LМ.Гольденберг.Рош а-Шана и его значение в еврейской жизни.
Мой Архив. 19.09.2006 года ============================================== Новый год... Звено во временной цепочке нашей жизни. Позади война, её горести, заботы, тревоги и надежды, сбывшееся и несбывшееся. А впереди? Мы меряем годами свою жизнь и жизнь своих детей, своего народа и всего человечества. А где точка отсчета? Народов всего мира? От самой важной для каждого народа даты. Народы Европы избрали точкой отсчета один день, азиаты - другой, арабы - третий. В определенном смысле праздник Рош а-Шана предназначен для того, чтобы напомнить человеку, что время мчится вперед и ждать никого не собирается. Можно - встретить его лицом к лицу. Выбор - за евреями... Рош а-Шана,- начало года, написание: Рош hа-Шана - день сотворения первого человека - Адама, шестой день творения. В Торе - рассказано о сотворении Адама, и о жизни первых поколений людей. Двадцать поколений сменилось на земле к моменту, когда на ней появился первый еврей — Авраам. Тора сообщает нам продолжительность жизни каждого "доисторического" поколения; это неотъемлемая часть еврейского наследия. Поэтому мы точно знаем, что сейчас заканчивается 5766 год от сотворения мира. Наступающий Рош а-Шана будет первым днем нового, 5767 года. На этом заканчивается сходство представлений о Новом Годе у нас и у других народов. Через Тору и традиции нам открыты удивительные принципы, согласно которым Он управляет миром. Эти принципы особенно остро проявляются в день Рош а-Шана. Это память. Все наши мысли, намерения, и поступки не проходят бесследно, не "канут в Лету". Они "регистрируются" в высших мирах, вплетаясь в состоящую из миллионов и миллиардов "стежков" ткань, представляющую собой колоссальное полотно — свиток Всеобщей истории человечества. В праздничный день Рош а-Шана все это полотно заново просматривается Всевышним. Рассматриваются и точно взвешиваются. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор. (Вернее, его первую редакцию. Через десять дней, в Йом Кипур, он утверждается.) Кому-то в новом году суждено возвыситься и преуспеть, кого-то постигнут несчастья... Одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания. Одним предстоит прожить долгую жизнь, другим — умереть до конца года, не дожив до старости... Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления (по-еврейски: тшува). Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может — новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Та самая логика нашей судьбы, которая привела к одному варианту приговора, при правдивом самоанализе и решимости изменить свою жизнь может привести и к совсем иному варианту. Помочь нам в самоанализе и исправлении, утвердить веру в Высшую справедливость — именно этому служат и атмосфера, и содержание праздника. Здесь нет ошибки. Именно праздника. Потому что если в день заседания земного суда разумный человек не позволит себе "праздновать", то частью нашего исправления в день Суда Всевышнего становятся праздничные одежды, праздничная трапеза, радостные пожелания, да и вся атмосфера — одновременно праздничная и возвышенная. Сам праздник Рош а-Шана назван в Торе — "йом труа" - день трубления. Это указывает на исключительную значимость трубного звука шофара. Что же заложено в душе каждого еврея, что делает его вслушивание в звуки шофара столь необходимым в день Высшего Суда? • В тот великий день, когда все евреи стояли у горы Синай и получали Тору, как бы на волнах звука шофара они восприняли слухом и сердцем слова Десяти Заповедей, произнесенные голосом Всевышнего... • За четыреста лет до этого на вершине другой горы — Мория, — там, где впоследствии был построен Иерусалимский Храм, стояли первый еврей Авраам и его сын Ицхак. Они выполняли удивительный приказ Всевышнего: Авраам был должен принести в жертву своего любимого и единственного сына Ицхака. Сердца Авраама и Ицхака мгновенно откликнулись на этот приказ: мы выполним все, что исходит от Всевышнего. В ту же секунду они были признаны достойными исторической миссии — от них должен был произойти еврейский народ, каждый из нас. • И еще в священном языке иврите, на котором говорил с нами Всевышний и на котором написана Тора, слово "шофар" — происходит от корня — "исправление", "улучшение"... Первые десять дней года "от Рош а-Шана до Йом Кипура" называются, "десять дней Тшувы" (раскаяния и исправления), и завершаются они Йом Кипуром — самым торжественным и ответственным днем года. Лешана това тикатеву! (Пусть вам будет записано хорошее решение [суда Всевышнего] на следующий год!) Одна из основных тем Рош а-Шана - Малхийот, признание Всевышнего нашим Царем. Это признание влечет за собой и подчинение Его высшей власти. В результате у человека возникает ощущение, что над ним существует определенная сдерживающая сила. Он понимает, что не может делать только то, что ему хочется, потому что в его мире есть Хозяин, который правит всем. В Торе сказано: «Я предоставляю вам выбор: жизнь и добро или смерть и зло. Так выбирайте жизнь». Творец сообщает нам, что выбор - жизнь или смерть - остается за нами. Поразительно! Всевышний - Царь, а выбор все равно за человеком?! Это кажется парадоксальным. Считается, что подчинение подразумевает беспомощность. Однако в данном случае мы на самом деле повинуемся чувству ответственности - перед собой. Мы признаем, что должны действовать, прежде всего, руководствуясь собственным пониманием мира. Читая исповедь Видуй, мы всякий раз повторяем: «Я оказался недостоин своей ответственности и не сделал то, что мог сделать для себя». Мы сожалеем о собственной инфантильности и безответственности. Разве Гуш Катиф и Амона не пример недостойного поведения всех? Если мы провозглашаем Творца нашим Царем, это не означает, что отныне обязанность решать все наши проблемы и сомнения перекладывается на Его плечи. Мы должны кое- что сделать сами, и мы можем это сделать, но веры в себя, единственного, нет. Всевышний говорит нам: «Думайте, анализируйте, взрослейте, развивайтесь... Научитесь понимать, куда вы направляетесь и что делаете. Научитесь брать на себя ответственность за собственную жизнь». Брать ответственность на себя, это и ответственность за землю, и за страну, и за “сброд”, разгуливающий, правящий, утверждающий свою правоту. Человек постепенно вырабатывает систему истинных ценностей. Как вы собираетесь быть достойными земли и страны? Это - не капитуляция перед внешней силой и не унизительное подчинение. Люди часто не могут толком объяснить смысл слова «смирение». Когда вы признаете, насколько «микроскопичны» перед лицом Всевышнего, это не означает, что вы расписываетесь в собственной никчемности и ничтожности. Вы обретаете способность рассматривать собственные желания сквозь призму истины и отделять здоровое и полезное от пустого и вредного. Мы можем правильно понять молитву Видуй. Ни в коем случае нельзя представлять себе раскаяние как попытку уверить некоего «деятеля от сброда» в своей преданности, надеясь при этом, что он пощадит нас. Разве “сброд” способен на это? Он ведь ближайший партнер ваших злейших врагов. Ведь сегодня снова на повестке дня предательство земли, форпостов, поселений в Самарии и Иудее. Почему бы, не снести, для начала, все незаконные арабские постройки? Арабы устроят шум? А евреи не могут устроить вселенский гвалт? Со штурмом Кнессета? С изгнанием из власти тех, кто это задумал, продолжает и осуществляет, приближая уничтожение страны? Слова «Я согрешил» подразумевают осознание того, что вы в какой-то момент пренебрегли своей ответственностью. Видуй означает признание, что до сего момента вы повиновались импульсам, не задумывались над проблемой выбора и плыли по течению, оставаясь в жизни скорее наблюдателем, чем активным участником. И если вы не измените, свое отношение к ней, вы упустите единственный шанс, который дан человеку в этом мире. «Зрелость» - одна из основных сквозных тем иудаизма. К примеру, бар/бат мицва - это день, когда еврей становится взрослым человеком, способным нести ответственность. Маленький ребенок не может быть частью масштабной модели еврейской нации, так как в основе еврейского миропонимания лежит зрелость, а он ее еще не достиг. Вот что означает бар мицва. В праздник Рош а-Шана мы «обновляем», мы подтверждаем наше желание нести ответственность. Давайте постараемся при этом не обманывать себя, как это часто случается в жизни. Иначе получится обратный эффект, ибо мы не берем на себя истинную ответственность за свои поступки, мы бежим от нее. Необходимо добиться подлинных перемен в период Дней Трепета. AI&PIISRAEL
Комментариев нет:
Отправить комментарий