Детство, чаще
всего, прообраз рая. Только в детстве человек бессмертен в сознании своем,
только в детстве душа его полна восхитительным творчеством игры…. Ребенок, как
правило, гениален и первозданен, как Адам и Ева, но каждый, почти каждый,
бывает совращен премудрым змеем, и Творец, вздохнув тяжко, прощается с
творением своим…
"… проклята
из-за тебя Земля. Со скорбью будешь питаться от нее все дни жизни твоей… В поте лица твоего есть будешь хлеб, доколе не
возвратишься в землю". И все это за один надкус яблока с древа познания
Добра и Зла.
Моя земля была осязаема, горяча, коварна.
Токарный резец злым, беспощадным зубом грыз металл, а я был приставлен к резцу
этому, как раб к плугу…. В пятнадцать лет так легко совратиться, поверить, уйти
в незнаемое, восстать на Создателя твоего. " Со скорбью, в поте лица
твоего". Все было и скорбь, и пот…. Одно спасение – уйти в нечто, только
твое, тебе данное.
На горячей передней
бабке станка, на промасленной бумажке, огрызком карандаша слова в рифму во
спасение, как молитва: "Господи, прости, пожалей меня, дай вернуться в рай
детства".
Не слышит. И каждое
утро – одна и та же тропа от проходной завода к цеху, где холодный резец-плуг
только и ждет минуты, когда сможет завладеть тобой и яростно впиться в железо
земли.
Я был пахарем, как
на великой картине Брейгеля, а где-то там, почти у горизонта, тонул несчастный
Икар, посмевший бросить вызов солнцу. Нет, не солнцу, Богу. Я не хотел быть
пахарем. Я хотел стать Икаром.
Быстро, слишком
быстро пришло сознание смертности и обреченности в тяжком труде.
Так начался
поединок человека с Творцом. Изгнанные, приговоренные к неизбежной смерти,
потомки Адама и Евы создали вид труда в радость и пот, как следствие труда
этого, не вызывал гнев и отчаяние, а казался залогом возврата в райские кущи.
Творец
отобрал у человека бессмертие,
даровав жизнь вечную человечеству, но не даром,
Он заставил платить за продолжение рода муками рождения и болью смерти.
Но человек и здесь
восстал, и в непокорности своей придумал иллюзию бессмертия личного начала в
деяниях своих. Он придумал феномен искусства. Тысячи лет не могут
"возвратиться в землю" Софокл и Еврепид, не желает прощаться с
терниями Земли Апулей и Аристотель. Сотни лет, соревнуясь с прародителем своим
Адамом, продолжают звучать Бах и Гендель, Моцарт и Бетховен….
И вдруг рухнула
последняя надежда человека на личное бессмертие. Мир искусства отошел, отлетел,
испарился. Род человеческий больше не рождает гениев. Ни к чему они, нет на
высокий талант спроса, а рынок, как известно, рождает предложение.
Знаменитая в России актриса,
писатель, умница - так объяснила свое нежелание играть на сцене: "Не хочу
делать то, что желает публика, а публике не нужно то, что хочу делать я".
Что случилось с публикой, почему так? Почему ей, как во времена
Древнего Рима, только один вид зрелищ подавай: кровавые поединки гладиаторов на
арене Колизея. Существует точка зрения, что именно эта страсть к кровавым
поединкам и повергла в прах властелинов античного мира, но не будем, не будем вставать
в обычную и пошлую позу вещателя Апокалипсиса. Не станем все сваливать на
бедную публику. Ее вкусами руководят материи не тайные, не абстрактные, а
вполне конкретные.
Мир искусства царствовал лишь
потому, что в сердце человеческом жила великая надежда на переустройство мира и
возможность преображения человеческой личности.
Точнее, от преображения отдельного человека, способного проложить путь
от зла к добру в душе своей и вера жила в переустройство мира.
Тысячелетиями неустанно с воодушевлением ткало искусство миф о
человеке, но, главное, в возможностях человека.
ХХ век разрушил этот миф. Вдруг перед человеком возникло зеркало, в
котором он увидел свой подлинный лик, искаженный завистью, ненавистью, жаждой
крови, глупостью и мелкой корыстью. Казалось, все труды Леонардо и Брейгеля,
Баха и Моцарта, Сервантеса и Льва Толстого пошли прахом.
Статуя Мирона внезапно рассыпалась в прах. Знаменитый
"Дискобол" стал горстью серой пыли. Пошлость и ложь тоталитарного
искусства превратили в ничто искусство античности.
Великолепные торсы Праксителя будто говорили каждому зрителю, что и он,
горбатый, хромой, слабосильный, способен приблизиться к физическому
совершенству. Система, при которой искусство и государство, существуют в
насильственном, навязанном силой союзе, превратила "Дискобола" в
банальное, пушечное мясо. Виноваты ли в этом сами гениальные ваятели? Нет,
конечно. Виновата сама природа человеческая, способная проложить дорогу в ад
самыми благими намерениями.
Собственно, этим "благим намерением" и было высокое искусство
последних тысячелетий в истории человечества.
За красотой, гармонией живописи и музыки стояла вера в могущество
человека, способного создавать нечто великое. Вера в гениальность художника или
музыканта, преклонение перед его возможностями, - становилась резервом веры в
человека вообще – вождя, полководца, политика, человека власти.
Тысячелетиями род людской верил, что вот – вот появится светлая и
великая личность, способная будто на полотне или нотном стане, возродить в
великолепии и красоте мир человеческий.
Пока жила вера в такую
возможность жил и мир искусства: публике нужны были Леонардо и Бах, Колумб и
Спиноза, Рабле и Бетховен, Брейгель и Лев Толстой…. Пока жила вера. И в самом
деле, если потомок Адама способен сочинить "Брандербужский концерт" и
написать пьесу о любви Ромео и Джульетты, почему бы человеку не преобразить
самого себя и создать вокруг себя, преображенного, мир гармонии, красоты и
покоя?
Однако в основе художественного творчества и развития науки лежал, как
правило, первородный грех гордыни, стремление двуногого без перьев уподобиться
Создателю.
Бог, как подлинный гений стремился уйти от банальности повторений,
бежать от пошлости форм живого, и это привело к созданию уникальной материи,
мыслящей в образах и сравнениях способной на фантазию.
Не все формы живого, созданного Творцом, выдерживали испытание временем: пример тому
динозавры. Сможет ли человечество выжить в пыточной камере тысячелетий, покажет
то же время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий