ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ВРЕМЕНИ
построена вовсе не так, как обычная линейка, у которой есть начало и конец.
Время - категория такая же бесконечная, как и пространство. Это наш мир
построил Всевышний, отделив свет от тьмы, но сказанное вовсе не значит, что до
нашего мира не было других солнц и планет, иных галактик. Нигде в Торе не
отмечено, что Адам и Ева оказались на земле в одиночестве. Просто вместе с ними
начался отсчет дней той цивилизации, в которой мы живем.
Модель эта универсальна, мы
вправе приложить ее начало не только к Сотворению мира, но и к самому человеку,
к его жизни от старта до финиша. Семь
дней творений – это то, что происходит и с нами от восхода до заката. Разве не
новорожденный отделяет свет от тьмы в первый же миг разрыва с телом матери?
Разве не следует за этим первейшая способность различать твердь и воду? На
третий день мы, рабы земного тяготения,
смотрим вниз и живем сушей и растениями. Взрослея, мы поднимаем голову к небу –
к небесным светилам. Дальше, в день пятый, мы пытаемся овладеть миром широким,
прежде недоступным: миром птиц, рыб и пресмыкающихся, только на день шестой начинаем понимать, что такое быть человеком,
становимся человеком, а на седьмой день, вслед за Творцом, имеем право на отдых
и уход от познания мира и от дел
суетных. И не надо подозревать автора в
неуемной фантазии и произволе, достаточно вспомнить о неисчерпаемости атома
наряду с бесконечностью космических далей. Почему бы нам всем не вообразить
себя Вселенной. Сказано было Лоркой: «В
раздавленной лапе кошки тысяча звездных миров». В краткости поэзии, иной раз,
больше смысла и точности, чем в томах научных изысканий.
«И море и Гомер, все движется любовью».
Так было совсем недавно: в эпоху Мандельштама. Море – живая природа, Гомер – искусство и человечество. Нынче, в обществе потребления, боюсь, природа осталось в том же
качестве. Вот человечеством движет уже не любовь, а деньги, потому и нужда в
Мандельштамах отпала.
Талантливейший режиссер Светлана
Проскурина в одном своем интервью: «Как
сказал мне покойный директор студии «Ленфильм» Виктор Сергеев: «Света,
наступило время, когда придет человек с деньгами на съемки - я даже паспорта у
него не спрошу. Завтра он будет запущен». Не представляете масштаб
беспомощности актера на площадке. Это крах. Ни лиц, ни индивидуальностей».
Собственно, вся история человеческой
цивилизации – это борьба бездарной корысти с талантливым бескорыстием. Пришло
время безликости и полной власти, даже не людей – миллионеров и миллиардеров, а
бездушной субстанции – денежного мешка.
Подумал, что массовая продукция
Голливуда с пропагандой насилия оказалась такой же опасной для дикарей, как ром
для индейцев. И вот читаю у Александра Сокурова: «Уверен: современное
противостояние мусульманской и христианской цивилизаций во многом «заслуга»
кинематографа. Искусство отказалось от деликатности».
Все это похоже на правду, но не только,
потому что Голливуд производит достаточное количество добрых и умных фильмов.
Фашизм и большевики затопили мир кровью в эпоху деликатного искусства и
кинематографа. Здесь еще попытка Сокурова – по отцу черкесу - как-то объяснить
и оправдать волну агрессии ислама. Все это от застрявших в крови идей
либерализма. Карателей-полицаев: немцев, русских, украинцев, белорусов никто не
учил с экрана способам умерщвления беззащитных людей. Кто учил пастырей
средневековья сжигать на костре живых людей, а римлян распинать непокорных.
Нет, агрессии язычества нужна только свобода, декларированное светской и
религиозной властью право на убийство. Сам часто пишу, что массовое «искусство»
активно расчеловечивает человека, но оно, в тоже время, работает, как
громоотвод, спускающий в почву грязь подсознания, превращая человека, даже не в
хищного зверя, а в полное ничтожества – без характера, индивидуальности, силы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий