НАУМ ВАЙМАН: «Я был и остаюсь сионистом».
– О русскоязычных в Израиле говорят, что это своего рода
государство в государстве…
– На мой взгляд, это не так. Но тех, кого мы называем
«русскими», надо дифференцировать. Среди них есть евреи, а есть этнические
славяне: евреев где-то 700–800 тыс., славян – 300–400 тыс. Это
одно разделение. Еще одно разделение: по волнам алии. Волна 1970-х была
идеологизированной: приехали сионисты, антикоммунисты. В ней тоже были
«примкнувшие» члены семьи, которые поехали со своими еврейскими родственниками
в их страну, тем самым как бы взяв на себя определенную ответственность за свою
будущую лояльность. Часть из них приняла гиюр. Но я знаю и массу историй, когда
семьи распадались, и, как правило, славянские жены оставались в Израиле, а
еврейские мужья убегали в Америку.
– А почему вы туда не уехали?
– Я был и остался сионистом: считаю, что евреи должны жить в
своем государстве, обустраивать и защищать его. Существование еврея вне его
национального государства, как показывает история, явление ненормальное и порой
трагичное. Я это вижу по тем евреям, которые остались в России. Их позиция не
то что лживая: они сами с собой пытаются быть искренними, но я определяю их позицию
как неестественную.
– Вы упомянули о гиюре. Может быть, в чем-то это было
формальностью? Чтобы влиться?
– Для первой волны это не было формальностью. А вот в волне,
которая началась в 1990-е, преобладали не идейные, а те, кто бежал из раз-
валившегося Союза. И я сейчас встречаю здесь типов, которые не то что не имеют
никакого отношения к евреям, я их даже видеть тут не хочу, поскольку там на них
насмотрелся. Непонятно, что они здесь делают.
– За лучшей жизнью приехали.
– Да, за ней… По этому поводу был в свое время анекдот. В
аэропорту проверяют документы у приехавших. У одной пары по документам, что называется,
ни в одном глазу. «А как вы к евреям относитесь?» – спрашивают. «А мы к
евреям очень даже хорошо относимся», – отвечают. Вот в этой группе населения
есть некоторый элемент замыкания на себе. И так как эти люди в массе своей не очень
культурные, замыкание идет не по культур- ному, а по религиозному принципу. Все
израильские православные храмы расцвели после волны репатриации 1990-х. Эти
люди в государственном смысле, за редким исключением, вполне лояльные. Но
евреями они себя не осознают. Они гото- вы считать себя израильскими гражданами
и в то же время жить какой-то своей общинной жизнью. Это не гетто, а именно
общинное объединение.
– Но «русский» еврей – это тоже не израильский еврей…
– «Русских» выделяет культурный бэкграунд. Как говорит мой
приятель, писатель Аркадий Красильщиков, – рабство языка. Я так не считаю.
Но не важно, как определять. Это люди, которые вынуждены потреблять культуру на
русском языке. В Израиле ты можешь функционировать на русском языке, тебя никто
не будет заставлять говорить на иврите. Хотя какое-то раздражение, бытовые
трения – этого было сколько угодно. Ведь приехало не просто огромное
количество людей, а людей с другими привычками, другими реакциями на всякие
вещи. Но я бы назвал это первоначальными трудностями. Сегодня они во многом
стерлись. В принципе здесь все более или менее знают иврит на бытовом уровне.
Молодежь либо двуязычная, либо переходит на иврит. Пожилым труднее, но и для
них есть русскоязычное телевидение и радио, множество газет. Есть некая русская
культурная выделенность. Вынужденная. Другой бэкграунд, но всё равно после
трех-четырех стаканов «русские» будут вспоминать девочек в Москве, а
израильтяне – девочек у себя в армии…
– Израильтяне пьют?
– Пьют, но гораздо меньше, чем «русские». Хотя в последнее
время тоже стали. Надо сказать, влияние «русской» волны совпало с общим изменением
израильского общества. Оно было комсомольским в хорошем смысле –
целенаправленное, мобилизационное, солидарное. Сейчас народ стал более
разобщенный, есть открытость и к лучшему, и к худшему.
– Если говорить о «русском» замыкании, то где оно, на ваш
взгляд, сильнее – в Америке или в Израиле?
– Насколько я знаю, эмигранты, живущие в Америке, в американское
общество вообще не попадают, хотя на работе как-то общаются. И не потому, что
их не принимают, а просто в силу различий: не о чем говорить. Когда люди
собираются, они чаще всего что-то вспоминают. А тут что вспоминать? Общих
жизненных переживаний нет.
– А в Израиле есть?
– Есть. Здесь есть уже общая история, причем весьма
интенсивная. Даже у людей, которые недавно приехали, в голове уже израильские
новости, потому что эти новости слишком серьезны, они вытесняют всё. Когда речь
идет об обстреле или теракте, это переживается всеми. Так что, когда собираются
«русские» и коренные израильтяне, у них есть о чем поговорить.
– Многие «русские» считают, что израильтянам не хватает
культуры.
– Это проявление русского культурного снобизма: мы приехали
из страны с великой культурой, а вы тут – то ли Африка, то ли Азия. Такая
позиция существует в основном среди так называемых интеллигентов.
– Вы так не считаете?
– Нет. Я считаю русскую культуру глубоко провинциальной. Это
не мое мнение, и оно не связано с русофобией. Вот я сейчас занимаюсь Серебряным
веком. Символизм, декадентство – откуда это пошло? От французов.
Философия – от немцев. Россия болела Гегелем, Шопенгауэром, Ницше. Никаким
русским философом она не болела. Вообще, русская культура, о которой мы
говорим – это культура 150–200 лет: от Петра I до 1917 г.
Но провинциальная культура не означает – незначительная. В определенный период
она внесла существенный вклад в европейскую культуру: Чехов, Гоголь,
Достоевский... «Преступление и наказание» в обязательном порядке изучается даже
в израильской школе. Ну и, пожалуй, самый мощный вклад в мировую культуру
– русский авангард. И, тем не менее, это провинциальное явление. В этом нет
ничего обидного. Хотя для российского человека, привыкшего с детства слышать о
первообразующем величии русской культуры, это звучит необычно.
– Вы упомянули об израильской школе. Многие «русские» не
могут понять, чему дети там учатся...
– Я проработал учителем в Израиле 20 лет. Это кошмар!
Дети совершенно отвязанные: ничего не бояться, абсолютно не воспитаны. Требуешь
хоть какой-то дисциплины, а они в ответ: «Тут тебе не Россия...» Не знаю, как
сегодня в российской школе, но в свое время у нас были авторитеты. Да и вообще
на Востоке учитель – это авторитет. Но Израиль – не совсем Восток.
– А что?
– Евреи – не совсем Восток, а так, на границе. То, что
здесь произошло в смысле культурной консолидации вокруг Библии, это не то, что
произошло, скажем, в Персии или Вавилоне, которые в боль- шей степени Восток.
Ведь Восток, прежде всего, связан с деспотизмом государственной власти. Чем
ближе к Европе – в Турции, в Израиле, в арабских странах
Средиземноморья – тем больше это сглаживается. Вот я недавно изучал
материалы о шумерском царстве третьей династии Ура. Там был город Ур
Халдейский, из которого вышел наш праотец Авраам, где было построено супертоталитарное
государство. И я вот думаю: может, Авраам ушел из Ура не потому, что Господь
ему сказал, а потому что просто захотелось свободы? И из Египта евреи тоже ушли
именно на свободу…
– И этой любовью к свободе евреи отличаются от людей Востока?
– Да, хотя во многом другом евреи остаются восточными людьми.
Но, начиная с Авраама и кончая советским рабством, они уходят из неволи. Когда
я вспоминаю свою мотивацию к отъезду, то мой антисоветизм был гораздо сильнее
моего сионизма. Я помню, как задавал себе вопрос: а честно ли, что, вместо того
чтобы бороться с этими гадами, я убегаю? Возможно, это было самооправданием, но
я полагал, что не должен участвовать ни в каких безобразиях в чужом го- сударстве –
ни свергать правительство, ни учить людей свободе. Поэтому-то я и говорил, что
нахожу позицию российских евреев неестественной. Но совершенно непотребный
пример – это то, как после аннексии Крыма еврейская религиозная
организация во главе с главным раввином России побежала туда, чтобы освятить
это, что называется, своим религиозным авторитетом. Тебя дергают за ниточку, ты
понимаешь, что прислуживать унизительно, но держишь фигу в кармане и говоришь:
ладно, я тут уступлю, но тогда дайте мне здесь кусочек. Вот это деятельность неестественная.
Вот это на самом деле государ- ство в государстве. Ну, это мы о России. А
начали с Израиля…
– Давайте продолжать об Израиле. Что это за уникальное
явление – израильская армия, через которую должен пройти каждый? В каком
еще государстве увидишь столько вчерашних школьников, разгуливающих по улицам с
автомата- ми…
– Из своего армейского опыта здесь скажу, что армия –
совершенно удивительный психологический плавильный тигель. Конкретные опасности
сплачивают так, что потом не разорвешь. Конечно, рядом с тобой разные
люди – с кем-то ты кон- фликтуешь, кому-то готов морду набить... Но когда
это кончается, вдруг понимаешь, что не хватает армейской тесноты. Так было с
обитателями советских коммуналок, переселявшимися в отдель- ные квартиры. У
людей есть некая склонность к единству. И армия – лучший его воспитатель.
А что касается вчерашних школьников, то эти массы детей в армии сплачивают и
народ тоже. Армия здесь как священная корова. Армия – это наши дети.
– А насколько эти дети понимают серьезность армии?
– К сожалению, здешняя армия недостаточно жесткая и дисциплинированная.
Насколько армейцы при этом идейно подготовлены и готовы защищать родину? По
крайней мере, большое число сильно мотивированных. Здесь есть менее боевые
части, а есть боевые – они добровольные. И по количеству людей, которые
туда идут, можно судить о мотивации. В воздушно-десантных частях конкурс –
3–5 человек на место.
Беседовала Катерина КУДРЯВЦЕВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий