Бандера и евреи
Анатолий Казарновский
Леонид Кравчук, первый Президент Украины, недавно рассказал в интервью о своем отношении к Бандере и Шухевичу:
«О том, что эти герои — преступники, я бы так категорически вопрос не ставил. Я могу оценивать критически и Шухевича, и любого человека, жившего в то время на Украине, и Степана Бандеру. Соответствуют ли их действия (в отдельных, подчёркиваю, направлениях) нормам демократии и международного права во время войны — тут я могу спорить. Но чтобы отнимать у них право называться людьми, которые боролись за независимую Украину, — я этого никогда на себя не возьму», — сказал Кравчук.
По его мнению, Бандера и Шухевич были борцами за независимость. При этом Кравчук отметил, что о формах и методах их борьбы можно спорить1.
Уже более семидесяти лет эти имена напрягают и поляризуют большие массы людей в Украине, Польше, России. Люди помнят. И еще долго будут помнить, может быть, всегда. Никто переселяться на Марс не собирается и мы всегда будем рядом, в поле зрения друг друга. Значит, счеты и вражда отравили нам жизнь навсегда? И чтобы разрядить ситуацию, кому-то из нас придется принудительно исчезнуть? Стоп. Ведь именно такое "решение" прошлых проблем и привело к сегодняшней ситуации!
Все это время то тлеет, то разгорается и переходит в стадию рукопашной конфликт сторонников независимой Украины и их оппонентов. Первым необходимо предъявлять и продвигать свою идеологию, а стало быть, ее носителей и прославлять их как национальных героев и борцов за свободу. А евреи, поляки, русские не могут забыть и простить массовые убийства, учиненные теми же героями, считают их бандитами и требуют официально осудить. Ситуация украинских евреев, кроме того, отягчена тем, что будучи жителями страны, они должны традиционно притворяться в лояльности неприемлемой для них идеологии и последователям Бандеры, кстати, испытавшим недавно методы своего учителя в Донбассе и Одессе так успешно, что тамошние жители вряд ли когда-нибудь согласятся существовать с ними в одной стране.
Ситуация известна своей ожесточенностью. Возможно, Леонид Макарович считает накал конфликта чрезмерным и видит, что это вредит целям сторонников независимости. Его выступление добавляет в ситуацию новый штрих: нежелание больше держать скелет в шкафу, озабоченность тупиком конфликта и намерение то ли его сгладить, то ли разрешить. Скорее, однако, первое, т.к. способ, который он предлагает - спор.
События в Украине мне небезразличны. Более 3 лет тому я высказал свою позицию по поводу установки во Львове памятника Бандере - убийце евреев2. За эти годы конфликт не рассосался, и это вызывает озабоченность не только у Л.М. Надо делать следующий шаг.
В отличие от Л.М. я не считаю спор способом разрешения конфликта. Самое большее, чего можно достичь в споре - это компромисс, т.е. согласие сторон на частичное достижение своих целей. Но это вынужденное, а потому временное, неустойчивое решение. Обычно же результатом становится еще большее взаимное ужесточение, прямо ведущее к силовым действиям, либо, не располагая достаточными средствами принуждения, стороны откладывают решение. Проходит время, одна из сторон усиливается и обнаруживает, что может полностью добиться своих целей - хоть дипломатическим путем, хоть силовым. И закрывает конфликт без всяких споров. Далее, со временем может усилиться сторона, цели которой были ущемлены, и потребовать реванш. Конфликт становится бесконечным. А может, Л.М. так и задумал?
Мне кажется, если бы Л.М. мог снять мундир бывшего Президента, он высказался бы резче и определеннее: ведь он считает бандеровцев борцами за независимость и в то же время "как бы" признает их преступниками, считает их героями и в то же время "как бы" вынужден оправдывать их преступные действия неуклюжими отговорками. Конечно, он выражает мнение части украинской элиты (которая отличилась низким уровнем морали и интеллекта, и потому мнение невнятное) и я хотел бы надеяться, что большинство украинцев его не разделяет.
Во времена президентства Л.М. и позже я жил в Украине и не упомню, чтобы кто-то обвинил Президента во лжи. Не думаю, что Л.М. с тех пор сильно изменился, особенно на фоне сегодняшних первых руководителей - чемпионов лапши на уши. Так смените, уважаемый, мундир на пиджак гражданина свободной, самостоятельной Украины, и давайте ясно и недвусмысленно скажем всему миру:
Да, Бандера, Шухевич и т.д. боролись за независимую Украину как герои, не щадя своей жизни. Слава им!Да, Бандера, Шухевич и т.д. организовывали погромы евреев, поляков, русских, немало в этом преуспели, их руки в крови невинных людей. Позор преступникам!
Эти утверждения нерасторжимы по происхождению и несопоставимы по какой-то общей мере - не придумали еще соответствующих шкал; искать "пропорции" между ними (на 20% - герой, на 80% - преступник?) бессмысленно. И общего ответа на вопросы, как понимать и как употреблять эту пару, тоже нет, каждый должен искать ответ сам.
Публично признать факты всеми сторонами, значит на деле уважать свою историю, как бы ее ни корежил в свою пользу очередной режим. Честь (честность) нации состоит, на мой взгляд, в том, чтобы не отвернуться от своей истории, принять, какой она есть - героическая или позорная - научиться жить с этой двойственностью как своей судьбой и извлекать уроки, чтобы впредь не ошибаться. Потому что история не где-то вне нас, история - это мы сами, от себя отречешься - создашь катастрофу, уже много раз проверено. Это не так уж затратно сравнительно с внутренней животной враждой, реками крови и ненавистью окружающих народов.
Честное отношение к себе заслуживает уважения и говорит о здоровье нации.
Так мне кажется.
А что могли бы сделать евреи Украины, чтобы утвердить настоящую, безусловную реальность? Например, поставить рядом с памятниками Бандере памятники жертвам его антисемитизма. С упоминанием имени героя. И только, рядом. То же самое могли бы сделать поляки и русские. Ведь, Л.М. утверждает, что памятники - не приказы из Киева, а местная инициатива. Если так, пусть инициатива будет двухсторонняя.
Такого рода послание потомкам мы должны оставить.
***
Одно из оправданий Бандеры строится на том, что лично он в убийствах не участвовал. В связи с этим, вспомнил прецедент, связанный с делом Эйхмана в Иерусалиме в 1960: его защита выставила тот же аргумент.
В 2014 была у меня переписка с одним профессиональным киевским историком. Он считал недоказанным, что украинские военные подразделения, которые немецкое командование прислало в Киев, расстреливали людей в Бабьем Яру, они «только гнали» евреев к Яру и «помогали» им раздеваться перед казнью. У меня не было доказательств обратного. Но на этом основании он утверждал, что обвинение украинцев в убийстве евреев - ложь.
Это наш современник. Образованный человек почетной профессии. Казалось бы, как профессионал он мог бы учесть заключение суда в Иерусалиме специально к данному случаю:
«… степень, до которой любой из множества преступников был далек от подлинного убийцы жертв, ничего не значит, когда речь идет о его ответственности. Напротив, в целом степень ответственности возрастает по мере отдаления от человека, который своими руками использует орудие смерти»4.
Может быть, он про Эйхмана ничего не знал. А может, выполнял заказ на продвижение "правильной" идеологии и ему хорошо было в мире лжи (поиск реальности намного труднее).
Мне кажется, в мире подлинной реальности, где не надо притворяться шлангом и взаимно вешать лапшу, чтобы скрывать свою иррациональность, всем нам было бы легче дышать. И в организме накапливалось бы больше кислорода, а не иррациональностей. И, стало быть, при разрешении конфликтов мозги работали бы продуктивнее и вернее.
1. Кравчук рассказал о своём отношении к Бандере и Шухевичу. Это краткий текст интервью. См. полный текст по приведенным в сообщении ссылкам.
2. А.Казарновский. Зачем поставили памятник Багдере во Львове?
3. Национализм приемлем пока не превращается в нацизм: нацию пытаются консолидировать не за счет собственных усилий, прежде всего, интеллектуальных (именно из собственных усилий может родиться Национальная идея), а так сказать, малозатратным "сравнительным" путем - опусканием других людей: в 3-м Рейхе - евреев, противников режима, "неполноценных", а потом и население оккупированных стран; в СССР - опять евреев, "иностранных шпионов, предателей"; в сегодняшней РФ модно опускать "Западный мир", как у исламсих народов - "неверных"- это уже крайне параноидальный вариант нацизма. Позитивные национальные идеи бывают у национализма, у нацизма - это всегда болезненные Сверхценные Идеи (СЦИ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий