О важности терминологии в политике
О важности правильного применения терминов писалось не единожды
Попробуем в него углубиться. Обычно недостаток политического и географического образования у политиков и журналистов, а также привычка запутывать ситуации в погоне за сенсациями приводят к долговременной путанице в терминологии.
Известно, что иностранные названия в тех или иных странах официально звучат по-разному, и этому никто не удивляется. Более того, бывает, что в стране, соседней с той или иной близкой по языку, специально вводится новое правописание с целью доказать ущербность соседнего государства. Так появилось "путинское" правописание: "на Украине".
Понятно, что неправильное употребление географических названий, названий народов, народностей и племен часто формирует ошибочные мнения в обществах и в мире вообще.
Оказывается, в Израиле практически всеми (во всяком случае, в русскоязычных источниках стопроцентно) по отношению к арабам, живущим в автономном арабском образовании и секторе Газы (на иврите Азы – более красиво), употребляется термин "палестинцы".
Евреев, арабов и вообще людей разных национальностей, живущих в Израиле, естественно, называют израильтянами, но арабов, живущих в автономном арабском образовании, называемом властями этого образования почему-то государством, к тому же еще Палестина (Даулят Филастын), а также живущих вне его, например в Иордании (!),- почему-то "палестинцами". Говорят, что иногда и арабов-граждан Израиля.
Любопытно, что Google почему-то запустил голосование за добавление названия "Израиль" или "Палестина" на свою карту в Google Планета Земля. Разумеется, очень много людей могло проголосовать за Палестину, которое в принципе существует только как историческое и географическое понятие. Но никоим образом не как политическое. Как сказал мой товарищ, достаточно миллионов мусульман, вдобавок миллионов антисемитов и просто незнаек.
Понятно, почему евреев Израиля и граждан других национальностей называют израильтянами – есть реальное государство Израиль, признанное в мире. Очевидно, что здесь существует определенная гражданская общность. В полном соответствии с Декларацией независимости Израиля.
Израильтянами называют почему-то чаще израильских евреев, чем израильских арабов, но в реальной политике израильского государства присутствуют арабские партии, представляющие этих самых арабов – израильтян. Не углубляясь в отношения между различными общественными секторами, не будем же мы отрицать факта наличия такой общности, как гражданство. Называть в государственном контексте этих арабов палестинцами, как говорят реальные исследователи, в том числе Евгений Штейнер, совершенно неочевидно. Также невозможно "восстановить" некое палестинское государство в границах того или иного года, потому что никогда не существовало такого государства.
Откуда же вообще взялось это название "Палестина"? Это очень хорошо известно. В пять древних городищ, отождествляемых ныне с Экроном, Ашдодом, Ашкелоном, Гатом и Газой, порядка трех с половиною тысяч лет назад пришли филистимляне. Выходцы, по-видимому, из Греции (возможно, сардинцы, данайцы), не закрепившиеся в Египте. Они на этой прибрежной полосе всего лишь на некоторое историческое время потеснили ханаанейцев – соседей древних евреев. Последние называли пришельцев плиштим ("явившиеся", "чужаки").
В тексте Библии эта юго-восточная прибрежная полоса Эрец-Исраэль называется Плешет. Т. е. древняя история этих пришельцев хорошо известна, в первую очередь из Книги книг, написанной в свое время евреями и переданной ими миру.
Оказывается, и сейчас важно знать, что дальнейшая судьба древних филистимлян как общности неизвестна совершенно, они растворились среди других племен. Но случилось так, что спустя более чем тысячелетие после их исчезновения из мировой истории римляне, видимо, чтобы стереть историческую память о всем тогдашнем Эрец-Исраэль, решили переименовать Плешет плюс ряд соседних земель в “Филистимскую часть Сирии” (Syria Palaestinei, "Палестинская Сирия"), и присоединили все эти земли к римской провинции Сирия (возможно, придворные императора Адриана вспомнили выражение Геродота "Сирия Палестинская").
Так древнее название "плиштим" получило вторую жизнь.
Территория Syria Palaestinei после изгнания большинства евреев много веков была малонаселенной. В средневековье название "Палестина" (в латинском произношении) ассоциировалось с библейской землей, захваченной сарацинами, т. е. арабами, потому что в середине 600-х годов н. э. земля Израиля стала называться провинцией Филастын арабского халифата. Округ (джунд) Филастын включал в себя большую часть территории к западу от Иордана (но не включал Негев), а на севере доходил до Изреельской долины.
Появились тогда в Палестине арабы никакого отношения, естественно, не имевшие к плиштим. После арабских правителей были крестоносцы, потом снова арабы, потом – турки. Но название региона, Палестина, таким и осталось, и в Европе его называли так же. Любопытно, что после реальных внутригерманских средневековых битв между образованными и необразованными кругами словом "Philister" стали обозначать людей невежественного типа – врагов образованных.
Гористая и пустынная территория Палестины и далее была заселена слабо. Но на исторической территории Эрец-Исраэль евреи оставались всегда. Они, как и обширная диаспора, сохраняли историческую память о своем государстве. А распространение Библии дало эту память всему миру.
Не будем подробно рассказывать историю возвращения евреев в Эрец-Исраэль. Еще до возникновения сионизма в Османской империи жили сефарды, приезжали религиозные ашкеназы. Когда появилась новая сила – сионизм, его идеологи и практики принесли на эти территории достижения цивилизации. Начали прибывать в подмандатную Палестину из сопредельных территорий и арабы, привлеченные именно еврейским преображением подмандатной территории. Тогда палестинцами они себя вовсе не называли.
Далее исторические и дипломатические моменты создания государства Израиль упомянем чуть подробнее.
В Декларации Бальфура, когда впервые западная страна поддержала сионистское движение, действительно использовался термин "Палестина", обозначавший в европейских языках именно Землю Израиля. Национальный очаг для еврейского народа тогда не имел четко определенных границ, а декларация стала основой претензий сионистов на Палестину.
Географические изыскания, данные мелким шрифтом, можно пропустить, но можно и представить себе предметно. После поражения Турецкой империи по соглашению Сайкса-Пико раздел завоеванных Великобританией и Францией подмандатных территорий шел по линии Киркук (сейчас это северо-восток Ирака) – Акко. Территория к югу от этой линии отходила под британское влияние, а к северу – под французское. Британии отходила Месопотамия (Ирак и частично Иордания), восточная часть Аравийского полуострова, Хайфский залив и долина Звулун (Израиль), а Франции – северо-восточное побережье Средиземного моря до Восточно-Африканского разлома.
По меморандуму Ааронсона предположительные границы ишува были проведены таким образом, чтобы обеспечить экономическую базу существования еврейского государства как современной страны: "Земля Израиля должна занимать как можно более обширную площадь, чтобы вместить многочисленное и активно развивающееся население, которому легче будет нести бремя современного государства". Кроме Палестины, к западу от Иордана, меморандум претендовал на юг Ливана до Сайды, включая реку Литани; Голанские высоты; часть восточного побережья Иордана до Хиджазской железной дороги; часть Синая от линии Рафиах – Эль-Ариш до Табы.
Первое серьезное соглашение между Хаимом Вейцманом и эмиром Фейсалом ибн-Хусейном (основателем и первым королем Ирака, первым и последним королем Сирии) ограничило предложения сионистов на востоке Хиджазской железной дорогой. На севере, там, где сейчас Южный Ливан, французские интересы в Леванте ограничили ишув линией от Сайды к востоку. На юге линия Эль-Ариш – Акаба была связана с британскими интересами. Меморандум Ааронсона рассматривал всю Землю Израиля, или Палестину, как единую функциональную, политическую и экономическую единицу с четко определенными границами.
В апреле 1920 в Сан-Ремо прошла конференция стран-победителей в Первой Мировой войне при участии премьер-министров Британии, Франции, Италии и Греции, а также представителей Японии и Бельгии. В мандат была включена Декларация Бальфура, реализация которой была поручена Британии, как держателю мандата. Франции достался мандат на Сирию и Ливан, несмотря на протесты арабских шейхов, которые получили реальные авансы от европейских политиков после победы над Османской империей. Британия получила мандат на Месопотамию, то есть на территории бывших османских провинций Багдад, Мосул и Басра. Границы в регионе утверждались Лигой Наций, что давало им международную правомерность. Окончательная граница между Сирией и Палестиной была определена в 1923-м и одобрена Лигой Наций в 1934-м.
22 июня 1922 министр по делам колоний Великобритании Уинстон Черчилль выпустил Белую Книгу, в которой сформулировал намерения Великобритании относительно будущего подмандатной Палестины, в том числе передачу Трансиордании бедуинскому эмиру Абдалле. Лига Наций утвердила уточненный вариант мандата, в котором подчеркивалось, что границы будут установлены властями, что Британия является мандатарием и что следует реализовать Декларацию Бальфура.
Граница между Палестиной и Египтом была проведена еще 1 октября 1906 – это граница между Египтом, который тогда находился под британским контролем, и Османской империей: между вилайетом (провинцией) Хиджаз и Иерусалимским санджаком (округом) с одной стороны, и Синайским полуостровом с другой стороны. Британия затем установила контроль по обе стороны границы. В 1919-м ее решили не менять.
Границу между Палестиной и Трансиорданией провели британские чиновники, как сказано в Танахе, "от Дана до Беэр-Шевы". Британцы исходили из того, что границы должны быть физико-географическими ("естественные границы"), но учитывали и исторические соображения. В этом случае границу провели по центру Мертвого моря, далее – на север вдоль Иордана и вдоль реки Ярмук.
К Палестине был присоединен коридор в пустыне Арава, ведущий от Мертвого моря к Акабскому заливу, а также участок для строительства порта в Акабе. Половина залива отошла Трансиордании, чтобы обеспечить ей выход к морю. Границы Палестины с Сирией и Ливаном на побережье начинались севернее сегодняшней Нагарии, шли вдоль хребта Рош ха-Никра и доходили до южного берега озера Хула. Позже в пределах Палестины оказалась Метула, которую и британцы, и французы ассоциировали с библейским Даном. Так образовался "Галилейский шип", от которого граница шла к Голанским высотам, а оттуда – на юг, западнее Кунейтры до северного побережья Кинерета.
Подмандатные территории как "протогосударства" имели свои флаги и, главное, официальные документы для "граждан". Флаг Палестины был вполне еврейским. Он состоял из двух вертикальных прямоугольников – голубого и белого. На них посредине – желтая Звезда Давида. У всех проживавших на территории Британского мандата в паспорте было написано Citizen of Palestine.
Арабская государственность в Египте, Ираке, Сирии, Иордании была получена шейхами из рук Антанты в обмен на военный союз против Турецкой империи. Позднее, в противоположность политике эмира Фейсала ибн Хусейна, противостояние между евреями и арабами поощрялось шейхами. Руководством же ишува, а потом и государства Израиль, представленным в основном социалистами-интернационалистами, в мировоззрении которых классовая солидарность превалировала над национальной, был взят курс на создание двунационального государства. Но надо признать, что не только левизна определяла эти решения – цивилизованный современный Израиль должен был обеспечить равные права всех гражданам, что в дальнейшем и было отражено в Декларации Независимости.
Когда британский мандат был передан ООН, ее специальная комиссия решила разделить Палестину на еврейское и арабское государства. Члены Арабской высшей комиссии отвергли это предложение. Еврейское же агентство дало согласие, и 29 ноября 1947 года Генассамблея утвердила план раздела территории бывшего британского мандата.
Отказ шейхов принять резолюцию 181 привел к вторжению армий пяти арабских государств с открыто заявленной целью уничтожить еврейское государство. Израиль отстоял независимость тяжелой ценой. Часть арабов бежала, поддавшись на призывы вождей арабских стран (их потомки и сейчас почему-то считаются "беженцами"), а те, которые остались в пределах страны по призыву руководства Израиля, получили равные гражданские права.
С прекращением британского мандата и провозглашением государства Израиль Палестина как термин политический исчезла (привет Googl-у, который давно попахивает антиизраильскими и антисемитскими наклонностями). "Это я палестинка (а не арабы)", - говорила Голда Меир, показывая свое удостоверение личности времен британского мандата, на котором было написано Citizen of Palestine.
Теперь это удостоверение жителя подмандатной территории, возможно, находится в музее, а название в политическом смысле ушло в прошлое. Любопытно, что в дальнейшем арабские деятели утверждали, что "Палестина" – это термин, который придумали сионисты. И только позднее, с помощью "теоретиков" КГБ СССР, руководители нынешней арабской автономии решили называть палестинцами чрезвычайно отличающиеся друг от друга местные группы арабов. Т.е. евреев, которые в определенном количестве непрерывно были на этой территории, назвали "пришельцами" (как не вспомнить исходное слово "плиштим"), а арабов объявили "коренными", но фактически плиштим, т.е. чужестранцами.
На политической карте мира никогда не было государства Палестина – ни арабского, ни какого-то иного. Специалист по арабскому Востоку Б. Льюис: "С конца существования Еврейского государства в древности и вплоть до Британского мандата регион, ныне обозначаемый как Палестина, никогда не был страной и не имел четких границ, только административные пределы".
Палестинская национальная администрация создана как орган арабского самоуправления на части территорий Западного берега реки Иордан и территории сектора Газа. Но в соответствии с заветами Андропова и диссертацией руководителя администрации Махмуда Аббаса 5 января 2013 года последним был издан указ, предписывающий использовать в официальных целях название "государство Палестина".
Концепция "палестинского национального движения" есть фантазия публицистов в Израиле и на Западе, указывал британский специалист М. Кон. Единого арабского палестинского народа, отличающегося по языку, духовной и материальной культуре, социально-политической принадлежности – не было и сейчас нет. Лидер террористов Арафат был египтянином, а арабы, как в разных регионах Израиля, так и на "территориях", имеют между собой весьма мало общего.
Поэтому, вслед за запретом размахивать на территории Израиля флагами террористической организации, представляется реальным предпринять следующие шаги:
- прекратить применять официально и в информационной среде термины "Палестина" и "палестинцы";
- назвать ПНА официально в Израиле администрацией арабской автономии в государстве Израиль, а сектор Газа – временно отдельным террористическим анклавом этой автономии, как есть реально политически и исторически;
- соответственно можно говорить о жителях (не гражданах) арабской автономии в государстве Израиль и жителях временно отдельного анклава Газы.
А термины "Палестина" и "палестинцы" должны окончательно исчезнуть из обихода политиков и остаться темой исследований историков и географов, что может помочь всем вернуться к реалиям, особенно после ожидаемого разгрома террористической организации ХАМАС, и предпринимать следующие правильные политические шаги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий