О чём мечтают россияне?
Успех для россиян – это Золушка (для женщин) и Емеля-дурак (для мужчин). Отсутствие классовой солидарности и самопожертвования (жлоб). Лучшая историческая эпоха – при Путине. Ничтожная доля либералов и малая – европейцев. Мегаполис как оплот консерватизма. Примерно так выглядит российское общество и его мечты.
Блог Толкователя продолжает просвещенческую работу – информирование, как выглядит российское общество. В основном это касается т.н. «креаклов» («российских образованных горожан») и политически активных граждан – они хоть и составляют ничтожную долю среди россиян, но именно в их среде отмечается упорное нежелание знать, чем живут их соотечественники.
Воспользуемся снова работами Института социологии РАН, его последним исследованием – «О чём мечтают россияне».
(Работы социологов РАН в Блоге Толкователя можно почитать по тегу «Как устроена Россия»)
Для начала отметим, что у 13% россиян вообще отсутствуют какие-либо мечты. Это в основном не слишком образованные и малообеспеченные граждане, смирившиеся с участью «вечного выживания». А вот у остальных россиян есть мечты и идеалы.
Начнём с самой малой группы россиян – либералов. Их доля в обществе ничтожна (до 3%), и если держать в уме свободные выборы, то любой здравомыслящий политик просто не будет обращать внимания на эту страту. В этой же среде наиболее сильны эмигрантские настроения «пора валить!»), но в целом по России эмиграция крайне непопулярное желание для наших сограждан, его разделяют не более 2% населения страны (среди совершеннолетних это примерно 2,5 млн. человек).
Обратимся к самым значимым стратам. Россию, как выяснили социологи из РАН, можно условно поделить на две больших группы – социальные анархисты и социальные альтруисты. Они примерно равны. Первых отличает то, что это в основном бедные, не слишком образованные россияне. Их идеал – пресловутая «вольница» и разумный индивидуализм (обычно очерченный кругом семьи и коллег по работе и увлечениям). На 70% эту страту формируют люди с образованием не выше среднего специального, и 22% их составляют те, кто никогда не пользуется персональным компьютером.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что «социальных анархистов» отличает неготовность к принятию любого общественного порядка, а один из их самых распространённых идеалов – Степан Разин (об этом ранее в Блоге Толкователя писал Харун Сидоров, эмпирически выведя из этой страты обобщённый портрет – «прирождённого кочевника и анархиста»; а в целом не случайно, что Россия подарила миру всего одну идеологию, зато какую – анархизм, в лице его основных теоретиков Бакунина и Кропоткина).
В данном отношении вполне закономерным выглядит электоральное поведение «социальных анархистов» – из них на президентских выборах 4 марта 2012 г. 4% голосующих вычеркнули всех кандидатов, 8% отдали голос за В.Жириновского, а 26% вообще не приняли участие в выборах. Именно на эту страту надо обратить внимание пока не представленным в российской политике, но имеющим большой потенциал левым националистам и анархо-националистам (тут надо оговориться, что отчасти эту нишу заполняет «Другая Россия» Лимонова, но для электорального успеха ей надо поменьше говорить о патриотизме и побольше о «жлобизме» – шкурных интересах «социальных анархистов», будь то изобилие еды или комфортное существование, не обременяя себя работой).
Что же касается сторонников коллективистских ценностей, которых условно можно назвать «социальными альтруистами», то в их среде доля занятых нефизическим трудом достигает 42% (при 29% по массиву в целом; кстати, эту цифру – 29% – важно всегда помнить, это численность т.н. «белых воротничков» в России).
80% из числа «социальных альтруистов» считают, что без мечты не интересно жить и надо мечтать, даже если воплотить мечту маловероятно (при 71% у «социальных анархистов»). Ценность социального альтруизма чаще находит отклик в сердцах представителей не только относительно более успешных слоев населения (материальное положение за последние три года улучшилось у 44% из них, а 39% оценивают своё социальное положение как более высокое, чем то, которое занимали их родители в том же возрасте), но и больше тяготеющих к ценностям православной культуры.
Тут мы подходим к развенчанию одного из самых распространённых мифов, что религиозность, якобы, свойственна в России архаикам и социальным низам. Ничего подобного – наоборот, это удел относительно успешных жителей больших городов. Не случайно среди них чаще можно встретить тех, кто считает символом народной мечты Владимира Красное Солнышко (11%) и святых подвижников (Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской и др. – 17%). Ранее Блог Толкователя уже писал, что, к примеру, оплот евразийства и мракобесия – это Москва, а вовсе не глухие углы страны (как это любит представлять либеральный истеблишмент).
В отличие от «социальных анархистов», «социальные альтруисты» в гораздо большей степени составляют электоральную основу и социальную базу поддержки победившего президента Путина. И это не случайно: подавляющее большинство из их состава (80%) считают, что при всех своих недостатках нынешняя власть всё-таки заслуживает поддержки, а почти 40% уверены, что единственный период в истории России, который в наибольшей степени соответствует их представлениям о том, какой она должна быть, – это современный период, «путинская» эпоха. Так развенчивается ещё один либеральный миф, что социальная основа путинизма – малообразованные жители сёл и небольших городов (та среда обитания, где наиболее часто встречаются «социальные анархисты»). То, что там чинуши пачками вбрасывают бюллетени за провластные силы не есть реальная поддержка режима.
Теперь посмотрим, какие архетипы наиболее популярны у россиян. У большинства их два: Золушка и Емеля-дурак.
В архетипе Золушки образ русской мечты увидели без малого 40% опрошенных. Похоже, сентиментальная сказка о том, что трудолюбие и добродетель рано или поздно будут вознаграждены, согревает душу россиян. Но надо учитывать, что мечта в «Золушкином» обрамлении имеет ярко выраженный гендерный «перекос»: она увлекает до 60% женщин и лишь 16% мужчин.
Представителям сильного пола оказалась ближе следующая за «Золушкой» по уровню популярности сказка «По щучьему велению». В такой сказочной ситуации «свалившейся с неба» удачи (Емеля-дурак) усматривает русскую мечту в обшей сложности примерно четверть опрошенных (28% мужчин и 19% женщин).
Приблизительно пятая часть участников опроса (чаще мужчины) связывает «русскую мечту» с представлением о грозной, но справедливой силе, защищающей слабых (образы сказочных русских богатырей).
На эти три архетипа – Золушка, Емеля-дурак и Русский Богатырь – приходится 88% россиян (либералы в этой цифре могут усмотреть символ природного русского фашизма, шутка).
Разочарование для тех, кто привык профессионально выискивать Сталина под кроватью: россияне отнюдь не склонны искать свои идеалы в прошлом. Так, дореволюционная Российская империя кажется воплощением «русской мечты» лишь каждому девятому из опрошенных, а революционная Россия первых послеоктябрьских лет – только каждому двадцатому. Постепенно ослабевает эмоциональная связь россиян с эпохой Л.И.Брежнева, ещё недавно (5-10 лет назад) сравнительно сильная. Сегодня признать эту эпоху воплощением «русской мечты» согласились только 14% опрошенных.
Ценить настоящее – вот идеал самой большой страты россиян. В 2012 г. уже почти треть респондентов присоединились к мнению о том, что «русская мечта» наиболее полно воплотилась в современный период истории России – в «эпоху Путина». Всем политическим силам надо честно признаться самим себе: путинизм глубоко пророс среди россиян, и с этим фактом надо смириться (точнее, работать в других идеологических нишах, а не пытаться раздробить это «путинское ядро»).
Что же касается «перестройки» и 1990-х годов, то отношение к ним по-прежнему остается резко негативным – в них видят воплощение национальной мечты не более 3-4% опрошенных (см. рис. ниже). Носиться сегодня с такими символами, как Ельцын, Гайдар или Чубайс может только политический неудачник или камикадзе. Отсюда, кстати, следует прискорбный вывод: «коллективный гайдарочубайс», контролирующий сегодня финансы страны и СМИ (фактически две власти из четырёх – исполнительную и информационную), никогда не пойдёт на демократию и свободные выборы, поскольку при них он будет сметён и потеряет почти всё.
В настоящее время большинство (54%) граждан страны в возрасте до 55 лет считает, что индивидуализм и либерализм западного типа России не подходят, для неё важны чувство общности, коллективизм и жестко управляемое государство. В общем, который год успешно эксплуатируют эти идеи две самые популярные партии страны – «Единая Россия» и КПРФ. Интересно, что реальная электоральная поддержка этих двух партий почти один в один совпадает с вышеприведённой цифрой (без фальсификаций реальный результат последних думских выборов ЕР как раз около 35%, у КПРФ 20% или чуть больше).
Также обратим внимание, что эта цифра относится к россиянам в возрасте до 55 лет – т.е. это большинство ещё долго (минимум 10-15 лет) будет определять повестку дня, а власть – ориентироваться (хотя бы в пропаганде и реакции на резонансные дела) на их запросы.
Не следует, однако, думать, что антизападные настроения – это удел депрессивных посёлков и села. Как ни парадоксально это выглядит с позиций теории модернизации, их в такой же или даже еще большей степени разделяет и население обоих российских столиц (выше мы уже обращали внимание на миф о якобы «прогрессивности» двух главных мегаполисов; это подтверждают и другие данные – например, произведённые Блогом Толкователя подсчёты, что при пике протестных действий зимой 2011/12 наибольшую активность проявили вовсе не Москва, а Западная Сибирь и Северо-Запад). Так, среди респондентов, проживающих в мегаполисах, доля считающих, что западные ценности и идеи не подходят для России, поднимается до 65%, а доля их оппонентов соответственно снижается до приблизительно 35%.
К этому надо добавить, что характер российского западничества за последние 20 лет несколько изменился. Тот факт, что значительная часть россиян в целом позитивно воспринимают западные ценности, не означает, что они поддерживают широко распространённое на заре демократических реформ стремление к интеграции с западным миром и мечту об «общеевропейском доме», которая владеет умами населения большинства стран Восточной Европы. В сегодняшней России сближение с Западом и «европейская мечта» – это мечта 10-процентного меньшинства (важная, отрезвляющая цифра для нас, евросоциалистов – до 10% избирателей, вот на что мы можем рассчитывать; правда, она (цифра) всё равно примерно в 3 раза больше, чем у либералов). А реальное чувство общности с европейцами ощущает и вовсе ничтожная часть находящегося в социально активном и трудоспособном возрасте населения страны – 1,7%.
Социальный мир современного россиянина – это замкнутый на себя «малый мир» его семьи и друзей, в несколько меньшей степени – коллег по работе. Именно с подобным миром он ощущает наибольшую общность (на это указали в ходе исследования почти 2/3 опрошенных). Т.е. большими идеями, мегаломанией, свойственной подавляющему большинству российских политиков (восстановление СССР, противостояние с Америкой, большие стройки, «сталин-берия-гулаг», масштабные чистки от коррупционеров и т.п.) подавляющее большинство россиян не увлечь. Еда, свой дом, деньги, досуг – вот в какой нише придётся работать политикам, рассчитывающим на успех.
(Иллюстрации – фотограф Борис Михайлов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий