Давним - давно один мой приятель говаривал в подпитии так:
«Хожу в еврейских штанах, сплю с еврейскими бабами, мой лучший друг – еврей,
ношу на шее крест от распятого еврея. Ну, какой я русский?»
Меня тогда поразило
замечание насчет штанов. Понятия не имел, почему они «еврейские». Теперь я это
знаю. И даже в деталях и подробностях.
Жила еврейская семья
Шраус в деревне Буттенхайм, в Германии.
Плохо жила, бедно, а когда в 1847 году скончался отец семейства, Гирш, было
решено перебраться а Америку, искать счастье за океаном.
Как раз, в год, когда
другой еврей – Карл Маркс заселил Европу «призраками коммунизма», Штраусы сошли
с борта парусника на землю Нового света. Карл Маркс благополучно раздул пожар
разрушений и смуты в Европе. Младший из братьев
Штраус – Лейб – одел весь мир в прочные и красивые штаны, под названием
«джинсы».
Теперь в том городке
Буттенхайм, где он родился и дожил до 18 лет, открыли музей этих самых джинсов.
Отработали немцы дотошно, подробно, чисто. Собрали все документы о жизни
Штраусов в Германии. Его отчий дом, постройки 1687 года, отремонтировали на
славу. Соседнее строение, где родилась матушка Штрауса, тоже прикупили к музею.
В общем, создали целый комплекс памяти в честь своего еврейского земляка.
Уже больше десяти лет
работает этот музей, и пользуется огромной популярностью. Выходит, Штраус этот
умудрился через много лет после смерти
обогатить свою родину. Да и не только обогатить, но и прославить. В городке этом нет больше никаких
достопримечательностей. Музей стал красоваться на гербе Буттенхайма. Теперь его
жители и не мыслят своей жизни без земляка-еврея. И, как писал один из
посетителей этого брючного мемориала: « Теперь уже неясно, город владеет
музеем, или музей городом».
Нет, все-таки
странный народ немцы: то уничтожают своих потомков Иакова безжалостно, то
прославляют своего еврейского земляка - обыкновенного изобретателя модных
штанов.
Впрочем, меняются
времена, меняются и люди. В незначительной степени, конечно, но все-таки…
Ладно, вернемся к
джинсам. В Америке Лейб Штраус стал Ливаем Страусом. Первые годы, как и
положено в эмиграции, маялся, бедствовал, но потом открыл торговлю
галантереей в Сан-Франциско, обслуживал
золотоискателей, и быстро разбогател.
К хорошим деньгам
всегда стремятся идеи, иногда гениальные. Так и не смог выяснить, кем был по
национальности некий портной Джекоб Дэвис. Вполне возможно, был он таким
Джекобом, как Лейб – Ливаем. В любом случае, этот бедный Джекоб пришел к
богатому Ливаю и предложил бизнес на пару: оформить патент на брюки с
заклепками.
Вполне возможно, он и
пришел с этой идеей, захватив с собой готовые штаны. Левис, вполне возможно,
снял свои скучные брюки и облачился в самые первые в мире джинсы. И сам себе,
наверняка, понравился.
Если верить
фотографии, фигуру эмигрант из Германии имел хорошую и нрав вполне ковбойский.
В общем, понравилась
идея новых штанов веселому, энергичному и предприимчивому Ливаю - Лейбу. Деньги
на патент он дал, и 20 мая 1873 года новорожденные джинсы получили свою метрику
и право на производство.
Вначале, как
положено, новые штаны шили надомники, но вскоре Левис и Дэвис открыли целое
производство на 500 рабочих. Джинсы быстро завоевали Дальний Запад Америки и
двинулись на восток.
Ливай Страус, со
временем, усовершенствовал свою продукцию. В 1873 году изобразил на заднем
кармане две простроченные, кривые линии, так называемый, «полет орла», а в 1886
году придумал сзади, на поясе кожаную нашивку с изображением двух мустангов. Потом и другие детали появились на
джинсах Лейба из Буттенхайма.
Поначалу эту
форменную одежду для нижней половины туловища носили лесорубы, фермеры и
ковбои. Сильным людям, покоряющим новый материк, нужны были крепкие, практичные
штаны. Они их и получили. Сразу к
заклепкам джинсов пристало другое железо – кольт, «уравнявший шансы» граждан
Соединенных Американских Штатов. Думается, и джинсы в демократизации нового общества сыграли не
последнюю роль.
Надо признаться, что
Лейб Штраус поставил лишь последнюю точку в интернациональном происхождении
этих замечательных штанов. «Плавильный котел» Америки и здесь породил нечто
новое. Саму, грубую, хлопчатобумажную ткань начали производить в Италии 18
века, специальную, голубоватую краску для тканей изобрели в Ниме, во Франции.
Выходит, в основе
штанов, которые мы все до сих пор с удовольствием таскаем, лежит гений вполне
интернациональный, общечеловеческий, хотя пионерское значение портняжного
подвига Ливая Страуса никто не собирается отрицать.
Шли годы, джинсы
перестали быть обычными штанами из грубого холста, а превратились в символ
Америки. Благодаря фильмам Голливуда (тоже еврейского детища) они стали
культовой особенностью цивилизации Нового света, да и всего мира.
И даже, в какой-то
степени, победным знаменем. Дело в том, что в Европу джинсы пришли вместе
с американской армией в 1944 году.
Разрушенная, униженная, нищая Европа безоговорочно встала под этот штандарт о
двух штанинах с орлом.
Так состоялось
странное «возвращение» Лейба Штрауса на свою родину. Через сорок два года после
смерти первого фабриканта джинсов, его детище завоевало Старый свет.
Идеям Карла Маркса
так и не удалось покорить мир. Портняжная мысль Лейба Штрауса оказалась победительницей.
Зря утверждали коммунисты, что «идеи всесильны, потому что они верны». Выходит,
всесильны только джинсы, потому что они крепки и практичны.
В начале пятидесятых
годов немцы стали выпускать свои американские штаны под именем «Мустанг», а
торговать «природными» джинсами Европа начала совсем недавно, с середины
шестидесятых.
Тогда же, брюки эти
стали мечтой всего подрастающего поколения в СССР.
Помню, как в конце
шестидесятых, в доме творчества кинематографистов, в Болшево, на замечательном
кинодраматурге Дунском увидел настоящий
джинсовый костюм.
Мне тогда показалось,
что одет известный сценарист в царскую мантию. Мой мастер по курсу ВГИКа,
Маневич, Иосиф Михайлович, восхищение
своего студента отметил, и сказал так: « Вот будешь писать хорошие сценарии, и
себе такой приобретешь». Я тогда не поверил, что подобное, великое счастье обладания
когда-нибудь наступит.
Видимо, с годами
поумнел, остепенился, и уже не помню, когда и при каких условиях влез в свои
первые джинсы. Влез и не вылезаю по сей день. И считаю это нормальным, потому
что моего отца звали точно также как первого фабриканта джинсов – Лейбом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий