Русский гений будто заранее понимал,
что спасти человека, изменить что-либо в этой "юдоли печали"
практически невозможно. Он никогда не звал к мужеству сопротивления несчастьям
и злу. (Слабые в художественном смысле произведения, так называемых,
революционеров-демократов не в счет). "Манком" русского искусства,
следствием "жалостливости" всегда был обычай скрывать "диагноз", не говорить человеку,
что сам он отвечает за мир, в котором живет, сам виноват в том, что мир этот несовершенен,
пошл или невыразимо скучен.
Долговременное преклонение перед
народностью, последовательный поиск врага и фронда к власти, привели к
чудовищным потрясениям и травмам гражданской смыты, череды войн и кровавой бане
сталинизма.
Русская муза всегда была
"иссечена кнутом", вдернута на дыбу нищеты и бесправия народа.
Русский гений сам стремился попасть в "ловушку дьявола". Так Иосиф
Бродский называл концентрацию на зле,
невольное подчинение этому злу.
Мудрец Израиль Бешт говорил
задолго до Бродского: "В печали зло". Но голос русской культуры
всегда был печален, настоян на слезах и муке. Хмель от такого "ерша"
был чудовищен, и погубил он до времени ни одного великого таланта России.
Великий роман Михаила Булгакова
возник не на голом месте. В нем Сатана перерождался настолько, что терял свои
родовые качества. В поисках виновного зло утратило фатальные черты. Роман –
стон, роман – жалоба, роман – реквием по самому себе… На краю бездны отчаяния
никто не в силах помочь человеку, кроме Сатаны… Накануне октябрьского
переворота была еще, пусть слабая, но надежда. В России двадцатых-тридцатых
годов прошлого века надежды на золотой век не осталось совсем. На ее месте
появился чудовищный во лжи, настоянный на яде иллюзий, миф коммунизма.
"Природы вековечная давильня
перемешала смерть и бытие в один клубок, но мысль была бессильна соединить два
таинства ее". Великого поэта Николая Заболоцкого жестоко пытали в
застенках НКВД. Он знал, о чем писал, и с полным правом наставил на
невозможности соединения смерти и жизни в абсурдности, ирреальности бытия.
Евреи России охотно приняли предложенные
отечественной культурой правила игры. Они напрочь забыли о том, что в основе
иудаизма полное отделение жизни от смерти в законах кашрута, в невозможности
смешать мясо и молоко, в полном отторжении крови, в характере еврейских
праздников, в традициях фанатичного чадолюбия….
Впрочем, художественная культура
России была противоположна не только еврейским ценностям.
"Жизнеутверждающая мертвечина" социалистического реализма иногда
кажется вполне логическим концом (
коллапсом) великой культуры старой России….
Есть в замечательном русском
языке страшное слово "отмучился". Не умер, скончался, погиб и так
далее, а очень часто отмучился. Слово,
во многом, как мне кажется, ключевое, определяющее. Жизнь русского человека на
протяжении веков была и не жизнью вовсе, а смертной мукой.
Все евреи, в разной степени,
конечно, - дети Иова многострадального. Бедняги, не утратившего чистоту и веру
под гнетом самых тяжких испытаний. В летописях
Торы много крови, мук и страданий, но нет даже намека на возможность суицида.
Нет сладостного упоения трупным запахом. "Думай о смерти!" – это
придумано кем угодно, только не евреями. Вот уже четыре тысячи лет дети Иакова
живы, потому что упрямо не хотят даже думать о смерти. В сказанном нет ни
грамма расизма. Я говорю о культуре, в которой художник любой национальности
принимает общие правила игры…
Зачем мы здесь? Вполне возможно и
родина предком нам нужна, чтобы стать другими, вспомнив о культе радости и
жизнелюбия. Начать жить с верой в неисчерпаемость мира и в бесконечность пути к
Творцу.
Ковчег Ноя все еще плывет через
тысячелетия истории. Бури, рифы, отмели не смогли погубить его, пустить ко дну.
Истинные страдания не давали команде ковчега плакать, а моря пролитой крови не
позволяли молиться идолу смерти.
"да будут прокляты вещатели
Апокалипсиса!! – сказано в Талмуде.
Пусть сладкоголосые сирены родины
зовут нас. Пусть поют… Какой у них восхитительный голос – стон, как он красив и
даже гениален… Не запечатывай уши воском. Только привяжи себя накрепко к мачте,
чтобы не дать самому себе команду к повороту, смене галса. Я не хочу конца
путешествия ни себе, ни своим детям.
Это больно – быть привязанным к
мачте, но все проходит… Не исчезнет, просто затихнет и этот чужой, упоительный
голос печали и неизбывной тоски…
- Перестань писать печальные
рассказы, - просит мой сын – взрослый и женатый мужчина.
Он прочел мою последнюю книгу,
изданную в веселом и солнечном городе Одесса, и сделал именно этот, неожиданный
для меня, вывод. Я начинаю спорить с ним, доказывать, что он не прав.
-
Перестань писать грустные
рассказы, - повторяет сын, не желая даже выслушивать доводы отца. – Читаешь, и
плакать хочется.
Семь лет я заставлял себя
переродиться. Семь лет сам себя привязывал к мачте, а оказалось, что сладкоголосый
голос сирен не вне, а внутри меня. Семь лет я ненавидел свою тень, свою грусть,
свои слезы… И все это для того, чтобы в конце пути понять, что оказался в той
же точке духовного пространства.
-
Перестань писать печальные
рассказы! – требует мой сын.
Я перечитываю написанное, и вижу,
что он прав. И даже веселые мои истории сентиментальны, будто их автор так и не
смог постичь искусство искренней и веселой улыбки.
Ошибка, изменившая смысл: "не одного великого таланта России."
ОтветитьУдалить