«Жизнь
прекрасна, счастье есть!»
В конце января
2019 года израильтяне увидят необыкновенный спектакль «Какого черта?!» с Адой
Роговцевой и Виктором Шендеровичем в главных ролях при участии Ирины Селезневой,
возвращающейся в Израиль после 17-летнего перерыва, и Алеси Маньковской. Премьера спектакля
состоялась в лондонском театре «Табернакл» в мае 2018-го.
Постановку осуществила продюсерская компания Stage RС, основателем которой
является Ирина Иоаннесян - бизнес-консультант, антикризисный менеджер, а
также креативный продюсер спектакля и соавтор пьесы «Какого черта?!».
- Ирина,
расскажите, как вы из юриста и антикризисного бизнес-менеджера вдруг
превратились в театрального деятеля и драматурга?
- Ни во что я не превращалась. Я как занималась с 26 лет
антикризисными проектами и стартапами – так ими и занимаюсь. У меня всегда было
много разных бизнесов, и я просто открыла еще один - театральную компанию. А
что касается драматургии – я всю жизнь писала, лет с четырнадцати: стихи,
рассказы, повести. Пьес не писала, это правда. «Какого черта?!» – моя первая пьеса,
и она возникла довольно забавным образом. Мне пришла в голову математическая идея,
которая показалась мне свежей. Когда человек продает душу за свои желания – это
вполне логичная вещь, мы все делаем это по двадцать раз на дню. А если торговать
чужими душами? Я долго приставала к друзьям: «Слушайте, давайте напишем пьесу:
вот пожилая актриса, к ней приходит черт, она ему продает души своих детей…». Ну,
не буду раскрывать весь сюжет. Друзья мне говорили: «Сейчас не могу - так
загружен, так загружен…». Все такие востребованные – туши свет. И я поняла - придется
самой. Открыла компьютер и за 5 часов написала 17 страничный синопсис. А
поскольку мне все надо быстро, то я этот синопсис послала своей подруге Нателле
Болтянской. Говорю: «Надоело бегать за драматургами, я написала сама. Не боги
горшки обжигают, в конце концов». И через два часа звонит Болтянская (а она
только что написала какую-то книгу про диссидентов, очень умную, как и все, что
она делает). Звонит из гостей и говорит: «Черт! Про твоего черта мне гораздо
интереснее сейчас думать, чем про моих диссидентов!». И вот мы с ней болтаем и
я говорю: «Слушай, а давай ты сейчас все бросишь, приедешь ко мне, и мы доведем
это до ума?». Через неделю пьеса была готова. Мы ее прочитали своим лондонским
друзьям, потом послали двум нашим дружественным режиссерам, и один из них - Алеся
Маньковская – сказала: «Ну, вообще, Ирка, боярыня! Клевая пьеса!». А я, как вы
помните, люблю, чтобы все было быстро, поэтому спрашиваю: «Поставишь?» И
Маньковская отвечает: «Почту за счастье».
- А
как вы уговорили участвовать в этом Шендеровича и Роговцеву?
- Мы беседовали с Нателлой по телефону о том, кто мог бы это
сыграть. Я сказала так: «Самая смелая моя мечта - чтобы черта сыграл Виктор
Шендерович, а Анну Андреевну сыграла Ада Николаевна Роговцева». Дальше я
отчеркнула свою смелую мечту, и написала список еще из двадцати пяти фамилий -
на каждую из двух главных ролей.
Надо сказать, Виктора Анатольевича я знаю с тринадцати лет.
Когда-то я училась у него в театральной студии во Дворце пионеров, где он
преподавал. Потом был огромный перерыв, но месяца за три до того, как случилось
«Какого черта?!», я ему написала - мы покупали у него права на другую пьесу,
которую тоже поставили. Ну и поскольку я девушка наглая, в какой-то момент набрала
в легкие воздуха и сказала: «Виктор Анатольевич, я бы очень хотела, чтобы вы
сыграли черта!». На что Шендерович очень мягко ответил: «Пионерка, ты сбрендила!».
Но тут я «включила менеджера» и начала ему рассказывать, как это будет
замечательно: как классно в 60 лет выйти на сцену, как клево поработать месяц в
Лондоне… И, вообще, я сказала: «Раз пять сыграем, если не понравится – закроем,
будет такой эксперимент». Накануне шестидесятилетия надо проводить
эксперименты, когда еще будет шанс? «А еще будет Роговцева…» - сказала я, хотя с
ней тогда еще не разговаривала. И он на все это повелся, прочел пьесу, сказал,
что идея ему нравится, и в результате я его уговорила.
Когда я поняла, что у меня в кармане есть Шендерович, я почувствовала
себя той свахой из анекдота, что дочку Рокфеллера выдавала замуж за простого
русского мужика. С Роговцевой я знакома не была, за секунду объяснить ей, какой
я гений невозможно, поэтому я позвонила ее дочери Кате (а Катя Степанкова – совершенно
потрясающий режиссер, последние 10 лет Роговцева вообще не берет пьесы со
стороны, играет только у нее). Звоню ей, рассказываю все, говорю, что моя мечта
– поработать с Адой Николаевной, и - Шендерович с нами! Катя выслушала и говорит:
«Не буду вас обнадеживать, потому что на 99 процентов это «нет». Но я попрошу
маму пьесу прочитать». И через два дня мне Катя перезвонила и сказала: «А Аде
пьеса понравилась!». А у меня в животе бабочки! Я хватаю Маньковскую, кричу:
«Маньковская! Аде Николаевне пьеса понравилась! Мы договариваемся!» Летим к Аде
Николаевне в Киев, и дальше понеслось - две недели репетируем в Киеве, потом
репетируем две недели в Лондоне, и выпускаем премьеру.
И, к моему великому драматургическому и продюсерскому счастью,
Шендерович после спектакля сказал фразу, которую я буду помнить еще долго.
Звучала она так: «Очень нестыдно». Так я поняла, что наш спектакль
действительно получился.
- С
главными героями понятно, а кто играет детей главной героини?
- Сейчас мы вводим в спектакль двух новых актрис - большую русскую
и израильскую актрису Ирину Селезневу, и Алесю Маньковскую. Когда-то, когда мы только
начинали спектакль, я хотела очень, чтобы Алеся сыграла Маргариту, так как она
реально прекрасная актриса. Она тогда отказалась, сосредоточившись на
режиссуре, а сейчас мы поняли, что наступил нужный момент, и спектакль от этого
ввода стал еще круче.
Понятно, что Ада Николаевна – это недосягаемый уровень для всех, но
вот эти «дети», «роли второго ряда» дали спектаклю дополнительную совершенно
безумную глубину. Я ничего лучшего, честно говоря, этому спектаклю и пожелать
не могу. Это просто «сбыча мечт», лучший состав из возможных – Ада Николаевна,
Виктор Анатольевич, Ира Селезнева, Алеся Маньковская и Андрей Сидельников.
Андрей, надо сказать, с такими партнерами тоже необыкновенно вырос как актер.
- «Какого
черта?» - актуальная пьеса? Заложено ли там политическое высказывание?
- Нет, и это моя принципиальная позиция, в моей пьесе нет никакой
политики, вообще ни одного слова. Мне интересно совсем другое. Вот у нас играет
Андрей Сидельников, оппозиционер, политический активист и очень хороший актер, и
хочется посмотреть на него не на трибуне, когда он говорит про преступный
режим, а когда - о любви, о вечном. Про «Какого черта?» говорят, что я собрала в
спектакле, в котором играет пять человек, трех врагов народа. Но такие люди у
меня оказываются просто потому, что они люди хорошие - талантливые, порядочные,
мне с ними интересно. Да, я не буду работать на сцене с актером, у которого «Крым
наш», даже если он гениальный. Это правда. Но это скорее про тех, кем я хочу
себя окружать. Вот у меня соавтор, Болтянская, человек со статусом «иностранный
агент». Это вопрос выбора окружения, выбора тех, с кем ты можешь работать. У
меня скоро будет поставлена другая, достаточно политическая вещь, называется
«Увидеть Солсбери», ее написал Шендерович. Я написать такую вещь неспособна, у
меня просто не получилось бы. Я люблю вечные темы, не о предательстве Родины, а
о предательстве в принципе.
- Расскажите
немного о других работах вашей театральной компании.
- Мы начинали со спектакля «Свадебный танец» по пьесе Родиона
Беляцкого. Не могу сказать, что я им горжусь, но это была крепкая антрепризная
штучка. Когда играли шестой раз, был полный аншлаг. Я поняла механизмы этого бизнеса,
а потом - что мне нужно, чтобы он был прибыльным. Мы сделали концерт
Шендеровича в Лондоне: позвонили Виктору Анатольевичу, уговорили его, привезли
и сделали ему концерт. У меня высокие требования к тому, чем я хочу заниматься,
мне нужно, чтобы это было очень хорошо и интеллектуально. И стало понятно –
ух-ты, это работает! Дальше мы выпустили спектакль «Какого черта!?», потом два
разных кабаре, первое было – «Ностальгическое кабаре», второе – «Кабаре нуар».
- Ну,
у вас и скорость!
- Премьера «Свадебного танца», чтобы было понятно, была 12 февраля
этого года, а репетиции в конце ноября начались. То есть год всего моей
компании. Мы выпустили два кабаре, третье сейчас выпускается, мы выпустили
спектакль «Потерпевший» по пьесе Шендеровича, у нас сейчас будут гастроли по
Украине: Одесса, Днепропетровск, Харьков, Киев. Дальше у нас большой тур по
Израилю, потом мы возвращаемся в Лондон и играем «Кабаре ля рус» с русскими
мотивами. У нас в работе находится сейчас, как я уже упоминала, пьеса Виктора
Шендеровича «Увидеть Солсбери», осенью у нас выходит спектакль «Дурак» по пьесе
Виктора Стопани. И еще у нас будет премьера спектакля «Obsession», это тоже моя пьеса и наш общий режиссерский проект с Алесей. Это
такой мультимедийный спектакль, там очень много кино, так что мы сейчас еще и в
процессе съемок, и еще попутно написалась пьеса «Карлсон, который живет».
Возможно, доберемся до нее к 2020-му году. Там от Карлсона только имена. Как
говорится, глаза боятся – руки делают.
- И
ничего из этого вы не будете показывать в России?
- Знаете, у меня вообще нет большого желания играть в России.
Русская культура живет там, где живут мозги, думающие на русском языке. Она
живет в Лондоне, в Израиле, в Штатах, в Канаде, в Германии. До тех пор, пока
там не вырастет третье поколение, которому будет гораздо проще и приятнее
думать на местных языках. И вот тогда она уйдет в чистый перевод. Я, если
честно, этот переход прогнозирую для себя, и я сейчас занимаюсь переводами
хорошей современной русской драматургии. Мы хотим играть для англичан на
английском языке, поэтому мы уже перевели «Какого черта!?» - скоро будет
премьера. Режиссер тот же, и играют тоже совершенно потрясающие артисты – черта
играет Питер Тейт, а Анну играет Науми Соркин. Мы уже перевели и «Увидеть
Солсбери» - новую пьесу Шендеровича, пьесу «Дурак» Виктора Стопани, так что мы
продвигаем русскую культуру на английском языке. Англичанам это очень
интересно.
- А
как воспримут «Какого черта!?» в Израиле, как вы думаете?
- Я уверена, что спектакль понравится, ведь Ада Николаевна на сцене
– это беспроигрышный вариант. У нее невероятное чувство вкуса, чувство стиля. Она
такой абсолютно божественный камертон. И спасибо всему, что там сверху над нами
есть, что мне выпало в жизни счастье с таким составом поработать. У меня
практически любая вещь заканчивается словами «Жизнь прекрасна, счастье есть!» И
это оно - драматургическое и продюсерское счастье.
Интервью взяла Рита Крупенькова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий