В США некоторые приходящие в упадок реформистские и консервативные синагоги превращаются в ортодоксальные, чтобы остаться на плаву
Хотя поначалу Митчелл Фридман сопротивлялся этому, он понял, что лучший шанс спасти синагогу, которую он всегда считал «либерально-консервативной», — это превратить ее в «Бейт-Хабад», пишет журналистка «The Times of Israel»Кэтрин Дж. Принс.
В течение 88 лет «Иудейский центр Ховард-Бич» занимал кирпичное здание песочного цвета на тихой жилой улице в Квинсе, всего в четырех милях (6,5 км) от международного аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди. Со временем количество прихожан сократилось, и члены правления, такие как Фридман, начали задаваться вопросом, как долго синагога может оставаться открытой. Тем временем в нескольких кварталах от него искали место раввин Аврохом Рихтер и его жена Зельди. Они открыли «Бейт-Хабад» в своем доме еще в 2003 году, и если когда-то они изо всех сил пытались собрать миньян, теперь они изо всех сил пытались разместить всех внутри во время богослужения. Рихтер не помнит, с кем был установлен первоначальный контакт, но после нескольких встреч с правлением было решено: некогда консервативная синагога станет ортодоксальной.
История синагоги в Ховард-Бич не уникальна. Поскольку количество членов реформистских и консервативных синагог по всей стране сокращается, некоторые советы синагог обращаются к ортодоксальным общинам, в первую очередь к тем, которые связаны с движением «Хабад». Согласно исследованию «Pew Research Center», проведенному в 2020 году, за последние 20 лет закрылись более трети консервативных синагог и одна из пяти реформистских синагог. Кроме того, хотя почти 25% американских евреев считают еврейство важным, только каждый пятый еврей ежемесячно посещает синагогу. Среди многих причин этого членские взносы, которые могут варьироваться от 1500 до 5000 долларов в год, а также различные способы, которые люди сейчас выбирают для выражения своей еврейской идентичности.
Выросший в несоблюдающей семье, Фридман перестал посещать службы после бар-мицвы в возрасте 13 лет. Только когда его собственный сын был готов пойти в еврейскую школу, он и его семья присоединились к тогдашнему «Иудейскому центру Ховард-Бич». Его тянуло в синагогу именно потому, что она не была ортодоксальной. «Я был среди тех, кто выступал против партнерства», — рассказал Фридман. «Причина моего противодействия заключалась в том, что мне было комфортно в синагоге, где не было разделения на мужчин и женщин. Как бы то ни было, я решил дать ему шанс и обнаружил, что, если не считать разделения, в богослужении мало что изменилось. С тех пор я пришел к выводу, что партнерство было правильным, и я продолжаю работать с «Бейт-Хабадом Ховард-Бич».
По словам Рихтера, с тех пор, как возникло партнерство, количество людей, приходящих в синагогу, постепенно увеличивалось. По его словам, каждую неделю на шабатние богослужения приходят от 35 до 40 человек, а по праздникам – не менее 100 человек. Недавнее празднование праздника Шавуот с мороженым, чизкейком и блинчиками собрало около 100 человек. И самое главное, всегда есть миньян. Раввин Йосеф Липскер из Рединга, штат Пенсильвания, тоже может рассказать о схожем случае.
Помимо организации еженедельных шабатних обедов, уроков Торы и других программ, Липскер также работает с выздоравливающими наркоманами в Центре лечения Карон, некоммерческом реабилитационном центре для людей, борющихся со злоупотреблением психоактивными веществами. «Раввин Липскер и его жена проделали замечательную работу по привлечению людей на мероприятия», — заявил Джонатан Саймон, который работал в синагоге до того, как она стала «Бейт-Хабадом», добавив, что праздновать Шавуот пришло около 90 человек. Если вернуться в Квинс, то раввин Эли Шифрин из «Бейт-Хабада Литтл-Нек» рассказал «The Times of Israel» по телефону о том, что его опыт перекликается с опытом «Бейт-Хабада Ховард-Бич». Он направлялся проверить ход столь необходимых ремонтных работ в синагоге. Пока они не будут завершены в 2023 году, прихожане собираются в помещении, предоставленном соседней ешивой «Хар Тора».
Когда Шифрин и его жена Ривка впервые приехали в Литтл-Нек в 2005 году, они проводили богослужения у себя дома. По мере того как число их участников росло, число прихожан в синагоге уменьшалось. «Как-то в праздник Симхат Тора к нам пришел бывший кантор синагоги и увидел, что это место переполнено. Между тем, они изо всех сил пытались держать свои двери открытыми, но безуспешно», — заявил Шифрин. «Это было тело без души. Правление поняло, что единственный способ выжить — это стать ортодоксами».
Многие из основателей синагоги пережили Холокост. По словам Шифрина, хотя они стали менее соблюдающими, они были знакомы с ортодоксальными обычаями. Это помогло убедить сомневающихся. «Я видел себя спасающим еврейскую структуру, но некоторые беспокоились обращении в ортодоксальный иудаизм. Я сказал им, что я здесь не для того, чтобы поглотить вас, а для того, чтобы поднять вас», — вспоминал он. Именно это углубляющееся чувство общности и стремление участвовать в делах как внутри синагоги, так и за ее пределами так ценит житель Говард-Бич Фридман. «Что меня привлекает сейчас, так это то, что после партнерства с «Хабадом» у них, кажется, появилось более сильное чувство общности и семьи», — сказал Фридман. «Я бы все равно назвал себя малособлюдающим, но должен сказать, что мне нравится проводить время в синагоге», — заявил Фридман. «Я ценю это чувство общности и семьи… и ценю дружбу, которую я завел среди своих собратьев – прихожан».
Комментариев нет:
Отправить комментарий