Польский синдром
Закон о реституции, принятый польским сеймом 24 июня, вызвал возмущение в Израиле и еврейских общинах мира, но никого не удивил. Польша уже не в первый раз демонстративно снимает с себя ответственность за все, что происходило на территории страны в годы Второй мировой войны. Премьер-министр Матеуш Моравецкий недавно заявил, что его страна не собирается платить за преступления Германии и возмещать убытки пережившим Холокост.
По приблизительной оценке, утверждение нового закона приведет к закрытию 90% дел по возврату недвижимости, экспроприированной нацистами или коммунистами. Основные пострадавшие – потомки жертв Холокоста и евреев, покинувших Польшу в разгар антисемитской кампании 60-х годов.
Разумеется, самый болезненный вопрос - ущемление прав людей, чьи предки погибли в нацистских концлагерях и гетто. Дело даже не в деньгах, а в девальвации памяти, в стремлении целой страны вычеркнуть из своей истории трагедию, которая произошла с ее еврейскими гражданами. Эту цель власти Польши преследуют уже не первый год, рискуя испортить отношения и с Израилем, и со своим близким союзником США, и с партнерами по Евросоюзу. В обществе это вопрос вызывает споры, но в целом население страны поддерживает такой подход. Большинство поляков уверены, что они и так заплатили евреям слишком много и пора на этом остановиться. Тем более, как неустанно повторяет официальная пропаганда, Польша ни в чем не виновата.
В 2018 году в стране вышел закон, запрещающий возлагать на польский народ вину за уничтожение трех миллионов евреев и даже просто использовать выражение «польские лагеря смерти». За подобное правонарушение предусматривалось наказание до трех лет тюрьмы. В итоге между Польшей и Израилем разразился дипломатический скандал, который еще усугубился после того, как несколько израильских политиков обвинили поляков в антисемитизме и сотрудничестве с нацистами.
Считается, что поводом для появления такого закона стала книга историка Яна Томаша Гросса "Соседи: История уничтожения еврейского местечка" и, в частности, фраза о том, что в годы войны поляки убили больше евреев, чем немцев. В 2016 году против автора, живущего в США, польскими властями было выдвинуто обвинение в оскорблении польского народа. Другие польские историки, изучающие Холокост, Ян Грабовский и Барбара Энгелькинг, признаны виновными в клевете за свою книгу "Ночь без конца. Судьбы евреев в некоторых районах оккупированной Польши". И хотя уголовное наказание за такие «преступления» отменено, польские власти борются с любой попыткой призвать нацию к раскаянию и покаянию за события Холокоста. В польских СМИ и школьной программе события Второй мировой войны преподносятся как история героической борьбы с немецкой оккупацией, в ходе которой поляки, рискуя жизнью, массово спасали своих еврейских соседей.
В последнее время набирает силу новая тенденция – представить поляков такими же жертвами нацистов, как и евреи. Образ страдающей Польши - благородной жертвы агрессивных соседей популярен в стране с давних времен. Сегодня его культивируют правые политические организации и различные фонды вроде «Польской лиги против диффамации», которые пользуются поддержкой правительства. С точки зрения этих кругов, новый закон о реституции защищает простых граждан от потери имущества, и Израиль поступает несправедливо, пытаясь помешать этому благому делу. Некоторые правые идеологи уверяют, что израильские политики просто зарабатывают популярность у своих избирателей, высказывая антипольские взгляды.
Однако главная причина польского демарша - не уязвленное национальное самолюбие, а примитивная корысть. Ни отдельным людям, ни властям не хочется признавать, что они наживаются на краденом. Стоимость недвижимости, которая когда-то принадлежала евреям, исчисляется десятками миллионов евро. Миллионы поляков живут в бывших еврейских домах, владеют бывшим еврейским имуществом, занимают бизнесом, в котором были особенно успешны евреи. Страх возвращения законных хозяев переходит из поколения в поколение, порождая антисемитизм на всех уровнях – от простого народа до руководителей государства. Чтобы не отдавать евреям то, что принадлежит им по праву, их предпочитают называть жадными и неблагодарными иждивенцами, которые торгуют памятью своих предков. В какой-то мере здесь даже имеет место зависть, не случайно Польша тоже пыталась претендовать на компенсации от Германии.
Но все было бы слишком просто, если бы дело было в одной только Польше и в природном польском антисемитизме, о котором упоминал в свое время Ицхак Шамир. Хуже всего, что польские власти и анонимные комментаторы интернет-новостей говорят вслух то, чего не осмеливаются сказать, но о чем думают очень многие жители Европы: «Сколько можно платить евреям и извиняться перед ними? Даже если мы были им что-то должны, эти долги давно погашены. Пора обо всем забыть».
Такие настроения год от года усиливаются даже в Германии, чья вина перед еврейским народом, казалось, стала частью национального характера. Все больше немцев были бы рады избавиться от этого комплекса вины. Пока невозможно представить себе, чтобы Германия приняла закон, ограничивающий реституцию, или оспорила компенсации евреям, пострадавшим от нацизма, – но только пока. Польский синдром дает легитимацию новой волне антисемитизма, и в мире всегда найдется немало желающих ее подхватить. Пример Польши может оказаться заразительным, и совсем не исключено, что на этой вредоносной почве где-нибудь родится новый Гитлер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий