Басни Николая Эрдмана и Владимира Масса как зеркало эпохи
19.09.2016
Эти басни не были предназначены для публикации, но, тем не менее, стали известны, — и их авторы оказались в ссылке.
Николай Робертович Эрдман (1900 — 1970) — русский советский драматург, поэт, киносценарист. Автор знаменитой пьесы «Самоубийца».
Николай Эрдман
Владимир Захарович Масс (1896 — 1979) — советский драматург и сценарист. И по сей день хорошо известны его пьеса «Хорошее отношение к лошадям», написанная совместно с композитором Матвеем Блантером песенка «Джон Грей».
Владимир Масс
Сотрудничество Эрдмана и Масса началось в 1920-е годы. Вместе они сочиняли пародии, басни, интермедии, обозрения для Ленинградского Мюзик-холла, для Леонида Утёсова с его знаменитым джазом. В 1933 году во время съёмок «Веселых ребят» оба автора были арестованы и сосланы на три года, а по отбытии ссылки ещё десять лет без права проживания в Москве и в других крупных городах. Поводом послужили басни, слишком смелые для того времени.
Про это даже рассказывали такую историю:
Эрдмана пригласили в Кремль и представили Сталину как очень остроумного человека.
«А вы продемонстрируйте нам ваше остроумие, товарищ Эрдман», — обратился к нему Сталин.
Эрдман прочел:
Шасть ГПУ к Эзопу
И хвать его за жопу.
Мораль сей басни ясен
– Не надо басен.
И хвать его за жопу.
Мораль сей басни ясен
– Не надо басен.
Сталин посмеялся, все посмеялись. И Эрдмана посадили.
Непреложный закон
Мы обновляем быт
И все его детали...
И все его детали...
Рояль был весь раскрыт
И струны в нем дрожали.
И струны в нем дрожали.
— Чего дрожите вы? — спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.
Игравшие сонату десять пальцев.
— Нам нестерпим такой режим —
Вы бьете нас — и мы дрожим!..
Вы бьете нас — и мы дрожим!..
Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
— Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.
Ударивши по клавишам опять:
— Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.
Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.
***
В одном термометре вдруг захотела ртуть
Достигнуть сорока во что бы то ни стало.
И в сей возможности не усумнясь нимало,
Пустилась в путь.
Достигнуть сорока во что бы то ни стало.
И в сей возможности не усумнясь нимало,
Пустилась в путь.
— Энтузиазм большая сила! —
Вскричала ртуть и стала лезть.
Но ничего не выходило:
Всё тридцать шесть и тридцать шесть.
Вскричала ртуть и стала лезть.
Но ничего не выходило:
Всё тридцать шесть и тридцать шесть.
— Ура! Вперед! На карте честь!.. —
Она кричит и лезет вон из шкуры, —
Всё тридцать шесть!
А что ж, друзья, и в жизни есть
Она кричит и лезет вон из шкуры, —
Всё тридцать шесть!
А что ж, друзья, и в жизни есть
Такого рода «реомюры»:
Кричат: — Вперед!
Кричат: — Ура!
А не выходит ни хера.
Кричат: — Вперед!
Кричат: — Ура!
А не выходит ни хера.
Поэт
Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: «Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?»
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: «Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?»
Златые дни ответствовали так:
— Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!
— Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!
Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.
Не понимали наших дней.
Ворона и сыр
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!
Случай в гареме
Однажды наклонилась близко
К младому евнуху младая одалиска.
А деспотичный шах, меж тем,
Уже успел войти в гарем.
— Ага!.. В гареме?..
Ночью?.. Вместе? -
Воскликнул шах. — Я жажду мести!
Какой позор! Какой скандал!..
Тут визирь шаху так сказал:
— Зачем же звать его к ответу?
Почто ему готовить месть?
О, шах! У евнуха ведь нету!
— Но у нее, мерзавки, есть!
— Пойми, лишен он этой штуки!
— А руки?.. Срубить!
Палач взмахнул мечом,
И руки стали не при чем.
Но оказался в дураках Представьте, все же старый шах.
Над шахом евнух долго издевался:
Язык-то у него остался! Сколь наша участь более горька:
У нас есть то и сё,
и нету языка.
К младому евнуху младая одалиска.
А деспотичный шах, меж тем,
Уже успел войти в гарем.
— Ага!.. В гареме?..
Ночью?.. Вместе? -
Воскликнул шах. — Я жажду мести!
Какой позор! Какой скандал!..
Тут визирь шаху так сказал:
— Зачем же звать его к ответу?
Почто ему готовить месть?
О, шах! У евнуха ведь нету!
— Но у нее, мерзавки, есть!
— Пойми, лишен он этой штуки!
— А руки?.. Срубить!
Палач взмахнул мечом,
И руки стали не при чем.
Но оказался в дураках Представьте, все же старый шах.
Над шахом евнух долго издевался:
Язык-то у него остался! Сколь наша участь более горька:
У нас есть то и сё,
и нету языка.
Фрейдист
Один фрейдист, придя из института
К себе домой,
Узрел ученика, который почему-то
Сидел на канапе с его женой.
К себе домой,
Узрел ученика, который почему-то
Сидел на канапе с его женой.
Причем, сидел в такой нелепой позе,
Что ни в стихах не выразить, ни в прозе.
Что ни в стихах не выразить, ни в прозе.
Ученый головой поник:
— Моя жена и мой же ученик!
Что может означать подобное явленье?
Должно же быть ему у Фрейда объясненье!
Допустим, что он в ней свою увидел мать.
Но все же этот факт какого будет типа?
«Нарцизм» ли это?
Комплекс ли Эдипа?
Как мне точней всего его назвать?
— Моя жена и мой же ученик!
Что может означать подобное явленье?
Должно же быть ему у Фрейда объясненье!
Допустим, что он в ней свою увидел мать.
Но все же этот факт какого будет типа?
«Нарцизм» ли это?
Комплекс ли Эдипа?
Как мне точней всего его назвать?
Ученый целый год найти ответ старался,
А ларчик просто открывался
И очень просто назывался.
А ларчик просто открывался
И очень просто назывался.
Вот так и мы порой, как комики,
Ответа ищем в экономике.
А он один и там и тут:
Её ...
И нас ...
Ответа ищем в экономике.
А он один и там и тут:
Её ...
И нас ...
Слон и моська
Все, все меняется: законы, нравы, стили...
Случилось так, что где-то как-то раз,
По улицам слона водили,
Возможно, что и напоказ.
Вдруг Моська, увидав слона,
Подобострастия полна,
Расшаркалась пред ним почтительно и мило.
Потом,
Виляя весело хвостом,
Всех растолкав,
Перед слоном
На задних лапах заходила.
«Имей же стыд, —
Ей Шавка говорит, —
Так мерзко унижать себя нельзя же,
Ведь слон тебя не замечает даже».
«Отстань, — ответствовала та, —
Не понимаешь ты, как видно, ни черта
Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей.
Я подхалимствую пред ним на всякий случай.
Плодов, что нам приносит лесть,
Нельзя заранее учесть,
Но это важный двигатель карьеры...»
Да, больше в наши времена
Не лает Моська на слона.
Совсем теперь не те у ней манеры.
Случилось так, что где-то как-то раз,
По улицам слона водили,
Возможно, что и напоказ.
Вдруг Моська, увидав слона,
Подобострастия полна,
Расшаркалась пред ним почтительно и мило.
Потом,
Виляя весело хвостом,
Всех растолкав,
Перед слоном
На задних лапах заходила.
«Имей же стыд, —
Ей Шавка говорит, —
Так мерзко унижать себя нельзя же,
Ведь слон тебя не замечает даже».
«Отстань, — ответствовала та, —
Не понимаешь ты, как видно, ни черта
Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей.
Я подхалимствую пред ним на всякий случай.
Плодов, что нам приносит лесть,
Нельзя заранее учесть,
Но это важный двигатель карьеры...»
Да, больше в наши времена
Не лает Моська на слона.
Совсем теперь не те у ней манеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий