Азе-лё-Ридо находится в департаменте Эндр и Луара в 22 км от города Тура. Название местности и расположение в ней замка происходит от фамилии аристократической семьи Ридель, которая с 12 века владела здесь укрепленной резиденцией, оставив ей своё имя хоть и видоизменённое. В 1418 году бургундцы, союзники англичан против французов в столетней войне, разбили лагерь на окраине города, когда к ним подъехал наследник трона и будущий король Карл VII, они обратили в бегство его войско. В ответ дофин приказал сжечь всё вокруг, а 354 человека из гарнизона было убито,: с этого момента городок стал называться Азе-лё-Брюле, то есть Азе Сожжённый. Только 100 лет спустя на этих развалинах был построен современный замок, а вся местность обрела старое название Азе-лё-Ридо.
Жиль Бертело был мером города Тура, когда был назначен казначеем королевства по ходатайству суперинтенданта финансов Жака де Бон Санбласе. Эта государственная должность была верхом достижений для человека неблагородного происхождения. В подобных случаях было принято "облагораживать себя искусством", то есть делать видимым собственное привилегированное положение, например построив изысканный замок. Денег казначею хватало для того чтобы начать строительство, требовалось официальное разрешение короля, поскольку право на возведение частных укреплённых сооружений принадлежало исключительно ему. Бертело заставил короля поверить что среди развалин в Азе собираются банды преступников, поэтому настало время восстановить старую крепость.
Бертело не мог следить за ходом строительства работ. Этим занялась его властная жена Филиппа Лебаи. Архитекторы должны были следовать её указаниям. Летом того же года 120 каменщиков под руководством Мэтра Этьена Руссо начали работы по укладке фундамента. Вначале нужно было убрать остатки разрушенной крепости и осушить территорию, чтобы забить сваи, на которых должна была держаться мощная конструкция. Для строительства использовали белый песчаник из долины реки Шер. Камень привозили речным путем до Порт-о-Шалан, возле Валлер, откуда оставшиеся 10 километров его везли на телегах. Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только Мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора - Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности. Бальзак, который в окрестностях Азей сочинял свой роман "Лилия в долине", так описал Азей: "Взобравшись на утес, я впервые любовался замком Азей, этим граненым алмазом, вставленным в оправу вод Эндра, возвышающимся на сваях, замаскированных цветами"
В 1527 году из-за финансового скандала Бертело разорился и бежал в город Камбре, где вскоре и умер. Замок был конфискован королём и затем подарен гвардейскому капитану Антуану Раффину, который завершил строительство. В 1791 году замок приобрёл маркиз Шарль де Бьенкур. Новые внешние и внутренние переделки, особенно в 19 веке, стараниями сына маркиза, Арманда-Франсуа де Бьенкура, придали зданию современный вид.
В замке можно увидеть размещение саламандр и горностаев - геральдических символов короля Франциска I и его первой жены королевы Клод. Государственные чиновники часто старались подчеркнуть своё высокое положение при помощи изображений королевских символов, особенно если они сами не имели традиционного фамильного герба . В данном случае такие декоративные символы были, вероятно, добавлены после экспроприации замка королём.
Среди новшеств введённых во французскую архитектуру в Азе-лё-Ридо, самым примечательным было применение внутренней маршевой лестницы- впервые во Франции. До этого использовались только винтовые лестницы. Лестница с двумя прямыми маршрутами и поворотной площадкой между ними (которая в наше время имеется почти в каждом доме) - итальянское изобретение. Французы узнали о ней во время итальянских войн, и долгое время она называлась итальянской лестницей.
Среди ренессансной мебели, украшавшей залы замка, следует упомянуть кабинет испанской работы и ларь из Покоев Франциска I, декорированный колонками, медальонами, фантастическими животными.
Фламандские гобелены 17 века.
Жиль Бертело был мером города Тура, когда был назначен казначеем королевства по ходатайству суперинтенданта финансов Жака де Бон Санбласе. Эта государственная должность была верхом достижений для человека неблагородного происхождения. В подобных случаях было принято "облагораживать себя искусством", то есть делать видимым собственное привилегированное положение, например построив изысканный замок. Денег казначею хватало для того чтобы начать строительство, требовалось официальное разрешение короля, поскольку право на возведение частных укреплённых сооружений принадлежало исключительно ему. Бертело заставил короля поверить что среди развалин в Азе собираются банды преступников, поэтому настало время восстановить старую крепость.
Бертело не мог следить за ходом строительства работ. Этим занялась его властная жена Филиппа Лебаи. Архитекторы должны были следовать её указаниям. Летом того же года 120 каменщиков под руководством Мэтра Этьена Руссо начали работы по укладке фундамента. Вначале нужно было убрать остатки разрушенной крепости и осушить территорию, чтобы забить сваи, на которых должна была держаться мощная конструкция. Для строительства использовали белый песчаник из долины реки Шер. Камень привозили речным путем до Порт-о-Шалан, возле Валлер, откуда оставшиеся 10 километров его везли на телегах. Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только Мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора - Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности. Бальзак, который в окрестностях Азей сочинял свой роман "Лилия в долине", так описал Азей: "Взобравшись на утес, я впервые любовался замком Азей, этим граненым алмазом, вставленным в оправу вод Эндра, возвышающимся на сваях, замаскированных цветами"
В 1527 году из-за финансового скандала Бертело разорился и бежал в город Камбре, где вскоре и умер. Замок был конфискован королём и затем подарен гвардейскому капитану Антуану Раффину, который завершил строительство. В 1791 году замок приобрёл маркиз Шарль де Бьенкур. Новые внешние и внутренние переделки, особенно в 19 веке, стараниями сына маркиза, Арманда-Франсуа де Бьенкура, придали зданию современный вид.
В замке можно увидеть размещение саламандр и горностаев - геральдических символов короля Франциска I и его первой жены королевы Клод. Государственные чиновники часто старались подчеркнуть своё высокое положение при помощи изображений королевских символов, особенно если они сами не имели традиционного фамильного герба . В данном случае такие декоративные символы были, вероятно, добавлены после экспроприации замка королём.
Среди новшеств введённых во французскую архитектуру в Азе-лё-Ридо, самым примечательным было применение внутренней маршевой лестницы- впервые во Франции. До этого использовались только винтовые лестницы. Лестница с двумя прямыми маршрутами и поворотной площадкой между ними (которая в наше время имеется почти в каждом доме) - итальянское изобретение. Французы узнали о ней во время итальянских войн, и долгое время она называлась итальянской лестницей.
Среди ренессансной мебели, украшавшей залы замка, следует упомянуть кабинет испанской работы и ларь из Покоев Франциска I, декорированный колонками, медальонами, фантастическими животными.
Фламандские гобелены 17 века.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий