Найдены протоколы суда над «евреем Зюссом»
В городском архиве Штутгарта (Германия) израильский историк, профессор Яир Минцкер нашел настоящее сокровище: сто ящиков с 30 тысячами рукописных страниц, документирующих один из самых известных судебных процессов в еврейско-немецкой истории. Изучение материалов раскрыло перед ним протоколы судебного процесса по делу «придворного еврея» нескольких германских князей Йосефа Зюскинда Оппенгеймера, известного как «еврей Зюсс», который был казнен триста лет назад и с тех пор стал символом судьбы еврейского народа.
В декабре книга, которую написал Минцкер на основе архивных данных, была признана одной из лучших исторических книг 2017 года и включена в рейтинг газеты «Файнэншл таймс». Книга «Множество смертей еврея Зюсса: судебный процесс и казнь придворного еврея в XVIII веке» была опубликована на английском языке издательством Принстонского университета, где преподает Минцкер, и рекомендована популярной британской газетой «для обязательного чтения».
Оппенгеймер — одна из самых важных фигур в истории антисемитизма. Он родился в городе Гейдельберге в Германии в конце 17-го века, был личным банкиром нескольких немецких князей и в 1733 году переехал в Штутгарт, где был «придворным евреем» (экономическим и политическим советником) вюртембергского герцога. Следующие четыре года были для него весьма успешными, однако завершились катастрофой: герцог неожиданно скончался, и Оппенгеймер остался один в окружении врагов. Сразу после этого он предстал перед судом, был признан виновным в совершении сомнительных преступлений, включая взяточничество и измену, и в 1738 году повешен в присутствии нескольких тысяч человек. «Уже во время судебного процесса стало ясно, что на чашу весов были положены не преступления, якобы совершенные Оппенгеймером, а его близость к герцогу, накопленное им большое богатство и его неудачная попытка войти в христианское общество равным среди равных», — рассказал Минцкер в беседе с журналистами «ХаАрец».
В XIX и XX веках история еврея Зюсса превратилась в метафору трагической истории евреев Германии, которые пытались стать равными гражданами, однако проявляли политическую слепоту и надменность, страдая от жестокой судьбы. Его образ вдохновил Лиона Фейхтвангера к написанию в 1925 году знаменитого романа «Еврей Зюсс», а в 1940 году — Йозефа Геббельса, по указанию которого был снят одноименный пропагандистский антисемитский фильм.
«Несмотря на то, что еврей Зюсс является одной из ключевых фигур в истории антисемитизма, исследовательская литература по этой теме вызвала у меня большое неудобство», — сказал Минцкер в ответ на вопрос о предыстории написания книги.
«Создается впечатление, что люди живут вне истории. Большая часть литературы занимается тем, каким образом передавался рассказ об Оппенгеймере спустя годы после его казни, в то время как книги и статьи, которые действительно касаются истории его жизни, насыщены обобщениями и не основаны на свидетельствах того времени».
Одной из самых удивительных вещей для Минцкера было то, что до написания им книги никто не приводил слова людей, которые приговорили Оппенгеймера к смерти, или слова евреев из его близкого окружения. Минцкер был первым, кто опубликовал эти материалы, найденные в немецком архиве. «Я обнаружил десятки тысяч страниц со времени судебного процесса над Зюссом, проливающих свет на его жизнь, и, особенно, на общество, в котором он жил. Огромное количество материалов меня поразило», — сказал профессор Минцкер.
После того, как Оппенгеймера приговорили к смертной казни, была предпринята попытка обратить его в христианство. «Немедленно в его комнату пришли священники, которые попытались отвратить еврея от его веры», — говорится в одном из документов. Однако Зюсс не предал иудаизм. «Святой Йосеф Зюсс упал на колени, поднял руки и с чувством произнес: «Господа! Освободите меня от того, что вы хотите от меня потребовать. Возвращайтесь домой. И, поскольку у меня осталось не так много времени, чтобы примириться с моим Богом, благословен Он и благословенно Его имя, прошу меня больше не беспокоить».
Минцкер также упомянул нынешнего «придворного еврея» Джареда Кушнера, зятя президента США Дональда Трампа и его высокопоставленного советника. «Придворные евреи» — это трансисторическое явление. Это было верно во времена Оппенгеймера и, при всех различиях, так же верно и в наше время», — пояснил профессор Минцкер. По его словам, сравнение, проведенное в последние месяцы несколькими американскими интеллектуалами между Кушнером и историческими «придворными евреями», «подходит, как перчатка к руке».
«Кушнер пришел из финансовой сферы. Он очень близок к властителю, его официальная должность не совсем понятна, и он действует на благо евреев внутри придворного общества, а не через обычные американские институты демократии», — сказал Минцкер. Какова будет его судьба, если Трампа свергнут? Этим вопросом займутся историки следующего поколения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий