровать,
> шкаф, часы. Прочитала, что во всей
> Литве было около 50 000 еврейских
> домов, плюс синагоги, магазины,
> больницы. Куда пропало все это
> имущество?
> Вся Литва разбогатела.
>
> Я читала, что в
> Паневежисе вещи передали
> Драмтеатру, дому престарелых,
> женской гимназии, больнице,
> потом распродали жителям. Что не
> удалось продать – раздали
> бесплатно. Когда убили евреев, в
> Паневежисе было 25 000 жителей,
> вещей,
> оставшихся после убийства
> евреев было 80 000 - от постельного
> белья до чашек. Их раздали
> бесплатно. Значит, каждый житель
> бесплатно получил по несколько
> вещей. Моя бабушка из Паневежиса,
> кровать – из Паневежиса. Купила
> ли она ее? Не знаю. Носила ли моя
> мама
> что-то из той одежды? Все в Литве,
> у кого есть старинные вещи, можем
> задаться вопросом, откуда они
> взялись.
>
>
>
>
> Убийцам евреев
> обычно ничего не платили, они
> брали, что могли, несли продавать
> или выменивали на водку. Это было
> их вознаграждение. вечером они
> возвращались
> домой. У некоторых были дети – с
> работы приходили не с пустыми
> руками – приносили им то одежду,
> то еще что-то.
>
> – Когда читаешь
> книгу, создается впечатление,
> что убивали простые деревенские
> парни, которые пошли
> добровольцами в Литовскую> армию.
>
> – Они туда пошли сами
> от нечего делать. Тогда была
> такая логика: давали поесть и
> пострелять. А еще можешь взять
> одежду, обувь, цепочки евреев,
> выпить.
> Римантас Загряцкас провел
> исследование – социальный
> портрет убийцы евреев –
> половина тех, кто убивал в
> провинции - безграмотные или
> окончившие два класса.
>
>
> Может, если бы
> Церковь заняла иную позицию или
> сказала, что надо выполнять одну
> из заповедей Божьих – может, это
> остановило бы их. Но Церковь
> промолчала или не
> призвала.
>
> – Когда читаешь
> воспоминания убийц евреев,
> напрашивается вывод, что немцы
> их не заставляли убивать - они
> могли отказаться.
>
> – В первую очередь,
> это были добровольцы – и
> белоповязочники, которые шли
> добровольцами. Некоторые
> утверждали, что за отказ грозили
> расстрелом, но
> есть лишь один факт – в Каунасе
> был расстрелян солдат,
> отказавшийся убивать, в долине
> Мицкявичюса. В особом отряде
> служили 8 учеников ремесленной
> школы – 16-17 лет. Наступил июнь,
> делать было нечего, они пошли
> поработать – им обещали вещи
> евреев. Лето закончилось,
> они ушли из отряда. Разве это
> насилие – сами пришли, сами ушли.
>
>
> В Литве говорят,
> что заставляли убивать, поили.
> Военный Ляонас Стонкус
> рассказал, что если видели, что у
> кого-то нервы не выдерживали,
> офицеры не заставляли стрелять,
> боялись как бы против них оружие
> не обратили. И не пили – давали
> после, вечером, или очень мало –
> боялись, чтобы командующих не
> постреляли.
>
>
>
>
> Можно сказать, что
> евреев убивали молодые,
> неграмотные и трезвые
> литовцы.
> – На Вас будут
> нападать за неудобную правду и
> спрашивать, откуда знаете, на что
> опираетесь?
>
> – В книге я не
> опираюсь ни на один зарубежный
> источник, только на то, что
> сказано жителями Литвы и
> историками. Полгода я провела в
> Особом архиве, читала
> дела, их исповеди. Кто скажет,
> что наших мальчиков пытали и
> только после этого они давали
> показания – это глупости, никто
> не говорит о пытках.
>
>
> Один убийца
> евреев жаловался на боли в плече,
> сделали рентген, выяснили
> причину, назначили массаж и
> парафиновые ванночки. Видно,
> слишком много стрелял.
>
>
> Во-вторых,> последовательными, точными,
> каждый рассказ убийцы евреев
> подтверждался еще
> свидетельствами 15 лиц,
> соратников. Совпадает каждая
> деталь. Все они умаляли свою
> вину. Когда спрашивали, сколько
> раз они
> участвовали в расстрелах,
> сначала не помнили, потом
> вспоминали какой-нибудь один
> расстрел, а на деле участвовал в
> 20 или 50.
>
>
> Все умаляли свою
> вину, поскольку не хотели сидеть.
> Многих НКВД после войны судил за
> конвоирование, а спустя 20-30 лет,
> когда выяснялось, что они и
> расстреливали, их снова
> арестовывали.
> – Насколько, по
> Вашему мнению, трагедию
> определила официальная позиция
> литовской власти?
>
> – Во многом
> определила. Многие говорят –
> Литовский фронт активистов
> начал, временное правительство
> продолжило, а затем продолжили
> пособники нацистов:
> Кубилюнас, Рейвитис и др.
>
> В администрации
> Литвы работало 20 000 человек:
> полицейские, начальники полиции
> округов. Только 3% из них были
> немцами. Был запланирован
> процесс, осуществленный
> литовцами. Конечно, планировали
> не литовцы, но им говорили, они
> выполняли,
> делали все так хорошо, что потом
> в Литву везли расстреливать
> евреев из Австрии и Франции.
>
>
> В IX форте
> расстреляли 5000 евреев из Австрии
> и Чехии. Сюда их везли на
> прививку – евреи шли в ямы с
> засученными рукавами в ожидании
> прививки. Литовцы так хорошо
> работали, что батальон Антанаса
> Импулявичюса вывезли в Беларусь
> – там убили 15 000 евреев. Немцы
> были очень довольны.
>
> – Откуда такая
> прилежность? Многие говорят –
> литовцы страдали, оккупация
> сменялась оккупацией, мы не
> виноваты, мы страдали, нас везли
> в Сибирь.
>
> – Да, это правда, но
> их никто не заставлял
> расстреливать людей. Шли
> добровольцы – отчасти из-за
> распространенного
> антисемитизма.
>
> – Значит литовцы
> убивали евреев из ненависти?
> Однако, кажется, до сих пор
> литовцы мирно сосуществовали с
> евреями.
>
> – У нас было
> достаточно много сторонников
> Вольдемараса, националистов,
> которые были влиятельными
> офицерами армии. Многие убийцы
> евреев - авиаторы,
> соратники Дарюса и Гиренаса. При
> Сметоне с евреями можно было
> хорошо ладить, но когда пришли
> немцы, к ним примкнули литовские
> националисты, и все стало очень
> просто.
>
>
> А антисемитизм
> – все шло из Берлина, там
> чувствовалась рука Геббельса,
> литовцы это распространяли.
> Первая газета временного
> правительства Литвы "К
> свободе" писала, долой евреев,
> их трупы - наш путь к свободе. Об
> этом говорили
> по радио, писали в газетах.
> Хватило двух месяцев, тогда были
> созданы структуры. Без одобрения
> со стороны правительства Литвы и
> без потакания Гитлеру этого не
> было бы – надо признать, но мы не
> хотим, у нас именами Казиса
> Шкирпы и Юозаса Амбразявичюса
> названы
> улицы и школы.
>
> – Зурофф признал, что
> не осознавал, что Литва на заре
> независимости не способна
> встать лицом к лицу с прошлым –
> даже Франции потребовалось 50
> лет,
> чтобы признать свою вину за
> прогитлеровские действия режима
> Виши.
>
> – Нам потребуется 90
> лет. Скоро все умрут, а поколению
> моих детей будет интересно,
> только свидетелей уже не будет.
> Поэтому я и общалась со
> свидетелями,
> пока они живы. Пусть эту книгу
> никто не читает, может ее будут
> читать через 10 или 15 лет.
>
>
> Я выполнила мой
> долг перед родиной, хотя она об
> этом и не просила. Откуда можешь
> знать, что в здании, где сейчас
> находится известная Паневежская
> кондитерская компания раньше
> действовала известная во всем
> мире иешива – религиозная
> школа. Нет никакого знака. Сюда
> приезжали студенты и
> преподаватели со всего
> мира.
>
> – Как Вы думаете,
> какой была бы Литва, если бы не
> уничтожила своих
> жителей?
>
> – Думаю, у нас было бы
> больше ученых, великолепных
> врачей. Была бы серьезным
> государством. Но мы хотели
> расовой чистоты и их
> зубов.
>
> – Вы упоминали, что
> от Вас отреклись родственники.
> Участвовали ли Ваши
> родственники в
> Холокосте?
>
> – Я не знаю. Дедушка
> участвовал в комиссии,
> составившей список из 10 евреев, а
> муж моей тети был командующим
> белоповязочников, работал в
> Паневежисе
> в охранных структурах. Я знаю,
> что вся полиция Паневежиса, под
> воздействием нацистов,
> участвовала в этом процессе. Я
> знаю, что ни один из них не жал на
> курок – иначе я не писала бы, мне
> было бы слишком тяжело.
>
>
> Холокост
> состоит из двух преступлений.
> Одно – участие администрации –
> составление списков и т.д.,
> другое - убийство. Думаю, если все
> посмотрим на наших
> родственников...
>
> – Готовы ли Вы к
> обвинениям в клевете на Литву с
> помощью Зуроффа?
>
> – Но я сделала
> хорошее дело – Зурофф
> перестанет ездить в Литву. Он
> понимает, что то, что я сделала,
> что сказали Ричардас Довейка и
> Томас Шярнас, что
> сделали историки – он знает, что
> мы на верном пути. Он не может
> сказать нам ничего нового – дело
> литовцев выяснить свое прошлое.
> Зурофф сказал, что ему здесь
> больше нечего делать – никакой
> иностранец не может заставить
> Литву взглянуть на свое
> прошлое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий