Реквием Анны Ахматовой не по умершему человеку, а по умершей стране
Ре́квием (от латинского requie s «покой», «упокоение») — заупокойная месса, которая сочинялась на смерть конкретного человека, принадлежавшего к католической церкви. Название реквием в качестве траурной оратории возникло от слов «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи») которыми начинаются реквиемы в католичестве.
Реквием Ахматовой совершенно иной. Её реквием посвящен не смерти определенного человека, а смерти народа, на языке которого она писала и говорила. Реквием Ахматовой написан на смерть Великой Страны, которая была превращена в земной ад. Реквием Ахматовой является заупокойной мессой Великому Городу, который Ахматова покинуть вместе с миллионами беженцев от большивизма не хотела и не могла, потому что считала себя его жрицей (и была ею, и стала ею). Реквием Ахматовой был создан как месса по порядочности и чести, которые в государстве победившего пролетариата уничтожались и убивались, а слово милосердие (я это отчетливо помню) вслух было страшно произносить. Реквием интеллигентности и достоинству человека. Реквием чести и совести. Реквием человеческим душам в мире, в котором добро и зло поменяли местами. Месса Ахматовой проникнута ужасом ада, в который был превращен город и Советское Бытиё, похожее на смерть большее, чем на живую жизнь.
Реквием Анны Ахматовой - это реквием по живым, живущим в царствии мёртвых. Реквием загробному миру, который был выстроен на Земле.
Написанный в годы Большого Террора «Реквием» поэтесса хранила в памяти семерых человек, которые друг о друге не знали. Так, словно она проживала в эпоху до изобретения письменности. Каковой, безусловно, являлась не только Сталинская, но и Брежневская, и Андроповская Страна. В которой за положение на бумагу самых гуманных слов, за выражение сочувствия, сострадания или малейшего несогласия с громогласно победоносным происходящим полагались концлагерь и смерть. Или в так называемые вегетарианские времена - психушка, в которую помещали нормальных, чтобы превратить в психов, а лечение проводили умалишённые.
Реквием по усопшему слушают - само собой разумеется - живые люди. Реквием Ахматовой является реквиемом по живым. Которые ходят по улицам, разоблачают врагов или оказываются разоблаченными. Реквием Ахматовой о тех, кто сидит в зале и слушает её реквием. Являясь жертвой, в которой человеческое уничтожено, или же палачом, которые ни в СССР, ни в послесоветской России наказаны не были. А процветать и повелевать продолжают.
Реквием Анны Ахматовой о нечеловеческом мире, в котором загробная жизнь существует до гроба. Потому что загробной жизнью живут те, кто хоронят.
Вышла ли Держава, о которой написан Ахматовский Реквием, и люди, её населявшие, из потустороннего мира, по которым, как по умершим, исполняется Реквием в православной, или якобы православной, стране? Отрицательный ответ на этот вопрос вовсе не очевиден.
Юрий Магаршак
человек, который родился и вырос в Державе, которой Великая Поэтесса написала Заупокойную Мессу
Ахматова Анна Андреевна
РЕКВИЕМ
Комментариев нет:
Отправить комментарий