У каждого из них — свое направление, своя война. Тимур Исаев из Петербурга преследует феминисток и ЛГБТ-активистов, Юрий Задоя из Новосибирска не дает спуска художникам, музыкантам и блогерам. Дмитрий Захаров защищает общество от угрозы Майдана. «Новая газета» совместно с Командой 29 разбиралась в том, что думает о своем ремесле те, кто пишут доносы.
Охранители появились не вчера, их породили 2000-е — годы борьбы сурковской администрации президента с «оранжевой угрозой». Они начинали с безобидного: проверяли срок годности продуктов в магазинах, гоняли от метро нелегальных торговцев, возмущались незаконной рекламой и ловили по ночам продавцов алкоголя. Сегодня они продолжают охоту — но в 2012 году переключились на тех, кто думает иначе.
Но чтобы очередное «требуем запретить» обрело законную силу, нужна санкция властей. В сегодняшних реалиях, где, как отмечает член правления общества «Мемориал» Ян Рачинский, такой поддержкой заручиться не слишком сложно. «Письма считают не по количеству подписей, а по входящим номерам, — отмечает он. — Эту бюрократическую особенность некоторые используют себе во благо, плодя обращения без счета. И статус кляузника имеет значение — поэтому какой бы бред ни написал товарищ депутат, прокуратура отреагирует».
Юрий Задоя. «Христос не писал доносов»
Слово берет худощавый мужчина в пиджаке мышиного цвета. Высокий лоб, тонкие черты лица, размеренный голос — председатель новосибирского отделения «Народный собор» Юрий Задоя похож на школьного учителя. «Культура начинается с запрета, — надтреснутым голосом отчитывал он в 2015 году Общественный совет по культуре регионального Минкульта. — Русская культура уходит корнями в православие. Шесть из десяти заповедей имеют запрещающий характер, поэтому без них культуру не создать».
«Ответьте сами: парад зомби, идут 60 человек, одетые в вурдалаков и упырей: это хорошо или плохо?». До каких пор в городе будет проходить заплыв на резиновых женщинах, а новосибирские подростки — смотреть стриптиз?»
Этому ролику в YouTube, снятому сторонниками активиста и собравшего всего 173 просмотра, больше двух лет. Тем не менее, Задоя добился своего: шутовской заплыв попал под запрет, организаторов парада зомби затаскали по судам, а он сам из полукомичного персонажа превратился в охранителя, чьи жалобы определяют не только художественный репертуар театров, но и судьбы новосибирцев. Случилось это не в один день: Задоя написал десятки жалоб и обращений во всевозможные инстанции.
За плечами у 49-летнего активиста — диплом экономиста Новосибирского института народного хозяйства. К общественной деятельности он пришел лишь в 2009 году. Пробным шаром стало обращение родителей Новосибирска к президенту — Задоя требовал немедленно ввести нравственный контроль над СМИ. В 2012 году он вступил в новосибирское отделение движения «Народный собор», имея к тому времени амплуа борца с непристойной рекламой. Задоя жаловался в УФАС на логотип сети интим-салонов «Казанова», отстоял в пикете против рекламы мороженого, использовавшей образ слегка прикрытой ягодами Анны Семенович, и возмущался рекламой приват-холла «Mour Mour».
Тот год стал поворотным: Задоя подал к участницам панк-группы Pussy Riot иск за моральный ущерб, нанесенный просмотром клипа. Конфликт новосибирского активиста и «кощунниц» вышел на федеральный уровень, и к теме «непристойной рекламы» Задоя больше не возвращался.
Поводов оскорбиться становилось все больше. За ними следовали запреты: первомайской «Монстрации», придуманной художником Артемом Лоскутовым, и концерта Мэрилина Мэнсона. Выставки галериста Марата Гельмана «Родина» и «Welcome! Sochi-2014» Василия Слонова в пространстве Permm.
Из репертуара Новосибирского театра оперы и балета не без вмешательства Задоя исчезла опера «Тангейзер», а у Томского ТЮЗа — спектакль «Православный ежик». По жалобе активиста оркестр Нацгвардии Хабаровска исключил из репертуара песни группы «Ленинград».
Новая веха — реальные сроки, полученные не без помощи Задоя. За перепост чужой картинки «ВКонтакте» блогеру Максиму Кормелицкому дали 1 года и 3 месяца. 21-летний бердчанин сделал репост фотографии спускающихся в прорубь людей с нецензурной надписью, а Следственный комитет по итогам обращения Задоя возбудил дело за оскорбление чувств верующих.
Безликий протест
Новосибирск дважды пытался провести акции против Задоя. В июне 2016 года «группа верующих» из Новосибирска разослала по СМИ письмо, взяв на вооружение методы активиста, — просили прокуратуру наказать Задоя «за оскорбление чувств верующих». В ноябре журналисты получили новое послание: противники Задоя пообещали провести пикеты с лозунгами: «Нравственность не привить кулаками!», «Чувства настоящих верующих не может оскорбить театр!», «Христос не писал доносов!». Но протест так и не обрел лица — в назначенный день на акцию никто не вышел.
О новых инициативах Задоя журналистам все тяжелее писать — активист завалил местные СМИ исками в суд. Есть и другая причина: трагедия в семье самого православного активиста, которая потрясла город. В декабре 2016 года покончил жизнь самоубийством сын Задоя — Константин, за полгода до того помещенный отцом психиатрическую больницу. Причиной конфликта стали разные политические взгляды отца и сына. Спустя месяц после того, как юношу выпустили из больницы, он был найден в своей квартире мертвым.
Огонь на себя
Против доносов в Новосибирске выступила председатель регионального отделения партии «Яблоко» Светлана Каверзина. 1 июня активистка опубликовала на своей странице в «ВКонтакте» ту самую фотографию крещенских купаний, за репост и комментарий к которому Максим Кормелицкий был признан виновным в экстремизме. После чего — написала на себя заявление в Следственный комитет, однако надзорное ведомство отказалось заводить уголовное дело за отсутствием состава преступления.
То, чем занимается Задоя, Каверзина считает доносительством — «он ходит по страницам оппозиционеров в соцсетях и выискивает, на что бы оскорбиться». Она называет «беспросветной мглой» волну доносов, захлестнувшую город.
— Властям нравится, когда мы пишем доносы друг на друга, — замечает она. — Надо остановиться у этой черты.
Тимур Исаев. Упорный парень в тюбетейке
Травля всегда начинается одинаково — с поста в социальной сети «Вконтакте». На своей странице Тимур Исаев, он же — «кот гомофоб», он же — глава самоправозглашенного Первого Нравственного Российского фронта, выкладывает подборку скриншотов со страницы своей жертвы с перечеркнутой аватаркой, фотографиями и набранными капслоком призывами: уволить, отстранить, привлечь к ответственности, — петербургский активист спамит чиновников от образования до тех пор, пока не добьется своей цели.
Тимур Исаев начал свой путь в июне 2013 году, ровно за шесть дней до того, как Госдума приняла закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних. «В России попираются законы, нацеленные на охрану наших детей от нечисти и диструктивной пропаганды педерастии и педофилии», — объявила в соцсети «Мусульманская НКО «Действие» (орфография и пунктуация сохранены — Ред.). В публикациях СМИ Исаев дебютировал как координатор движения «Охотники за головами», затем — как учредитель организации «Родители России». Впрочем, первое название куда точнее характеризует то, чем занимается Исаев. Организация начала с того, что объявила награду в пять тысяч рублей за сообщение о гомосексуалах, работающих в школе.
Первой жертвой стал завуч из Петербурге Юрий Владер, обвиненный в том, что якобы искал школьного учителя на страницах ЛГБТ-ресурса. Активисты провели акцию устрашения: нагрянули к преподавателю в школу. Для операции «Родители России» объединились с организациями «Родительский контроль» и «Народный Собор», близкими депутату-гееборцу Виталию Милонову. Владер уволился, не выдержав давления, а Исаев внес первую фамилию в список уволенных учителей. В комментарии «Новой» он заявил, что на сейчас на его счету 67 увольнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий