Прочел восторженное описание красот Западной Европы одного израильского журналиста. Яркое, искреннее описание. Причем журналист этот постоянно подчеркивал, насколько он близок культуре Запада и чужд реалий Востока и Юга. Израиль, при этом, он осторожно трогать не стал, хотя и упомянул вскользь "занудные, чужие песни". И вспомнил я один хмельной разговор с другим гражданином Израиля. " Не ври, - сказал он мне, - что пальмы тебе дороже берез, а хамсин, будь он проклят, тебе больше нравится питерской, ненастной погоды. Я прикидываться патриотом, в отличии от тебя, не намерен. Мне тепло родного гнезда, где родился, всегда дороже места, куда был вынужден улететь".
Тогда, помню, не стал спорить и доказывать, что путает он "хрен с редькой". Ну, люблю я березы и осины, а к пальмам и к кактусам равнодушен. Этой, израильской зимой наслаждался прохладой и дождиками, камни родного Петербурга дороги мне и любимы. И культура, в которой вырос и воспитан, - мой воздух, моя атмосфера, без которой я - не я. Всё так, если бы не ясное сознание смысла ИСХОДА, бегства из прекрасного рабства галута, в котором мы все выросли, сознание благости неизбежного ВОЗВРАЩЕНИЯ не к "горшкам с мясом", а туда, о чем может помнить лишь память сердца, если оно у тебя - еврейское. Я дома. Я оказался, наконец, ДОМА, вопреки чужим деревьям, горячим камням пустыни, удушающей жаре и даже занудным песням, которые, если честно, тоже терпеть не могу. Я вернулся к своим прапрадедам и прапрабабкам, вернулся в тот мир, который оказался глубже, мудрей, увлекательней, чем все прелести той культуры, в которой вырос. Моему приятелю, хоть он и репатриировался за 20 лет до меня, не приходило в голову, что Израиль - это не только пальмы и фалафель. Это бездна еврейской, религиозной культуры, традиция, история страны. Он не нашел в себе сил на труд постижения всего этого. И, по сути, остался гостем Еврейского Государства. Да и сам сионизм всегда был для него пустым звуком.
Читал восторги упомянутого журналиста и вспомнил о его левых взглядах "гражданина мира". Таким же леваком был и мой приятель - ненавистник пальм. Видимо, в этом и есть главная причины современного левачества в Еврейском Государстве. Думаю, что и тогда, когда бывшие рабы египетские переступили границы Ханаана, - они, леваки, были в наличие. Были те, кто не смог почувствовать себя дома. Там, куда они были занесены случайным ветром или охотой к перемене мест. И за кружкой вина с тоской вспоминали бедняги о тогдашнем галуте, о могучем, плодородном Ниле, и о прекрасных, великих пирамидах... При этом забывая о рабских цепях, тяжком, подневольном труде и участи презираемых изгоев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий