Трудная,
часто трагическая судьба еврейства определяется, на мой, и не только мой,
взгляд одним странным, загадочным, если не фантастическим, качеством народа
Торы: он упрямо не хочет идти за большинством, быть «как все». Любой еврей,
умный и глупый, благородный и подлый, ученый и невежда, упрямо, даже фанатично, исповедует
ПРИНЦИП НЕПОДОБИЯ. Потомок Иакова, всеми силами старающийся уйти от своего
еврейства, даже ценой прямого предательства, не в силах этого сделать. Он
пробует затесаться в толпе инородцев, он кричит вместе со всеми общие лозунги, он даже
готов убивать себе подобных – все тщетно: он не в силах уйти от «проклятия»
НЕПОДОБИЯ.
По сути, еврей стремится жить по закону
природы, в которой нет ни одной клетки живой материи, подобной соседней. Он восстает против бунта природы человеческой, с ее стремлением к толпе,
массе, коллективу. Враги евреев, пожалуй, были правы, утверждая, что народа еврейского не существует. Он, и в самом деле, никогда не был народом в их
понимании. Народом, покорным блоку стереотипов, национальных качеств и пр. Еврей, даже внутри своей общности, бунтует
против ее основ. Он бунтовал и во времена Первого Храма, бунтует и сегодня. Он
мыслит, или пребывает в полной тупости, как еврей, он любит и ненавидит, как
еврей, он даже воевать вынужден по каким-то невиданным прежде законам и
правилам.
Он и в вере своей уникален, так как считает
грехом - навязывать своего Бога другим народам. Собственно, и сам иудаизм –
это, прежде всего, ПРИНЦИП НЕПОДОБИЯ.
Человеческих существ в мире становится все
больше и больше. ПРИНЦИП ЕДИНООБРАЗИЯ начинает казаться людям единственным
спасением на переселенной планете. Либералы и демократы стремятся подчинить
своим законам весь мир, затеяв некую ГЛОБАЛИЗАЦИЮ материи и духа. К своей ГЛОБАЛИЗАЦИИ агрессивно
стремится ислам, Китай на глазах превращается в мощную силу, способную
противостоять первым двум игрокам.
Еврей же снова, как и тысячи лет назад, упрямо
уходит от подобия, утверждая свои принципы бытия, как единственно спасительные
для всего человечества в целом.
В детстве и юности я мало что знал о своем
еврействе. Мне казалось, что есть возможность спастись от проблем жизненных, от юдофобии бытовой и государственной. Я думал, что смогу БЫТЬ КАК ВСЕ. Мне 15 лет. Я бросаю школу, иду на завод учеником
токаря. Я стою у станка в огромном, шумном ангаре цеха… И вдруг, никогда не
забуду остроты боли в непонятном родстве с чувством радости: ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?
ПОЧЕМУ Я СЮДА ПОПАЛ? ЧТО МНЕ НУЖНО ОТ ЭТИХ ЛЮДЕЙ И ЭТОГО ЖЕЛЕЗА? ГДЕ МОЙ ДОМ?
ГДЕ МОЯ ПЛАНЕТА?
Я вдруг ощутил свою неизбежную чуждость,
приговор к НЕПОДОБИЮ, как неизбежность одиночества. Видимо, с тех пор и перестал сопротивляться, заложенному
во мне коду. С годами понял, что национальная исключительность
народа Торы – это не повод для гордыни, и даже не способ утверждения себя в
мире – это данность, изменить которую человек не в силах. Кто-то считает подобное
приговором или проклятием, но и в таком отношении к своему еврейству заложен
ПРИНЦИП НЕПОДОБИЯ.
И перестанем жаловаться на юдофобию. Где и
когда любили чужаков, даже несущих спасительную весть? Когда-то распяли Христа
так, как распинают везде и всюду народ, из которого Иисус вышел. Но и в этой, типично еврейской, пусть и еретической, истории заложен ПРИНЦИП НЕПОДОБИЯ: прорыв из одиночества и чудесного воскрешения из мертвых, уход
туда, где принцип этот – ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ.
Да!
ОтветитьУдалить