Adolf Hitler Street
в Америке
в Америке
"Ибо близок день (суда) Господня над всеми народами;
как поступал ты, так поступят с тобой;
то, что заслужил ты, обратится на голову твою"
Пророк Овадия (1:15)
как поступал ты, так поступят с тобой;
то, что заслужил ты, обратится на голову твою"
Пророк Овадия (1:15)
Американцы не любят вспоминать историю антисемитизма в своей стране. После Второй мировой войны и Холокоста это превратилось в постыдное прошлое, о котором лучше не упоминать. Американские евреи тоже не любят об этом вспоминать: ведь то, что случилось раз, может при определенных обстоятельствах повториться.
Прилично говорить, что еврейская иммиграция из Европы стала благословением для Америки. Вспоминать о том, что вместе с евреями из Европы пришел в Америку и европейский антисемитизм, неприлично.
Специалисты, изучающие историю антисемитизма в Америке, после долгих споров пришли к согласию, что антисемитизм в этой стране всеобщего равенства возможностей и равноправия перед законом был всегда, хотя в разные периоды отличался по силе и формам проявления. Важно отметить при этом, что в Америке антисемитизм никогда не достигал европейского накала, никогда не инспирировался правительством и никогда не был отражением государственной политики.
Старые времена, когда число евреев в Америке исчислялось единицами, не являются предметом рассмотрения в данной статье. И всё же следует отметить, что антисемитизм проявился уже в первом документированном случае прибытия группы евреев в Америку в 1654 г. Тогда еврейских жителей было всего 12, но, тем не менее, группа из 23 человек, бежавших на корабле из Бразилии, натолкнулась на отказ голландского губернатора Нового Амстердама Питера Стайвесанта впустить их на подвластную ему территорию. Однако евреи обратились к правительству Голландии, которое приказало Стайвесанту изменить свое решение. Позднее британцы отобрали у Голландии эту территорию, Нью-Амстердам превратился в Нью-Йорк, но для евреев определенные ограничения в правах остались, в том числе запрет на профессии – такие, как юриспруденция, медицина, искусство и ряд других. Ограничения существовали вплоть до принятия Конституции в 1776 г. Но еще до 1790 г. в ряде штатов существовал запрет евреям баллотироваться на выборные должности в управлении, а в таких штатах как Род Айленд, Северная Каролина и Нью-Хэмпшир участие евреев в политической жизни наталкивалось на запреты вплоть до середины 19-го века. Не помогла даже колоссальная помощь отдельных евреев в революции и в победе над британскими колониальными войсками и многократно публично выраженная благодарность евреям со стороны первого президента США Дж. Вашингтона. Несмотря на героическое участие евреев в Гражданской войне на стороне Севера и на огромную финансовую помощь еврейского промышленника Джозефа Зелигмана, фактически спасшую Север от поражения, в середине войны президенту Аврааму Линкольну пришлось лично вмешаться, чтобы отменить антисемитский приказ главнокомандующего Улисса Гранта о выселении всех евреев из нескольких прифронтовых областей.
И все же, поскольку евреев до середины 19-го в. в Америке было относительно мало, можно сказать, что антисемитизм не играл заметной роли в общественной жизни. Отношение к евреям после Американской революции постепенно эволюционировало от терпимости к полному политическому и гражданскому равноправию и обеспечило отсутствие государственного антисемитизма европейского типа. Казалось, что антисемитизм в американском обществе стремится к нулю. В 1840 г. среди 17 миллионов американцев евреев было всего 15 тысяч.
Однако с этого момента иммиграция начала расти, и в 1848 г. еврейское население выросло до 50 тысяч. В основном, за счет евреев-реформистов из Германии, которые приняли активное участие в немецкой революции в марте 1848 г. и были изгнаны после ее поражения вместе с другими революционерами-либералами. Значительная часть изгнанников приехала в США, сразу же составив большинство в еврейской общине страны. С тех пор выходцы из Германии доминировали в еврейской общественной жизни и оказывали решающее влияние на ее направленность.
С ростом числа евреев и параллельной не-еврейской иммиграцией из Европы появились отрицательные стереотипы евреев в газетах, литературе, искусстве и в поп-культуре. Постепенно становясь привычными и проникая в сознание американцев, они начали приводить к все более частым проявлениям физического насилия против евреев. Однако ничего и близко напоминающего восточно-европейский размах в Америке 19-го в. все-таки не было.
С 1881 г. поднялась огромная волна иммиграции из России и других стран Восточной Европы. За 40 лет между 1881 и 1920 гг. к американским берегам прибилось три миллиона восточноевропейских евреев, из них 1,75 миллиона за 1900-1924 гг. Если в 1880 г. евреи не дотягивали даже до 1% населения страны, то к 1924 г. их стало 3%, а к 1930 г. - 3,5%.
И хотя еврейские иммигранты подвергались дискриминации в трудоустройстве, образовании и интеграции в коренное общество наравне с иммигрантами из Ирландии и не-еврейскими иммигрантами из Восточной и Южной Европы, евреи отличались отточенной за века преследований способностью выкручиваться из самых невыгодных жизненных ситуаций и карабкаться вверх по социальной лестнице. Выходцы из российской "черты оседлости", привыкшие все делать своими руками и, прежде всего - шить, начав в совершенно немыслимых условиях домашнего производства в подвальных помещениях, в течение относительно короткого времени стали монополистами в сфере пошива готовой одежды. А поскольку на фоне растущего промышленного производства готовая одежда требовалась в массовых количествах, ее нужно было продавать. И евреи - знатоки торгового дела - быстро пришли к созданию крупных торговых сетей по всей стране, захватив большую часть этого рынка. Это не могло не вызвать неприязни местного населения. Жалеть "бедненьких" и жертвовать на помощь им - да, но состязаться с ними на равных? Да кто они такие?!
Европейски образованные "немецкие" евреи пошли по другому пути. Они не умели шить, но зато умели обращаться с крупными деньгами. С середины 19 в. еврейские выходцы из Западной Европы начали создавать банковские инвестиционные фирмы, позднее превратившиеся в основу промышленного развития и ставшие крупнейшими банками страны. Одновременно с развитием промышленности с начала 1880-х начали падать цены на сельскохозяйственную продукцию, и политические представители пострадавших фермеров и общественные популисты поспешили свалить вину за это на рост промышленности и капитализма и, естественно, на финансировавших это направление евреев.
Подлил масла в огонь и тот факт, что все больше евреев, особенно из второго и третьего поколения иммигрантов, получали юридическое образование и становились самыми известными адвокатами.
В первой половине 20 в. началась постепенная дискриминация евреев в трудоустройстве, в доступе в престижные жилые районы и курорты, на членство в клубах и организациях и - главное - были введены ограничительные квоты для евреев на обучение и преподавание в колледжах и университетах. Появились также рестораны, отели и другие заведения, куда евреям вход был воспрещен*.
К 30-м годам 20 в., когда антисемитская пропаганда в Германии достигла небывалых высот, приведя к власти "идеологического" антисемита Гитлера, превалирующее отношение к евреям в Америке были таково, что вызывало не возмущение анти-еврейской политикой Гитлера, а скорее понимание и солидарность с нею. В Америке, как грибы после дождя, стали возникать организации в поддержку победившего на выборах Гитлера и его анти-еврейской политики.
Особую роль в нагнетании антисемитской истерии в США сыграл автомобильный магнат Генри Форд, один из активных участников державшегося тогда в строгом секрете "заговора глобалистов" и член Совета по международным отношениям, созданного в 1922 г. для оказания влияния на политику США в соответствии с планами глобалистов. Одним из основных методов сокрытия этого заговора было обвинение евреев в стремлении захватить правление всем миром: мифический "еврейский заговор" был призван скрыть и отвлечь внимание от целей и деятельности истинных заговорщиков.
В 1920 г. Форд купил в своем штате Мичиган небольшую газетку "Dearborn Independent", которую превратил в инструмент антисемитской пропаганды. 22 мая 1920 г. в газете была опубликована первая статья Форда из серии "The International Jew: The World's Foremost Problem". Это была первая в истории США и самая зловредная общественная атака на еврейскую общину. За ней последовало еще 90 статей под тем же общим заголовком. Зерна антисемитской пропаганды упали на подготовленную почву и нашли широкий отклик: к 1924 г. число подписчиков газеты выросло до 700 тысяч, сделав "Dearborn Independent" одной из крупнейших газет страны. Форду доверяли, он считался великим американцем. Его анти-еврейская пропаганда отравила атмосферу настолько, что отголоски ее чувствуются по сей день. А тогда немецкий антисемитизм получил в лице Форда мощный рупор в Америке.
Справедливости ради следует отметить, что немало людей - от рядовых граждан до политических и общественных деятелей - были встревожены пропагандой Форда и осудили ее, среди них многочисленные сенаторы, конгрессмены, правоведы и религиозные деятели. Осудили нападки на евреев и бывшие президенты Тафт, Уилсон и Гардинг, а также глава Армии спасения Евангелина Бут.
Форда все эти осуждения мало волновали: он был уверен в защите Первой поправки к Конституции, гарантирующей свободу слова. Он опубликовал в своей газете части печально известной антисемитской фальшивки, запущенной в жизнь еще российской царской охранкой - "Протоколы сионских мудрецов". А когда публикация серии из 91 статьи была завершена, он опубликовал 4-хтомник под тем же названием: "The International Jew: The World's Foremost Problem". Книга имела огромный успех, разошлась в миллионах экземпляров и была переведена на 16 языков, в том числе и на немецкий. Она произвела сильное впечатление на Гитлера и его единомышленников, так как давала американскую легитимацию его антисемитской политике. В одной только Германии было продано несколько миллионов экземпляров. В июле 1938 г. Форд был награжден высшим орденом Германии для иностранцев - Большим крестом немецкого орла.
В 1938-39 гг. антисемитская кампания против евреев в Америке достигла своего пика. Десятки организаций по всей стране подстрекали против евреев, используя гитлеровскую риторику.
Среди всех этих групп особенно выделялась одна - Германско-Американский национальный союз, который был широко известен под своим немецким именем - "Бундт" (не путать с еврейским "Бундом", ничего общего, кроме лингвистического сходства, с этой пронацистской организацией не имеющего). Его костяк составляли иммигранты из Германии, и, по сути, это был американский филиал нацистской партии. Члены "Бундта" открыто поддерживали Гитлера, маршировали по американским городам в нацистской униформе со свастикой, призывали к бойкоту еврейских бизнесов, обвиняя вслед за Фордом евреев во всех мировых проблемах, и всячески подстрекали к нападениям на евреев.
Несмотря на то, что опубликованная Бундтом "Декларация о принципах" прямо противоречила положениям Конституции о всеобщем равенстве в правах и возможностях, общественные настроения были таковы, что политики не решались поднять свой голос протеста и принять законодательные меры против.
Бундт был настолько силен, что даже инициировал петицию за изменение Американской Конституции с целью исключить евреев из всех уровней государственного управления. В петиции говорилось, среди прочего, что "только арийцы должны избираться и назначаться на общественные должности, а также судьями Верховного, Федерального, штатных и муниципальных судов... Основатели Республики, давшие нам страну, были арийцами". Петицию подписали тысячи американцев.
Самым страшным был 4-й пункт "Декларации о принципах". Он гласил: "Немедленно прекратить доступ политическим беженцам из Европы на берега Америки". Это означало, что отныне евреям должен быть закрыт въезд в США. По сути, именно это решило судьбу европейского еврейства, так как, отказавшись впустить в США еврейских беженцев из Европы даже по еще имевшимся визам, правительство Рузвельта дало легитимацию всем остальным странам для аналогичного отношения, а для Гитлера это был знак, что евреи никому не нужны и он может делать с ними всё, что ему заблагорассудится.
К концу 1938 г. Бундт имел 65 отделений по всей Америке и 28 тренировочных лагерей, где проводилась индоктринация молодежи. Отделения имелись в Нью-Йорке, Кливленде, Детройте, Чикаго, Милуоки, Сент-Луисе, Балтиморе, Филадельфии, Питтсбурге, Окленде, Сан-Диего, и во множестве других городов. Точное число членов Бундта никогда не разглашалось, но предположительно достигало 250 тысяч.
Самым известным, популярным и крупным лагерем был "Зигфрид", который находился на участке земли, приобретенном в городке Япанк в Лонг-Айленде, в штате Нью-Йорк, на расстоянии примерно 100 км от города "Большого яблока". В лагере проводились массовые мероприятия, на которые из Нью-Йорка на специально зафрахтованных со станции в Манхэттене поездах приезжали десятки тысяч американцев. Эти поезда так и назывались "Camp Siegfried Special". Они прибывали на станцию Япанк, откуда многотысячными маршами с факелами шли к лагерю. Марши проводились ночами, как в Германии. Тысячи молодых американцев вступили в Бундт в лагере "Зигфрид". Их число неуклонно и быстро росло. Если в 1935 г. в марше участвовало 5 тысяч человек, в сентябре 1936 г. их было уже 12 тысяч, в августе 1937 г. - свыше 30 тысяч, а 14 августа 1938 г. состоялся самый большой митинг и марш за пределами Германии - 40 тысяч участников.
Фото из муниципального архива Нью-Йорка
Бундт так ценил деятельность лагеря "Зигфрид", что решил построить на его базе небольшую нацистскую деревню. В январе 1938 г. местные власти дали разрешение, и на карте Лонг-Айленда появился городок "Немецкие сады". Местные власти одобрили и названия улиц, среди которых были такие, как Немецкая, Гинденбурга, а также улицы Геринга, Геббельса и Адольфа Гитлера. Самое интересное, что и сегодня официальные названия этих улиц сохранились, и, хотя улицу Гитлера сегодня называют Парковым бульваром, в официальных бумагах и на карте города она все еще носит имя Гитлера.
Выросший в этих местах христианин Джон МакТернан пишет в своей книге "As America Has Done to Israel", что бесконечно нельзя было гневить Бога. Ведь Он предупреждал, что плохо придется тем, кто поднимет руку свою на евреев. И настал день, когда разразился гнев Господень.
Но об этом - во второй части очерка.
_______________
*) О том, что дискриминация евреев была весьма укоренившимся явлением в американском обществе еще и в середине 40-х, после окончания Второй мировой войны, я писала в очерке о первой - и до сих пор единственной - еврейской "Мисс Америка", Бесс Мейерсон, одержавшей эту немыслимую победу в сентябре 1945 г. («МЗ», № 408).
В Вилмингтоне, в штате Делавер, куда Бесс была приглашена для проведения вечера продажи военных облигаций, ее поселили в доме местной высокопоставленной матроны. Собираясь на вечер, она случайно услышала разговор хозяйки дома с приятельницей. "Мы не можем допустить присутствия мисс Мейерсон в клубе на приеме в ее честь... В нашем клубе никогда не было евреев". «Мисс Америка» немедленно упаковала свою корону и уехала.
Некоторые военные госпиталя также сочли, что их молодые пациенты обойдутся без поднимающего их дух визита первой красавицы страны. Как она вспоминала позднее, ее присутствия не хотели некоторые из родителей раненых. Трое из пяти всеамериканских спонсоров конкурса красоты без объяснения причин отказалась от услуг "королевы" в рекламе их товаров, несмотря на то, что именно это и было их главной целью при спонсировании конкурса.
Использованы также фотографии сайтов
Аркадий! С большим интересом читаю твои публикации.
ОтветитьУдалитьРеспект тебе за эрудицию и плодотворную работу!
ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
faina_kov@gmail.com
УдалитьОчень интересная публикация. Я бы с удовольствием прочитала еще что-нибудь
ОтветитьУдалитьЭто первая часть моего очерка, который публиковался в 2015 г. в интернет-журнале "Мы здесь". Вторую часть под заголовком "Ураган «Лонг-Айленд Экспресс»" можно прочитать в 494 номере журнала по этой ссылке: http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=8159
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью, я этого просто не знал.
ОтветитьУдалитьЯ мог только предполагать это