В ожидании мессии.
Борис Гулько
Иудаизм даёт
еврею чёткие жизненные инструкции – что можно есть, когда и как праздновать,
когда и где молиться, правила интимной жизни. Но информацией – как
организовывать государственную жизнь – не снабдил. В Торе Всевышний разрешает –
если мы захотим: «Поставлю над собой царя, как все народы, окружающие
меня, – непременно поставь над собой царя» (Второзаконие 17:14-15). Но когда
евреи пришли к пророку Шмуэлю с просьбой о царе, Всевышний нас за это осудил.
Он объяснил Шмуэлю: «Не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над
ними» (8:8).
Отсутствие
инструкции «правильной организации» общества означает, догадываюсь, то, что
такой «правильной организации» просто не существует. Вернее, она существует, но
обусловлена приходом мессии. Другими словами – если мы замечаем, что наше
общество сорганизовано идеальным образом – это знак, что наступили мессианские
времена, и мессия – среди нас.
Вера в приход мессии
– один из 13-ти принципов веры, сформулированных Рамбамом. В общем, это вера в
приход светлого будущего. В частности же – нет другой доктрины, принёсшей
евреям столько бед.
В начале нашей
эры евреи Иудеи твёрдо верили, что пришло время мессии. Некоторые приняли за
такого плотника из Назарета, обещавшего наступление светлого будущего
немедленно: «Истинно вам говорю, что нынешнее поколение не исчезнет, прежде чем
исполнятся все эти слова» (Марк 13:30). Прошло поколение (если считать, что
распятие Иисуса случилось в 33-м году), и евреи, обнадёженные верой, что
мессианское время настало, устроили восстание против Рима (68-70й годы),
стоившее нам Храма, Иерусалима и 18-ти веков рассеяния. Следующим серьёзным
кандидатом в мессии был турецкий еврей Шаббатай Цви, вдохновивший еврейский мир
обещаниями, но обескураживший в 1666-м году своим переходом в ислам.
После таких
провалов мистических мессианских движений евреи создали рациональное
мессианство. Внук раввина Карл Маркс составил подробную секулярную инструкцию
построения светлого будущего. Главное новаторство Маркса: интернациональный
характер его мессианства, касающегося всех народов.
Евреи мира с
энтузиазмом приняли мессианский проект Маркса. Первой попыткой его реализации
стал российский эксперимент. Еврей Троцкий успешно организовал в 1917-м году
октябрьский переворот, создал Красную армию, привёл её к победе в Гражданской
войне и передал власть двум мессиям (концепция о двух мессиях есть в иудаизме.
У христиан – там два пришествия одного). Мессиями марксизма выпало стать Ленину
и Сталину. Строить светлое будущее в СССР прибыли евреи из Европы и Америки,
даже из Палестины. Остальные горячо переживали за успех предприятия.
Окончанием
еврейского участия в построении светлого будущего в СССР стал 1937-й год, когда
Сталин попросту поубивал мессианских евреев-социалистов. В США секулярные евреи
оставались приверженными марксовой версии мессианства.
Недавно один из
них едва не стал президентом. Только жульничество руководства демократической
партии, желающей видеть мессией чернокожего, женщину или кого-то из
секс-меньшинств, но не еврея, не позволило социалисту Берни Сандерсу повести
страну в светлое марксистское будущее.
Взгляды
американских евреев отражает социологический опрос, проведённый моей 9-летней
внучкой Нессой. Она сообщила мне, что её соученики в еврейской школе (это
значит – их родители) считают, будто лучшим президентом для США был бы не Трамп
или Хиллари, а Сандерс.
Однако не
следует считать, что все американские евреи непроницаемы для опыта. В 70-е годы
Ирвинг Кристол сформулировал новую идеологию – нео-консерватизм – как он назвал
взгляды «либералов, вернувшихся из мира грез к реальности». В книге «Две
похвалы капитализму» Кристол признал, что капитализм заслуживает благодарностей: за то, что «он
работает в простом, материальном смысле этого слова», и за то, что он
«соответствует понятию личной свободы». Однако для капитализма «неокона»
Кристола требовался ещё моральный посыл. Кристол настаивал, что для сохранения
современной демократии любая экономическая философия нуждается в расширении
«политической философией, моральной философией и даже религиозной мыслью».
Золотым
временем нео-консерватизма стали 8 лет президентства Рейгана, принявшего новую
идеологию. Экономические успехи США дополнились идейным торжеством демократии за
рубежом – над доктриной социализма, и освобождением восточноевропейских стран
от кабалы марксизма. Успех был столь оглушительным, что сменщик Рейгана
Буш-старший провозгласил наступление «Нового мирового порядка» – торжества в мире демократии и капитализма, а
Френсис Фукуяма написал книгу о конце истории. Казалось, мессианские времена
настали.
Разрешать все
мировые проблемы по калькам нео-консерватизма предложил и Натан Щаранский в
своей книге «В защиту демократии», произведшей большое впечатление на
президента Буша-младшего. «Демократии не нападают друг на друга» – повторял
Щаранский в своих многочисленных интервью на американском ТВ.
Это так, если
речь идёт о Бельгии с Голландией. Но когда Америка попыталась решить проблемы
Афганистана и Ирака в соответствии с найденным секретом нео-консерватизма,
оказалось, что демократия для исламских стран – что проповедь вегетарианства в
волчьей стае.
Столь же
провальной стала попытка президента Обамы вдохнуть жизнь в идею исламской
демократии, сменив в Египте союзника США Мубарака на «демократов»
Мусульманского Братства. Щедрый Обама поддержал «Братьев» полутора миллиардами
американских денег, но египтяне свергли обамовских «демократов». Стало очевидным, что идеология
нео-консерватизма для мусульманских стран провалилась.
Формальным
завершением нео-консерватизма стала победа на последних выборах Дональда
Трампа, отвергшего это мессианство для внешней политики США и провозгласившего
приоритетом своего правления национальные интересы страны.
Неоконы впали в
панику. Редактор Weekly Standard сын Ирвинга Кристола Уильям, главный
внешнеполитический обозреватель WSJ Бретт Стивенс и их единомышленники создали республиканское
движение «Только не Трамп» и объявили, что предпочитают иметь президентом
Хиллари. То есть они предпочли бы, чтобы США пошли по пути Венесуэллы, но не
отказались от идеализма в своей внешней политике. Антитрамповскую позицию занял
интеллектуальный журнал консервативных евреев Комментари. Самый популярный
колумнист Америки Чарльз Краутхаммер в двух еженедельных колонках перед
выборами сообщал, что не будет голосовать ни за одного из главных претендентов,
то есть, фактически тоже поддержал Хиллари, по опросам побеждавшую. Такую
позицию политолог Давид Голдман назвал «одним из самых странных и глупых
эпизодов в политической истории евреев». Он к месту процитировал Ирвинга
Кристола: «Евреи по сей день продолжают сочетать почти патологически интенсивный
интерес к политике с, казалось бы, столь же интенсивной склонностью к
политической глупости, часто переходящей в сферу политического самоубийства».
Президент Трамп
– наиболее дружественный к Израилю американский лидер за всю историю еврейского
государства. Сейчас, если израильтяне не скинут своё правительство мелочными
дрязгами о выпитом четой Нетаньяху розовом шампанском и выкуренными ими
сигарами, и не погрязнут в очередных выборах, они смогут похерить губительную
для Израиля идею «двух государств для двух народов», распространить израильский
суверенитет на «зону С» в Иудеи и Самарии, то есть на земли, не занятые
арабскими городами и деревнями, иметь посольство США в Иерусалиме.
Является ли мессией
президент Трамп? Ведь мессия не обязательно должен быть из евреев. Пророк Исайя
(45:1) предсказал мессию Кореша (в наших
школьных учебниках почему-то звавшегося неприличным в персидском языке именем
Кир). Царь Кореш, завоевав Вавилон, действительно позволил евреям вернуться из
изгнания в Землю Израиля и повелел им отстроить разрушенный царём Вавилона Навуходоносором
Храм. Вполне достаточно для нееврейского мессии.
Трамп –
христианин, последователь оптимистического учения преподобного Нормана Винсента
Пила, изложенного в книге того «Сила позитивного мышления». Имея евреями дочь и
внуков, он является естественным мостом между американским сионизмом (так
звалась идеология создававших страну пуритан) и еврейским, между, словами
Авраама Линкольна, «почти избранным народом», и совсем избранным.
Трамп обещает
сделать многое для Америки. Если в то же время он поможет нам инкорпорировать в
еврейское государство наши наследственные земли Иудею и Самарию, вернёт в мире
статус Иерусалиму как вечной столицы евреев, готовой к возведению Третьего
Храма, он вполне заслужит чести считаться нееврейским мессией. Как персидский
царь 6-го века до н.э. Кореш.
Если же этого
не произойдёт, то мы продолжим ожидать прихода мессии. Ведь вера в его приход –
один из 13-ти принципов веры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий