«Зачем вам музыка далёкой Аргентины…?» или как лефтизм и идиотизм сеют антисемитизм
Некоторое время тому назад в интернете при обсуждении темы о еврейских погромах на Украине периода гражданской войны, затрагивался вопрос о том, был ли лидер Украинской Народной Республики (УНР), 1918-1921, Симон Петлюра, антисемитом. Моё краткое знакомство с литературой по этому вопросу подсказывает, что сам он таковым, по-видимому, не был. Но его приказы, о пресечении еврейских погромов, творимых его войсками, зачастую не выполнялись, а помешать им или наказать офицеров и солдат за содеянное он не мог или боялся. Из литературы же, а также из воспоминаний усопших родственников, переживших ужасы гражданской войны на Украине, знаю, что в еврейские погромы были вовлечены все воюющие стороны и различные банды. При этом (согласно https://en.wikipedia.org/wiki/Symon_Petliura) наибольшее количество жертв погромов было вызвано действиями белой армии, а наименьшее – действиями красных частей.
Однако с той поры прошло много времени, антисемитизм мутировал и танцует под новый ритм. Его носители теперь не пьяные рубаки кавалеристы, и не только неонацисты, белые супрематисты и черные расисты. Профессор-эмеритус Гарвардского университета, известный адвокат и правозащитник Алан Дершовиц считает, что среди крайне левых силён антисемитизм. А в их числе (левых), как известно, достаточно много евреев, некоторые из которых играют, возможно, неосознанно, и как это будет видно из нижеизложенного, на руку антисемитизму.
В одном из пригородов Питтсбурга, где я живу, есть хорошая библиотека. В своей деятельности она не только занимается регистрированием взятых и возвращенных книг, но и обеспечивает все соответствующие услуги, включая интернет, доступ к периодике и другое. Библиотека предоставляет возможности для экспозиции предметов искусства и проведения лекций на широкий спектр тем, начиная, к примеру, от шитья крестом и вплоть до элементарных частиц. Библиотека активно реагирует на международные и местные события, памятные даты и различные темы, организовывая подборку и демонстрацию соответствующих книг.
Одним из таких недавних событий был расстрел прихожан 27 октября в Питтсбургской синагоге Tree of Life, который устроил один местный неуравновешенный гражданин с нацистскими взглядами, см. www.facebook.com/igor.tsesarski/posts/10216955723903276. Библиотека своевременно прореагировала на это страшное событие, организовав коммеморативный дисплей книг, посвящённый памяти жертв расстрела, и выражающий соболезнование родственникам погибших (см. фото). Согласно табличке, в центре стола с книгами, несколько книг были призваны оказать психологическую помощь в период скорби (четыре книги слева от таблички), а несколько других книг (три книги справа от неё) поведать о Jewish experience, т.е. жизненном опыте еврейского народа.
Ко времени, когда я посетил библиотеку и обратил внимание на этот дисплей, книги там уже стояли недели две. Просмотрев на них, я сразу понял, что книги о Jewish experience не очень соответствуют теме дисплея. Я чувствовал, что, хотя книги и написаны еврейскими авторами, их стиль и содержание в лучшем случае годятся для другой тематики, а в худшем – могут только посеять или подстегнуть антисемитизм. Чтобы уменьшить потенциально вредоносное влияние указанной литературы, я взял на своё имя крайнюю книгу справа (The Wandering Who? Study of Jewish identity politics), которая показалась мне наиболее негативной из трёх книг и которая была написана проживающим в Лондоне израильтянином.
Прочитав книгу и убедившись, что я правильно сделал, удалив её с дисплея, дабы не провоцировать простодушных американцев, я решил написать письмо в библиотеку и объяснить, почему их подборка книг о Jewish experience не совсем подходящая.
В письме я раскрыл свою точку зрения, указав, что эти книги (а по сути разрекламированная макулатура) не дают никакого существенного знания о перипетиях еврейского бытия, а наоборот принижают и дегуманизируют евреев и являются оскоpблением мне, как бывшему refugee от советского антисемитизма.
Теперь несколько слов о самих, критикуемых здесь книгах. Одна из них, “Maus,” by Art Spigelmsan, получившая Пулитцеровскую премию (1992), графическая новелла о Холокосте в форме комикса, где евреи представлены как мыши, за которыми охотятся нацисты коты.
Согласно http://mostmag.ru/art/komiks-maus, газета The New Yorker назвала это произведение «самым точным и пронзительным рассказом о Холокосте». Согласно этому же сайту, на западе комикс изучается в школах и университетах. Сайт сожалеет, что в апреле 2015 года в Москве “Маус” был изъят с полок за то, что «такая серьезная тема была представлена в виде комикса». Снимаю шляпу за это решение. Хоть что-то они, по моему мнению, делают правильно. Кстати, именно за использование комикса для передачи такой тяжёлой темы как Холокост, книга и получила Пулитцера (?!). Думаю, что читатели со мной согласятся, что демонстрация подобной книги в подборке, связанной с изъявлением скорби по убитым неонацистом прихожанами синагоги, элементарно не адекватна.
То же можно сказать и о другой книге, представленной на дисплее, “The Yiddish Policemen‘s Union” (Союз еврейских полисменов) by Michael Chabon (2007). Это ироничный детектив из жанра альтернативной истории, основанный на предпосылке, что во время Второй мировой войны временное поселение для еврейских беженцев было создано в Ситке, на Аляске, в 1941 году, и на том, что Израиль проиграл в войне 1948 г. за независимость. В фабуле романа широко используются еврейские стереотипы.
Если значимость перечисленных книг для коммеморативного дисплея ограничивалась в основном их неадекватностью теме дисплея в силу сатирического и сардонического отражения элементов еврейского опыта, то третья книга была не только неадекватна теме, но и откровенно враждебна широким категориям еврейского политического спектра.
Эта книга, “The Wandering Who? A study of Jewish Identity Politics” (2011), написанная живущим в Лондоне израильским джазистом и новеллистом Gilad Atzmon, содержит некоторые интересные наблюдения, мысли о еврейской самоидентификации, политике и этике и их критицизм.
В целом, однако, книга выглядит как фарс, который проталкивает различные полуправды, принижает трагичность Холокоста, нивелируя возможность его повторения, и существенно искажает известные факты, понятия и политические акции (связанные реально или в воображении автора c Израилем и евреями) в антиизраильскую, антиамериканскую и антизападную сторону. The Anti-Defamation League и Southern Poverty Law Center, следящие, в частности, за проявлениями экстремизма, считают Атцмана антисемитом. Он, однако, отвергает обвинение в антисемитизме, кокетливо заявляя, что он всего лишь “proud self-hating Jew» – гордый еврей, который сам себя ненавидит. Особую нетерпимость у него вызывают ассимилированные не религиозные евреи, сохраняющие, по его мнению, племенное мышление и не усвоившие универсального гуманистического мировоззрения.
Взгляды Атцмана вполне вписываются в слова другого израильского лефтиста, Израиля Шахака, взятыми в качестве эпиграфа к книге, “Нацисты заставили меня бояться быть евреем, а Израиль заставил меня стыдиться, быть евреем.” Несбалансированная и ультра-антисионистская риторика Гилада Атцмана отвергается даже некоторыми палестинскими организациями, но представляют удобный провокационный аргумент для юдофобства и юдофобов всех мастей.
Алан Дершовиц осуждает нескольких академиков, которые рекомендовали книгу для печати и поощряли коллег, студентов и других читать книгу и обдумывать взгляды Атцмaна. Вполне согласен с Дершовицем.
Удивляясь выбору перечисленных книг, задумываешься о том, почему создатели коммеморативного дисплея не продемонстрировали ничего более позитивного из “еврейского опыта.” Где информация о Барухе Спинозе, где освещение деятельности доктора Владимира Хавкина из Одессы, создателя анти-холерной вакцины и её же на себе испытывавшего, где описание восстаний евреев в Варшавском гетто и в Собиборе, где указания на колоссальные достижения крохотного Израиля, окружённого врагами, во всех сферах человеческой деятельности?
Где, наконец, сообщение о том, что основной причиной расстрела Р. Бауэрсом синагоги Tree of Life было не угнетение евреями палестинцев, о которых так печётся Атцман, а наоборот, помощь в переселении беженцев, проводимая еврейской синагогой в кооперации с ХИАС – т.е. непростительная, по мнению маниакального антисемита Бауэрса, “антибелая” активность синагоги. Интересно, что ХИАС, созданная в конце ХIХ столетия для помощи еврейским беженцам от погромов в России, в настоящее время вовлечена в помощь любым беженцам, которых согласилось принять Американское правительство.
Я послал письмо подобного содержания в библиотеку и быстро получил любезный ответ. В нём они сообщали, что они рады учитывать голос их клиентов и критикуемый дисплей уже убрали; извиняются за неудачную подборку материала, ссылаясь на отсутствие опыта в этой области (?!), и обещали контактировать со мной, когда будет подходящая ситуация.
Я думаю, что основной причиной отсутствия у них соответствующего опыта является сформировавшееся у некоторых работников библиотеки марксистское и антиамериканское мировоззрение. Помню, как один из них, в общем-то, славный малый, дико смотрел на меня, когда в случайном разговоре с ним я обронил что-то типа, что капитализм в Америке – это не так уж плохо.
Резюмируя данное эссе, можно сказать, что это был рассказ о том, как низкопробная сатира на еврейский коллективный опыт, созданная немного малахольными левацкими авторами из Израиля и Америки, некритично воспринимается и навязывается широкой публике другими леваками, потенциально раздувающими таким образом тлеющий пожар антисемитизма.
Валерий Дунаевский
Комментариев нет:
Отправить комментарий