среда, 18 декабря 2013 г.

ПОГОВОРИМ О ЖЕНЩИНЕ


 Вот тема замечательная и бескрайняя. Собственно, почти вся мировая литература – это разговоры о женщине. Поднатужившись, смог вспомнить только «Старика и море» Эрнста Хемингуэя, как исключение из общего правила. Да и то рыба, с которой рыбак сражался, была женского рода.
 Однако, попробуем вывести что-то вроде «формулы женщины», и от невозможности серьезного разговора на эту труднейшую тему, сведем все к привычной шутке.
-          Что такое женщина? – спросили у Ильи Ильфа.
-          Женщина – это все, - ответил замечательный писатель. – И даже больше.
Вот, как мне кажется, самое точное определение сущности «слабой» половины человечества.
  Есть, естественно, и другие мнения. Страстью к сочинительству страдают в нашем мире, по большей части, мужчины. Далеко не всем им повезло в любви и браке. Вот и насочиняли они о женщине разные колкости, едкости и пакости.
 Ну, например, что придумал англичанин Самуэл Батлер, писатель, философ, теолог, музыкант и художник. Естественно, при такой загруженности, ему некогда было разбираться в «женском вопросе». Вот он и рубанул сплеча: «Разбойники требуют кошелек или жизнь, женщины – и то и другое».
 Американец Амброз Бирс свой писательский дар использовал на шутки, не менее сомнительные:
 «Беладонна: по-итальянски – прекрасная дама, а по-английски – смертельный яд».
 «Женщина была бы еще очаровательней, если бы можно было упасть в ее объятия, не попав ей в руки».
 Ларошфуко, как и всякий француз, не мог пройти мимо женской темы. Однако, тему эту он развивал, как правило, на фоне любви.
 «Женщина долго хранит верность первому своему любовнику, если только не берет второго».
 « В особенно смешное положение ставят себя те старые женщины, которые помнят, что когда-то были привлекательны, но забыли, что давно уже утратили былое очарование».
 «Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, нежели маленькую неверность».
 Давно замечено: те, кто не верит в Бога, не верит и в женщине. Привожу умозаключение Вольтера: «Женщина способна сохранить лишь одну тайну – тайну ее возраста.
 Язычники – так те и вовсе позволяли себе недопустимое. Еврипид, например: «Нет зла страшнее женщины». Тоже мне – мудрец древне -греческий!
 Поэт – Катулл – тоже из древних, но уже римлян. Поэт к женщине, как и положено всем поэтам, относился совсем иначе, хоть тоже был язычником. Критику себе позволял, но, «преклонив колени у трона»: «Милая мне говорит: лишь твоею хочу быть женою. Даже Юпитер желать стал бы напрасно меня. Так говорит. Но что женщина в страсти любовнику шепчет, в воздухе и на воде быстротекущей пиши!».
 Нет народа наивней поэтов. То, что шепчет женщине любовник в страсти,  также мимолетно и случайно.
 Саша Гитри – актер и режиссер считал, что в любом положении рядом с женщиной лучше всего помалкивать: «Женщины любят молчаливых мужчин, потому что они думают, что те их слушают».
 В любом случае, мы должны признать, что в древности мужчины относились к женщине гораздо серьезнее, чем в наше время.
 Известный юморист М.М. Жванецкий: «Женщин умных не бывает. Есть прелесть какие глупенькие и ужас какие дуры».
 Историк В.О. Ключевский высказался еще более категорично: «Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него»
 С Ключевским решительно спорит ирландский поэт Джеймс Стивенс: «Женщины мудрее мужчин, потому что они знают меньше, а понимают больше».
 Однако, тому же Ключевскому принадлежит парафраз этой мысли, одно из вернейших, на мой взгляд, замечаний о женской натуре: « У женщин сердце умнее ее ума; потому-то она чувствует умно и размышляет глупо».
 Вполне возможно, что эта способность «чувствовать умно» и защитила женщину от агрессивных страстей мужчины, от вечной готовности лезть в драку, от властных амбиций, замешанных на крови ближних. 
 Ключевский по-своему исключил из жизненной практики женщин  эти понятия: « Вся житейская наука женщины состоит из трех незнаний: сначала она не знает, как добыть жениха, потом – как быть с мужем, наконец, – как сбыть детей».
 Едкая шутка. Но за этими «незнаниями» - восхитительная занятость женщины высшим знанием: продлением рода человеческого, а не его истреблением – обычной заботой мужчин.
 Причину подобного «недостатка» определил Готхольд Эфраим Лессинг: «Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения, но ошиблась глиной и выбрала слишком мягкую».
 Знаменитому драматургу понадобилось забыть напрочь, что из глины был сотворен Адам, а Еву Творец «слепил» из ребра первого человека.
 Знаменитый актер и режиссер века 19 – Дайон Бусико вспомнил об этом, но с каким-то отчаянием и даже ненавистью к женскому полу: «Я хотел бы, чтобы у Адама до самой его смерти все ребра оставались на месте».
 Блистательному О.Генри и в голову не могла прийти такая возможность. Вот кто был настоящим реалистом, а не пустым мечтателем: «Созданный из адамова ребра пол… более изобретателен, и в груди его представительниц гений облегчения кошельков может дремать годами, не проявляясь за отсутствием случая, но никогда, о мои братья, никогда не угаснет совсем».
 Тот же О.Генри – нежный, ласковый в своих рассказах, настоящий джентльмен по отношению к женщинам, бывал, подчас, совершенно бескомпромиссен: « Единственное дело, в котором женщина превосходит мужчину, это исполнение женских ролей в водевиле».
 А вот еще одно откровение писателя: «Женские наклонности направлены обыкновенно в сторону противоречий. Женщина хочет того, чего у вас нет. Чем меньше чего-нибудь есть, тем больше она этого хочет».
 Печальный прозаик Ричард Олдингтон предупреждал мужчин: «Будь осторожен. Если женщина сходится  с тобой, не любя, она заставит тебя расплатиться за это; а если она любит, она заставить тебя заплатить еще дороже».
 Куда, спрашивается, деваться бедному мужчине. Надо думать, в полном отчаянии Фридрих Ницше написал вот это:  «Женщины были второй ошибкой Бога».
 Вот был мрачный гений – этот Ницше. .
 Неиссякаемы  шутки мрачных и обиженных мужчин  по поводу ума женщин. Привожу анекдот, сочиненный, судя по всему, в Бруклине: «На витрине комиссионного магазина  выставлена кровать, возле которой написано, что «в ней спали Джордж Вашингтон и Наполеон». У витрины останавливаются подруги.
-          Как это два человека могли спать в одной кровати? – спрашивает одна.
-          Чему ты удивляешься, – пожимает плечами другая. – Она же двуспальная».  
 Кстати, высказывания самих женщин категорически опровергают шуточки мужчин по поводу их умственных способностей.
 Фаина Раневская: « Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги».
 Знаменитая кокотка Заза Габор: «Я никогда не испытывала к мужчине такой ненависти, чтобы вернуть ему подаренные им брильянты».
 Марлен Дитрих: «Большинство женщин пытаться изменить мужчину и когда им это удается, он им сразу перестает нравиться».
 Элен Роуленд: «Самая тяжелая  задача в жизни женщины – доказать мужчине, что намерения у него самые серьезные».
 Вирджиния Вулф: «Все эти века женщины служили зеркалами, обладающими волшебной, восхитительной властью показывать мужчину в два раза большим, чем он есть на самом деле».
 Одна из бесспорных  умниц, Абигейл Адамс, точно определила причину женской неприязни к научным знаниям: « Чтож знание – штука превосходная, так думала и праматерь Ева; но она за свое знание пострадала так сурово, что большинство ее дочерей с тех пор его побаиваются».
 Как откровенна была американская писательница Дороти Паркер: «Я требую от мужчины только три качества. Он должен быть красивым, безжалостным и глупым».
 Английский юмор Агата Кристи вышел совсем из другой «мастерской»:
 « Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге».
 « Женщин, как бы хороши они ни были, имеют один недостаток – они отвлекают наш мозг от пищи».
 «Нет ничего дурнее старых дур. Они еще дурнее молодых».
  Агата Кристи невольно подвела нас к юмору настоящему, без претензии на раскрытие необозримых глубин человеческого характера.
 В моей коллекции эти шутки идут под грифом «Л», что значит «легкие». Под номером первым расположилась в этой коллекции острота неизвестного автора: « Каблуки – шпильки придумала дама, которую целовали в лоб».
 Альфред Ньюмен: «Если вы смотрите по телевизору фильм, и девушка в нем говорит «Нет!» - значит, это старый фильм».
 Тот же автор: «Дерево  это что-то такое, что стоит на месте пятьдесят лет, а затем внезапно выскакивает прямо перед автомобилем, управляемым женщиной».
 На эту тему юмор мужчин неистощим:
 « - Мадам, вы что не видели дорожный знак?
-          Нет, я перестала что-либо замечать вокруг, как только увидела вас, мсье полицейский».
  Снова мы в Бруклине. Пошивочная мастерская. Заказчица негодует: « Это безобразие! Почти месяц вы не можете подшить мою юбку. Господь сотворил наш мир за шесть дней!»
-          И что это за мир? – меланхолично отзывается портниха».
 Вот еще один диалог в Бруклине:
 « - Моя жена сведет меня с ума. Она все время видит во сне, что она замужем за миллионером.
-          Мне бы твое счастье. Моя жена видит то же самое – только, к несчастью, считает, что это не сон».

 Под «занавес» я приберег свое любимое изречение о женщине. Грешен, не помню из какой вещи Ремарка взята эта  цитата: « Женщина – это вам не металлическая мебель; она –цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее».  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..