Ишиягу Лейбович
Поколения мудрецов, на основе Торы, выработали систему, при которой еврейский народ мог выжить без своей государственности при любых обстоятельствах. Холокост поставил под вопрос способность Веры, этических законов и традиций стать защитой миллионов людей перед агрессией зла.
Сионизм появился, как следствие кризиса моральных ценностей общества. Он стал необоримой силой, как только историческая практика доказала его правоту.
Однако, конфликт Закона с национальной независимостью продолжает быть ахиллесовой пятой. Любая государственность требует насилия и лжи. Еврейская, в том числе. Как примирить необходимость отвечать силой на силу с великой заповедью Божьей, с гениальным нравственным изобретением еврейского народа: « Не убивай намеренно».
Иудеи из «Натурей карта» полагают, что компромисс невозможен. Они убеждены, что у евреев появится право на свое государство только по пришествии Машиаха, то есть тогда, когда добро окончательно победит в мире. У еврея, считают эти люди, есть одно право – быть жертвой, но никогда - палачом. Для адептов этого направления в иудаизме нет и быть не может оправдания намеренному убийству по любой причине и при любых обстоятельствах. Избранность народа они видят, как раз, в этом. Вот почему евреи «Натурей карта» – противники государства Израиль сегодня и сейчас. Все бы хорошо, но подозрительна активная борьба этих евреев против государства, в котором они живут. Борьба, вплоть до дружеских контактов с врагами Израиля. Вот здесь благостные речи превращаются в соучастие в убийстве.
Труды известного биохимика, профессора, исследователя иудаизма Ишиягу Лейбовича - бесспорно, человека мудрого и благородного во многом объясняют корни философии евреев из «Натурей карта». /
Вот что он писал в своей статье « В деяниях великих и войнах»: « Преклонение перед силой, восхищение военной доблестью, презрение к человеческой жизни – все это взаимосвязано. Можно привести еще один пример, свидетельствующий о сползании к варварству и о проникновении духа насилия в самую сердцевину еврейского сознания … Люди, назвавшиеся сегодняшними выразителями еврейской религии ( и во имя этой религии) дерзнули добавить еще одну категорию к поминовению сыновей и братьев, павших в войнах « в лоно святых и чистых, и героев». Эти люди явно одержимы религиозно – национально - государственным тщеславием, которое мешает им понять, что «святые и чистые» – это уже и есть герои». /
Пафос статьи Лейбовича был обращен в сторону светского сионизма, людей социалистических, интернациональных воззрений. Но история смеется даже над самыми мудрыми пророками. Дело в том, что сами «герои», воспитанники кибуцев, высший командный состав армии и стали основателями утопического, как опять же показывает история, движения «Шалом ахшав». Сторонники «мирного процесса», как правило, кипу не носят. Следовательно, была в благороднейшем, убежден в этом, учении Ишиягу Лейбовича какая-то ошибка. Недопонимание неких особенностей бытия израильтян.
Подобного рода ошибки неизбежно и логично воздействуют на гражданскую позицию человека. И вот здесь добрые намерения и верность Закону легко превращаются в свою противоположность.
Террор ООП жестоко терзал северные районы Израиля в семидесятые годы. Сотни убитых, тысячи раненых. Ни одно государство, желающее остаться независимым и процветающим, не могло бы примириться с этим.
ЦАХАЛ ввел свои войска в Ливан. Разгромил базы Арафата. Сам раис с остатками своего воинства бежал в Тунис. Но никто еще не придумал, как воевать в белых перчатках. Кровь невинных - горькая приправа к любому межгосударственному конфликту. Ливанская война возмутила Лейбовича настолько, что он определил действия в Ливане, как иудофашизм. На одной из пресс-конференций он заявил: « События в Израиле ведут народ к деградации, подобно тому, как это было в первые шесть лет гитлеровского режима. В те годы Гитлер еще не приступил к массовому уничтожению, но подготовил его. В Израиле правительство ведет себя точно также, как Гитлер в первые шесть лет своего режима. Израильская политика сегодня это – иудеонацизация народа Израиля».
А мы-то в России думали, что перлы советской пропаганды - доморощенное изобретение. Но, как и во многом ином, евреи и в этом были «впереди планеты всей». Сами себя осудили, как некогда во времена написания «Нового Завета». И кто автор этих терминов? Не какой-нибудь ангажированный коммуняга или людоед-араб, а благороднейший иудей, профессор Тель-Авивского ниверситета.
Проблема и в начале восьмидесятых годов была та же: сможет ли выстоять Еврейское государство в борьбе с террором. Но что такое национальный очаг по сравнению с вечностью, с всесильностью Божьей, с его Законами?
Профессора Лейбовича нет в живых. Но, как мне кажется, его учение по-прежнему волнует умы многих, формирует политическую позицию наших лидеров, раскалывает израильское общество на две, непримиримые части, служит оправданием малодушия и трусости.
Диалог ведется не с этим профессором или другими профессорами в тиши университетских аудиторий, а на площадях и улицах городов Израиля, на территориях и подступах к поселениям. И аргументами сторон все чаще становятся не слова, а камни и пули.
По велению Божьему евреи Исхода победили в Ханаане 31 царя. Это были, если верить Торе, страшные войны. Геноцид современникам Иешуа казался необходимейшей нормой, продолжением победы. Потомки Иакова отвоевали эту землю у язычников беспощадно, с жестокостью, повторяю, вполне обычной по тем временам.
Лейбович пишет: « Иудаизм признает войну фактом человеческого существования. Почему? – Потому что человечество ( и еврейский народ как его часть) живет в еще не преображенном мире».
Суть же протестов и учения этого человека состояла в том, что войну народ Торы должен вести "стерильную", без культа подвига и героизма солдата, без воспитания народа на Богопротивном насилии.
Но, во- первых, самые чудовищные «военные преступления» по нынешней терминологии не помешали далеким предкам евреям воспитывать и дальше детей на полученной Торе. Народ и дальше отстаивал свою независимость в жестоких войнах, но и эта навязанная «избранному народу» нравственная обуза не смогла поколебать моральные устои нации. Так почему же, именно в годы войны в Ливане это так взволновало замечательного профессора?
Его ученики неоднократно ссылались, что завоевание Ханаана произошло по Божьему повелению. И здесь все простительно, даже истребление всего живого на завоеванном пространстве. Но кому из смертных дано знать сегодня, что послужило основой фантастической победы сионизма в Эрец – Исраэль. /
Помните, как Бог вернул Иову все отнятое у него жестоко и несправедливо, и устыдился Сам своей неправоты перед лицом праведника. Веру многих поколебала Катастрофа. Но немногие поняли, что само чудо Израиля, возрождение языка и государственности через 2 тысячи лет, не могло произойти без Божьего дозволения, а роль ООН в этом процессе совсем не так уж важна, как кажется.
Верно, израильтянин, воспитанный на войнах и вечном риске стать жертвой террора, мало похож на тихого и мудрого цадика 18 века, освобожденного от гражданского, часто нелицеприятного, долга перед той страной и средой, где он жил. Мудрецы долгие века были должны только Богу. И это прекрасно. И великий дух анархии в иудаизме неистребим , но также неистребим в нем культ свободы.
И здесь, как мне кажется, все достаточно просто. Никто не неволил Ишиягу Лейбовича жить в Еврейском государстве, точно также, как и каждый из нас свободен в своем выборе.
Многие ошиблись, полагая, что попадут в тихое и сытое местечко. Нет, Израиль был и останется еще долго на переднем крае сопротивления мировому злу. В этом сопротивлении Израилю не избежать греха насилия и жестокости. Не думаю, что эта особенность, сделает народ Торы другим, заставит его переродится. Не думаю, что израильтянин станет антиподом еврею. Иначе мне нужно признать, что восставшие братья Макковеи были дальше от иудаизма, чем ассимилянты той поры.
В любом случае галут вечен. И там, среди чужих, без оружия, под кнутом насилия и юдофобии, можно по-прежнему развивать прекрасные идеи «не сопротивления злу насилием», полагая, что возможна война, в которой не будут погибать дети и старики. Немецкий полководец Карл Кляузвиц, честный вояка, писал 200 лет назад: « Война является актом насилия, и для применения этого насилия нет никакого предела». «Нет предела». К великому сожалению, это аксиома, недоступная лишь утопическому сознанию. /
И все же, я глубоко уважаю людей, внутренне убежденных, что еврей не при каких обстоятельствах не имеет право на убийство. Думаю, что в убежденности этой также проходит рубеж обороны «избранного народа». Недопустимо только одно: агрессивная нетерпимость в доказательствах своей точки зрения. В этой особенности, как раз, и вся уязвимость позиции Лейбовича и его сторонников. Употребление термина «иудеонацизм», сравнение наших солдат с гитлеровцами было в те годы, да и сейчас, однозначно полной капитуляции на информационном фронте и пособничества врагу. Невозможно соединить заповедь «Не убий» с помощью убийцам своего народа.
Последователям профессора и сегодня его страна обязана волне лжи и непонимания позиции Израиля, захлестнувшей мир сегодня. А, как известно, полная капитуляция начинается не с потери оружия, а с кризиса в душе солдата.
Лейбович был прав, иудаизму не нужны воинские подвиги и героизм. Но и врагам Израиля мешает это в евреях в той же мере. Вот в чем проблема и?…
Тупик? Нет, не думаю. Повторяю, как всегда, перед гражданами Еврейского государства выбор и открытые границы. Тот, в душе которого четко и определенно, сложилось представление, что за право жить на своей земле, среди своего народа и по своим законам, нужно бороться, отринув все комплексы, выбирает Израиль. Тот, кто считает смертным грехом вооруженное сопротивление убийце только потому, что при этом может случайно пострадать невинный, волен без особого труда выбрать себе тихое место в галуте. Не вижу в этом выборе преступных, негодных, недостойных намерений. Преступно, как мне кажется другое: не покидая Израиль, делать по мере сил все, чтобы лишить часть своего народа шанса выжить в океане зла. При всей испорченности «по Лейбовичу» не один еврей даже не помышляет об истреблении арабской нации или палестинцев. Евреи же, увы, как народ, всегда под прицелом нацизма, только под разной личиной.
Трагичность восстания Варшавского гетто была не только в его обреченности. Дело в том, что из 150 тысяч мужчин решилась взять в руки оружие только ОДНА тысяча. ДЕВЯТНАДЦАТЬ враждующих, еврейских партий спорили в гетто, какая из них находится на верном пути.
Тем не менее, мне понятен самоубийственный героизм восставших. Мне нравится тот выбор героев гетто. Это мое право любить и почитать их, а не робких обывателей, забившихся в теплую щель в ожидании неизбежной, насильственной смерти.
Ишиягу Лейбович не мог, казалось бы, осудить восставших в Гетто. Они вели справедливую, вынужденную, вооруженную борьбу против убийц. Их пули не убивали безоружных и невинных. Но их подвиг косвенно обрек на преждевременную смерть остальное население гетто. Как, даже в этом случае, трудно сохранить свои позиции сторонникам «стерильного, адекватного насилия». Нет такого в природе и быть, к величайшему сожалению, не может.
Выбор тех, кто намерен продолжать свою жизнь в Израиле, достаточно прост. Думаю, сформулировать задачу остающихся на Земле предков не составит особого труда: «Не даровать Гитлеру посмертных побед». Это тоже, что не даровать прижизненных побед интернационалу юдофобов. Не даровать любым путем. Вот и все. И возложить надежды не только на ЦИХАЛ, но и на Бога. Только в Его силах сохранить добрые начала в душах «избранного народа».
Серьёзная проблема рассмотрена. Активная защита генофонда народа это далеко не только искреная молитва, но и осознанная на всех уровнях человеческого бытия борьба, и вооружённая в том числе.
ОтветитьУдалить