Кричать не нужно. Достаточно пристально вглядеться в прошлое - и оно отзовется эхом.
Сентябрь 1953 года.
Второй класс Петершулле. Ничего не помню, кроме холодного зала. Я стою на
каменной плитке босыми ногами. Идет какой-то медосмотр. Очень холодно.
Рожденный в Питере, я получаю все простудные заболевания «гнилого» города.
Мерзну и думаю, что завтра начнет болеть горло, поднимется температура, и в эту
новую школу я не пойду.
Странные медосмотры всегда
существовали в России.
Это был последний год
раздельного обучения. В 1954–ом меня переводят на другую сторону кинотеатра «Спартак», бывшей кирхи, – в Анешулле. Из 203-ей школы в 189 – ю.
Есть цифры, ты помнишь их до самой, дохлой смерти. Вот номер моего
первого телефона: Ж-2-79-71. Иной раз, кажется – наберу этот номер, а трубку
поднимет мама, которой давно уже нет на свете. Она почти сразу поднимала
трубку, после второго гудка, как положено, потому что любила сидеть в коридоре
на диване, рядом с аппаратом. Обязательно рядом, так как боялась опоздать к
телефону – всегда ходила плохо, медленно, а аппарат в квартире с длинным
коридором был один. Никогда не вел с мамой никаких особых, интимных,
доверительных разговоров, с отцом вел, а
позвонить хочется, почему-то маме - не отцу. Просто услышать ее голос и
рассказать о правнучках, пожаловаться на что-то, чем имею право - похвастаться.
Я заранее могу предсказать реакцию мамы, но почему-то говорить хочу только с
ней. Это большая несправедливость, что нет связи с потусторонним миром. Хотя бы
простой связи – телефонной. С отцом у меня были, своего рода, счеты. В чем-то я
завидовал ему, что-то мне в нем не нравилось категорически. Мне всегда
хотелось, чтобы отец был силой, лидером, надежной опорой, но подобная роль
меньше всего подходила моему отцу. Может быть, это его полное равнодушие к
силе, и лидерству сыграло положительную роль в моей жизни. Я с детства не мог
быть слабым, не имел права отчаиваться и отступать…. Были и глупые обиды на
отца. Мне так хотелось научиться играть на любом музыкальном инструменте, но отец отказал любимому сыну в уроках музыки,
сославшись на короткие пальцы отрока и тоскливую мою бездарность. Он был прав,
конечно. Музыкой одарила меня школа.
В подвальных помещениях
«Анешулле» был построен замечательный
спортивный зал, а на чердаке - амфитеатр музыкального класса под стеклянным
куполом. Все правильно: забавы телесные везде хороши, а искусство должно быть
близко к небу.
В школе славился своими достижениями
хор, и мне очень хотелось петь в этом хоре. Пришел однажды на занятие и, нещадно фальшивя, исполнил седой старушке, Вере Ивановне, -
руководителю хора - куплет какой-то нехитрой песенки. Я так старался, что меня пожалели и разрешили
стать в ряды поющих. Я пел про березку и рябину, про уходящих комсомольцев, про
вихри враждебные и птицу - чибис…. Мне так хотелось доказать отцу, что короткие
пальцы и отсутствие музыкального слуха –
совсем не помеха тому, кто хочет петь.
Тогда, «тысячу» лет назад, я мог только догадываться, что все в природе
имеет право на голос, даже камни. Теперь я в этом уверен.
Некоторое время держали
меня в певческой массовке, и петь я
старался, как можно, тише, но вдруг, после тяжелейшей ангины, у «шестерки»
прорезался отличный голос и я выбился в солисты. «Минута славы» продолжалась
недолго, до неизбежного «петуха». Потом был драмкружок. Первую же свою роль
Шипучина в «Юбилее» Чехова сыграл
отлично. Помню овации, крики «браво», слезы на глазах знаменитой Натальи
Григорьевны Долининой, ее слова: «Мальчик, дорогой, быть тебе замечательным
артистом». (О! Тщеславие – основа всех пороков). Следующую роль Хлестакова я
благополучно провалил. Певцом и актером стать не удалось. Те, внезапные проколы
в детстве, были случайны. Природа их мне и по сю пору непонятна. Был еще один
такой случай: в пионерском лагере попросили что-то нарисовать для стенгазеты.
Нарисовал – и получил высочайшую оценку. Для следующего номера ничего не сумел
изобразить. Очередная проказа музы оказалась
обычной шуткой. Даже в спорте случилось такое. Был отбор в секцию
борцов. После недавней операции невзрачен и хил я был до омерзения, а поставили
против малявки здоровенного верзилу. За несколько секунд положил его на лопатки. Никогда больше такие
подвиги не совершал. Искусство вдруг п о к а з а
т ь с я, но не б ы т ь – искусство
сомнительное. Именно этого всю жизнь
боялся, а вдруг я только К А Ж У С Ь сценаристом, режиссером, писателем,
журналистом…
Комментариев нет:
Отправить комментарий