Раввин Ицхак Зильбер (Ицхак Йосеф Циюни; 1917, Казань — 2004, Иерусалим) — активист еврейского религиозного подполья в Советском Союзе, основатель движения «Толдот Йешурун» за возвращение русскоязычных евреев Израиля к иудаизму и его духовный руководитель.
Сразу должен
оговориться, что автор этой заметки относит себя к тем, кто всего лишь с ч и т а е т
себя евреем и понимает, что евреем
б ы т ь – это тяжкий труд и подвиг, к которому я не готов.
Уникальный труд Ицхака Зильбера "Чтобы ты остался евреем" как
раз об этом: о труде и подвиге, необходимом, чтобы быть евреем.
Может быть, за всем этим кроется самая великая загадка еврейской
истории. Почему шотландцу, к примеру, достаточно юбки, волынки, своих
героев, преданий и праздников, чтобы
оставаться шотландцем? Почему еврей с дня рождения до часа смерти
вынужден существовать в жесткой системе
правил и ограничений, подчеркнутого и последовательного не подобия с другими народами?
Почему вот уже сорок веков он послушен воле Божьей, поставившей покорившейся
Всевышнему народ в исключительные, часто трагические, условия существования?
Догадок существует множество. Юдофоб – Достоевский считал само
существование еврея доказательством бытия Божьего. Может быть, не подобие это –
тяжкая плата за "избранность", за почетную должность хранителя
Закона, свидетеля Синайского откровения. Возможно, все здесь проще, ибо на
законе не подобия и держится во Вселенной феномен мыслящий материи? Не знаю, и
знать не могу. Могу лишь согласиться с тем, что в уникальности нашего народа, в
его непонятной, фантастической верности своему Я, и кроются истоки завистливой
и трусливой ненависти к еврею.
Рав Зильбер не рассуждает обо
всем этом. Он лишь скрупулезно, последовательно, искренне и честно описывает
свой ежедневный подвиг и труд БЫТЬ
ЕВРЕЕМ.
Тем не менее, за кажущейся простотой этой книги, доступностью,
увлекательностью ее текста, кроется нечто, что всегда было свойственно
настоящей, большой литературе: протест против безумия и греховности цивилизации
человека, языческому культу ненависти, нетерпимости, поклонению золотому
тельцу.
Господи, подумал я, закрыв книгу рава, почему траве и дереву не
приходится сражаться за свое достоинство
растения, почему никому не приходит в голову превращать тигра в змея, а
лошадь в крокодила? Почему в мире людей все не так, все построено на злых
страстях, предубеждении и глупой зависти?
Впрочем, никого не упрекает в своей книге рав Зильбер. Автор не
стремиться быть судьей и прокурором. Он просто рассказывает о своей жизни.
Жизни еврея в мире, где БЫТЬ евреем было так же сложно, как найти живительный
источник влаги в безводной пустыне, но
при всем этом книга рава необыкновенно оптимистична, лишь потому, что описывает
могучую силу доброты человеческой, способной пробить дорогу к жизни там, где,
казалось, царит одна смерть.
Не упрекает рав Зильбер и меня, за мою слабость и за способность всего
лишь с ч и т а т ь с я евреем. И я спокоен, потому что знаю твердо:
народу нашему достаточно тех 600 тысяч, что когда-то стояли у горы Синай и
видели скрижали в руках Моше. Собранию, неизменному в веках. Рав Зильбер, как
раз, из тех, кто принадлежит к тем шестистам тысячам отчаянных храбрецов,
начавших удивительную историю потомков Иакова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий