29.06.2014 14:52 Фото:Facebook
Тут делают лапшу
Люди моего поколения помнят, что в СССР все было завешено красными сатиновыми транспарантами, на которых золотыми буквами была написана какая-нибудь глупость типа "Народ и партия едины", "Наша цель - коммунизм", "Учиться, учиться и учиться" или загадочное "Заветам Ленина - верны".
Никогда за всю мою тридцатилетнюю жизнь в совке не было случая, когда я увидел бы, что в этом сочетании (на красной сатиновой полосе - золотыми буквами) написаны какие-то другие фразы, кроме советско-партиных благоглупостей.
И даже сама стилистика казалась мне выдуманной большевиками: этот китч красного с золотом, эта палехская "нарядность" для дебилов, это сочетание цветов "как у богатых"... Все это казалось мне рожденным именно выходцами из темной крестьянской среды, какими-нибудь малограмотными "красными конниками" или сметливыми мастеровыми "робятами"...
Потом началась экспансия Сталиным всего этого наработанного годами "Большого стиля" по всему миру. И вот уже мы видим Восточную Европу, завешанную красными ситцевыми полосками с золотыми буквами с цитатами из трудов товарищей Георгия Димитрова, Вальтера Ульбрихта или какого-нибудь Владислава Гомулки...
Потом Хрущев завесил этими тряпками Кубу и пол-Африки, потом Брежнев - Вьетнам и Афганистан... Победное шествие красных ситцевых полосок с золотыми буквами стало фирменным знаком советского присутствия: видишь (тогда - только по телику) такой транспарант - все, значит "наши" здесь уже появились, поставили т.н. "народное" правительство и заладили свою старую песню про то, что "учение Маркса всесильно потому, что оно верно"...
И вот лет пятнадцать тому назад приехал я в Китай. В Китай, в котором по прежнему у власти коммунисты, в котором марксизм - господствующая идеология, а построение коммунизма - главная цель.
Я прекрасно знал сколько сил и средств потратил Сталин, а потом Хрущев (пока не разосрался с Мао) на то, чтобы подвигнуть Китай на социалистический путь развития. Сколько идеологических сил было брошено на обработку масс в соответствующем духе и (конечно же) я был уверен, что советская стилистика здесь жива и процветает.
Наверняка ведь китайцы подхватили советский "Большой стиль" и довели его до совершенства и абсолютного абсурда. Ведь нынешняя эстетика северо-корейского чучхе - это же эпигонство по отношению к классическим китайским образцам маоистского агитпропа и официоза.
Я в тот раз много путешествовал по Китаю и залезал в самые глухие места. И везде я встречал милые сердцу красные сатиновые полоски с золотыми иероглифами. Их было много, они висели везде и своим количеством нагоняли на меня тоску: не было сомнений, что огромные силы (а несомненно этих транспарантов было - миллионы) потрачены государством на то, чтобы сообщить публике какую-нибудь очередную коммунистическую глупость или банальность. Пусть хоть бы даже и в виде цитаты из Мао Дзе Дуна...
И вот однажды в какой-то захолустной столовой я не выдержал и указывая на такой транспарант (под ним усердные китайцы делали лапшу), спросил нашего гида: вот у нас уже вся эта стилистика закончилась, а вы, научившись у русских этой херне (золотым по красному), продолжаете пичкать народ всей этой марксистской мертвечиной.
Ответ гида меня убил. Он сказал примерно следующее:
- Вовсе это и неправда, что стилистику писать транспаранты подобным образом вы заимствовали от вас. Такие транспаранты у нас в ходу уже три тысячи лет. Сочетание красного с золотом - это традиционное сочетание цветов императорского Китая. И традиция таких надписей существует уже давно.
- Но ведь наверняка написана-то здесь какая-нибудь агитационная чушь про победу коммунизма! - не унимался я.
-Нет! - ответил мне гид.
- А что же еще может быть написано на таком транспаранте! - воскликнул я: моему сарказму не было предела.
- Здесь написано: "Тут делают лапшу".
- И все?
- И все.
Комментариев нет:
Отправить комментарий