Был ли Исход? Израильский ученый едет в Египет, чтобы показать, что это было реальное событие
Каждый год несколько недель миллионы евреев, собравшихся в синагогах по всему миру, читают об Исходе из Египта, одном из основополагающих моментов еврейской истории и идентичности на протяжении тысячелетий, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Росселла Теркатин.
Однако библеисты и, особенно, археологи, в большинстве своем скептически относятся к тому, что повествование с точностью отражает исторические события. Они указывают на отсутствие археологических свидетельств в Египте или в других местах, упомянутых в истории, а также на отсутствие сведений об этом вне самой Библии. Однако по словам профессора Иошуа Бермана с библейского факультета Залмана Шамира Университета Бар-Илан, некоторые из его коллег совершают фундаментальную ошибку: они ищут доказательства Исхода в Египте, вместо того, чтобы искать следы египетской культуры в Торе, Пятикнижие Моисеевом. «Тора пропитана египетской культурой и ее реакцией на нее», — заявил Берман. «Что я нахожу невероятно захватывающим, так это то, насколько Тора знакома с египетской культурой, предполагая, что евреи действительно были в Египте, и они были там долгое время. Но также и то, как Тора взаимодействует с этим материалом, называют культурной апроприацией — когда люди используют пропаганду своих угнетателей и делают ее своей», — подчеркну он.
«Г-сподь вывел нас из Египта рукою крепкою, мышцею простертою и силою устрашающею, и знамениями и предзнаменованиями», — говорится в стихе из книги «Дварим», описывающем Исход. Выражение «крепкая рука и простертая мышца» встречается в Библии несколько раз, но только в контексте Исхода. Берман заметил, что это не случайно, так как подобные восхваления использовались и в Египте. «Когда мы смотрим на надписи периода Нового царства, между 1500 и 1200 годами до н.э., примерно в период порабощения, эти выражения обычно используются для описания фараонов и их побед в битвах, например: «Фараон победил ливийцев могучей рукой»», — рассказал он. Этот образ использовался для обозначения фараона именно в это конкретное время. Это делает маловероятным, что евреи или более поздние библейские авторы знали об этом столетия спустя, сказал Берман.
Еще одна связь между битвой с хеттами и историей Исхода заключалась в том, что хетты изображены убегающими в реку. Кроме того, после победы войска Рамзеса поют посвященную ему хвалебную песнь. «В книге «Шмот» евреи также поют хвалебную песнь Б-гу, и слова очень похожи», — рассказал Берман. «Например, Рамзес описывается как испепеляющий своих врагов, как мякину, как солому, и израильтяне также говорят, что Б-г испепелил их врагов, как солому. Других текстов с подобным образом на древнем Ближнем Востоке нет».
Сам Берман исследовал эту тему в течение последних 10 лет. В прошлом году он, наконец, смог осуществить свою мечту и посетить Египет и различные места, связанные с этой темой. 17 января он снова отправился в Египет в специальную 10-дневную кошерную поездку, чтобы посетить те же места. «Я подумал, что было бы здорово привезти религиозных евреев посмотреть, где были порабощены их предки», — заявил он перед поездкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий