Райский сад над синим морем
Как называется чудо?
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Бахайское чудо» – так в мире именуют сады на хайфской горе Кармель. Они могли появится только в Государстве Израиль (ля), 75-летие основания которого в эти дни отмечается. Я давно мечтал их своими глазами увидеть. И однажды это у меня получилось. То, что мне открылось, превзошло все ожидания.
С чудесными горами в Израиле напряженка. С одной нисходили заповеди, с другой возносились пророки, третья спасала от жажды, четвертая служила границей между коленами, пятая – местом искушения дьяволом… Что ни гора, то свое ни на что не похожее диво дивное.
Гора Кармель в Хайфе, богатая на древнюю историю, обрела в наши дни еще один к трем имевшимся духовный статус, став всемирным административным и духовным центром бахаистов и местом их паломничества, а заодно шедевром ландшафтного дизайна.
Враз охватить взглядом волшебное пространство в 19 нависших друг над другом террас, каждая шириной от 60 до 400 метров, просто нереально. Но попробовать можно. У подножия горы.
Тем более, что на самый верх приходится взбираться самостоятельно. Но тут – кому как нравится. Реже пешком, чаще на авто. Обычно посещение начинают с главной, десятой террасы, где расположена усыпальница Баба (1819–1850), основателя бахаизма. Храм в неоклассическом стиле, увенчанный 40-метровым куполом, отливающим золотом, – визитная карточка Хайфы.
Строительство храма-усыпальницы было завершено в 1953 году, а сады, сопровождающие его, стали логическим завершением комплекса.
Бахайский сад или бахайские сады – как правильно? Правильно по любому. Как бы ни величали склон горы Кармель, рукотворное чудо неизменно восхищает. Разночтение (сад или сады) возникает оттого, что террас, повторяем, 19, но в целом это детально продуманный и законченный единый комплекс.
Русскоязычные жители поименовали его на свой лад – БаХАЙФский сад, соединив таким образом и географическую точку, и учение бахаистов, и ландшафтный изыск.
Вознесшийся над городом, он наводит на аналогию с висячими садами Вавилона. Что не случайно. Автором проекта является ирано-североамериканский архитектор Фариборз Сахба (кстати, только что отметивший, как и Израиль, свое 75-летие), в котором, что называется, генетически заложено тяготение к изысканным образцам Востока. Комплекс рождался около десяти лет. Бахайские сады, на создание которых было потрачено $250 млн, открылись для посещения в 2001 году, а спустя семь лет, 8 июля 2008 года, были внесены в реестр Всемирного Наследия.
Их назвать бы парковой зоной, но вот как быть с отсутствием скамеек?.. Оно ясно намекает на то, что сады – место для неспешных прогулок и любования красотой, но не для долгого пребывания и, не исключено, трапез, разговоров по мобильному телефону, романтических свиданий. Согласитесь, подобные мини-парти не совсем уместны в садах, которые являются местом паломничества последователей бахаизма.
Выполненные в смешанном восточно-западном стиле цветники, аллеи, газоны, равно как и любое растение или элемент из камня и металла, – рассказ об истории бахаизма. Здесь нет ни единого случайного кустика, камешка, деревца.
Символика каждого элемента в саду понятна исключительно посвященным, в числе которых до 90 постоянных волонтеров-бахаистов и паломников. Огромная территория позволяет им быть незамеченными на террасах, поэтому стороннему глазу кажется, что сады освобождаются от лишних ветвей и увядших лепестков едва ли не мистическим образом.
Со стороны чудится, что волонтеры заняты не рутинной уборкой, а чем-то более серьезным. Похоже, над любой травинкой они беззвучно творят молитву, а растения, откликаясь на произнесенные при сомкнутых губах слова, благодарят людей совершенством линий и цвета.
Какая песня без Байана?
Церемонии посвящения в бахаизм не существует. По этой причине многие склонны считать это учение герметичным, полным тайн и скрытых угроз. В самом деле, достаточно признания Бахауллы в качестве выразителя слова Б-га и отчетливо высказанного желания принадлежать к общине бахаистов, как ты немедленно становишься членом сообщества. (К слову сказать, Бахаулла, проживший 75 лет, будет помянут опять же в мае, в дни празднования 75-летия Израиля).
При этом никаких добровольно-обязательных месячных взносов, непременных в других конфессиях. Все пожертвования в пределах возможностей и желаний. Сумма пожертвований не обнародуется. Нет узаконенных священнослужителей. В каждой локальной общине действует совет из 9–12 человек, которые по очереди осуществляют службу.
Бахаисты живут своим календарем, в котором 19 месяцев по 19 дней. Есть свои праздники, дни траура, время поста, которое длится весь март. Словом, как, впрочем, и в учениях других конфессий, в самой юной религии мира, возникшей в середине XIX века в Персии, собрано решительно все, чтобы стать предметом жарких споров.
Во-вторых, есть в бахаизме идея синтеза всех вероисповеданий, напоминающая знакомый нам лозунг, но несколько отредактированный: «Верующие всех стран, объединяйтесь!» Из-за чего бахаистов называют исполнителями воли «теневого мирового правительства» по части глобализации.
В-третьих, зерно противоречий есть и в самом учении. Бахаисты принимают постулаты мировых религий, но лишь при обязательном условии, что Бахаулла (в переводе с арабского «сияние аллаха»), рожденный Мирзой Хусейни, – мессия новейших времен. Наряду с основателями бахаизма Бабой и Бахауллой почитаются Авраам, Моисей, Будда, Заратустра, Кришна, Иисус Христос, Мухаммад. Каша, потребляя которую всякий находит свое сокровенное зерно.
Каждому свое место
Эта разноликая и пестрая по взглядам на мир компания канонизирована, а их учения, созданные в разные периоды развития цивилизации, синтезированы. Или это религия наподобие лоскутного одеяла, которое каждый тянет на себя, или это вполне гармоничный калейдоскоп. Решается по умолчанию.
Израиль – еврейское государство, в котором находится место не только евреям и арабам, но и многочисленным этническим меньшинствам (около дюжины) со своими представлении о вере. Точно так же и в бахаизме каждому отведено свое место. Оно – комплекс ухоженных мини-садов в кармельском разнотравье. Но в то же время все пророки вместе. Как бы за общим столом, если уместна аналогия с Тайной Вечерей. Ибо эти вроде бы никак не сочетаемые, каждый со своим акцентом в виде необычной формы клумбы, каменного обрамления или скульптуры, мини-сады представляют, как уже говорилось, нечто цельное и достойное восхищения.
Похоже, бахаистов не очень заботит, как оценивает посторонний взгляд необычное содружество пророков от разных религий. Мало волнует их и то, что кто-то усматривает в них исламскую секту, другой – осовремененную эзотерику, а третий и вовсе отказывается признать бахаизм религией.
Насколько продуктивна попытка соединения Торы, Нового Завета, Корана, Бхагават Гиты и других священных текстов? Ясного и объективного ответа быть не может изначально. В конце концов, каждый видит то, что хочет увидеть.
5 миллионов последователей Бахауллы в 188 странах – представители разных народов и выходцы из разных социальных слоев – довольствуются тем, что их ряды ежегодно прирастают на 5 процентов, а части Байана переведены на десятки языков мира.
Об этом напоминают склоны горы Кармель, которая стала и всемирным административным и духовным центром бахаистов, и местом их паломничества, поскольку Бахайские сады включают и скромный, в отличие от златоглавого Святилища, Мавзолей Баба.
Рядом с Мавзолеем гордо восседает бронзовый павлин и сияет оранжевыми плодами апельсиновое дерево, наводя на мысль о том, что, видимо, Баба, душою находясь за пределами бренного мира, телом остается в нем – земном раю.
Имеет смысл напомнить, что Святилище – родом из Европы. Цельные блоки и фрагменты его – в том числе мрамор и гранитные колонны из Италии, купол из голландской черепицы – были на десятках судов доставлены из Старого Света на кораблях. По этой причине Святилище – творение, к которому приложили руку европейские каменотесы и кровельщики.
Творение ландшафтных архитекторов, которое в любое время года являет собой образец сияющей красоты, впечатляет.
Библейский рeмейк
Живописный садовый ансамбль – сам по себе символ поиска чистой любви, упорядоченности и гармонии. Здесь можно встретить фикусы, эвкалипты и кактусы.
Вширь раздавшийся ветвями сикомор приглашает своей тенью и оранжево-желтыми плодами точно так же, как это делал в стародавние времена. В пустынях Ближнего Востока он всегда означал и спасение от жары и от голода, и удовольствие от жизни, и благополучие. В этом значении оно древо обозначено в Библии: «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Цар. 4:25).
О финиковой пальме сказ особый. Ее изображение встречалось на иудейских монетах и до разрушения Второго Храма, но после 70 г. н.э. она стала в глазах римлян символом побежденной, но стремящейся к свободе Иудеи. Поэтому римляне несколько веков планомерно вырубали дерево, словно расправлялись с мечтой порабощенной страны. На той же горе Кармель в музее имени Реувена и Эдит Гехт красуются монеты с пальмами 54-го и 131-го гг. н.э. Оторвав глаза от монет и выглянув в окно, есть возможность сличить чеканную копию с оригиналом в Бахайском саду.
Восток и Запад – вместе и навсегда
Сады совмещают западные и восточные элементы. В облике участков отражены элементы персидских садов: грядки, разбитые в виде различных геометрических форм,
скульптурные изображения орлов, словно парящих над морем
изящные фонтаны,
На других участках можно видеть европейские элементы: мраморные колонны, сосуды с узорами и сюжетными сценками на боках.
Комплекс называют восьмым чудом света. Днем сады смотрятся как зеленые волны, восходящие к небесам, а вечером, когда комплекс подсвечивается огнями, его сравнивают с россыпью бриллиантов в сияющей оправе.
Три цвета Хайфы
С 19-й террасы особенно впечатляет зрелище индустриальной Хайфы – порт. Волны обнимают ее внизу, как сады наверху.
Рокот прибоя задает рабочее напряжение. Цветы (как живые, так и бронзовые), с высоты созерцающие море, – отдохновение от трудов.
В этом уголке Израиля властвуют три цвета: синий, желтый и зеленый. Один переходит в другой.
Море, сияющее отраженной синевой небес. Солнечное марево, растекающееся как апельсиновое варенье. Сады, где листва подчеркивает изысканность плодов.
Каждый метр восхождения к вершине Кармеля наполнен раздумьями о суетном, вечном и непостижимом.
Три цвета – три состояния Хайфы. Они вполне согласуются с тремя мирами, которые указаны на запечатленном в Бахайских садах символе «Баха»: миром людей, миром пророков и обителью Бога.
Отчего бахаисты, появившиеся в Персии, избрали Кармель в качестве всемирного духовного центра? Видимо, рассуждали так: только Израиль, еврейское государство, в котором живут люди разных конфессий, только Священная Земля, место рождения и главных знаков трех мировых религий, способна защитить и последователей бахаизма.
Можно только предполагать, как воспринимают бахаисты восхождение к каждой новой террасе Кармеля, возделанной их трудами.
Но для тех, кто далек от пророчеств бахайских оракулов, это повод для того, чтобы решить для себя, насколько верна знаменитая формула «Красота спасет мир». Стоит только распахнуть глаза, чтобы они насытились рукотворным чудом. Возможно, уже этого довольно, чтобы ощутить себя счастливым человеком, несмотря на 75-летние тяжелейшие испытания, и сказать совершенно искренне: «Да будь благословенная эта земля!»
Александр МЕЛАМЕД. Фото автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий