«29-летний израильский пианист Борис Гильтбург стал победителем международного конкурса академических музыкантов имени Королевы Елизаветы-2013 в Брюсселе. Он стал обладателем Гран-при, включающего денежную премию в размере 25.000 евро, а также права на проведение множества концертов в Бельгии и за рубежом». Из СМИ
Горжусь тем, что писал о Боре Гильтбурге одним из первых в Израиле. Было это больше десяти лет назад. И вот тот юноша Боря –АКАДЕМИК МУЗЫКИ. Мы часто встречаемся и сегодня. И я так завидую Бориным родителям, Алле и Леониду, и любуюсь уже взрослым Борисом – человеком большого музыкального таланта, широких знаний и доброты. Уверен, и очередная победа не заставит его измениться. Тому порукой редкая в наше время природная интеллигентность и великая способность жить в своем мире, своим даром и любовью к семье.
Нашел в архиве ту первую статью, написанную о Борисе Гильтбурге.
Нашел в архиве ту первую статью, написанную о Борисе Гильтбурге.
Гайдн – Концерт для фортепьяно с оркестром. Эхо времени, когда люди верили в гармонию мира нашего, и само творчество гениев было полно гармонии.
Музыкальный праздник в «Яд лебаним» завершился Первым концертом Дмитрия Шостаковича. В нем отголоски надежд прошлого, но и хаос тревожного мира, в котором живет человечество сегодня.
Принято считать, что творчество Йозефа Гайдна – мост от Баха к Моцарту. Возможно, это и так: профессиональным музыковедам виднее. Для меня же классическая музыка – подобна воздушному шару, способному бесшумно поднять душу человека над землей и дать возможность увидеть красоту мира, в котором ему довелось родиться.
Для этого нет необходимости уходить в космос. Достаточно лишь подняться к облакам, выше крыши домов, выше досадных мелочей, изнуряющих душу.
Воздушный шар должен быть надежным. Таким, чтобы забыть о том, что над легкой корзиной всего лишь тонкая оболочка с кубометрами нагретого воздуха. Музыка должна исполняться «незаметно», с мастерством филигранным, не травмирующим твои уши и мозг.
Борис Гильтбург, в свои 18 лет, мастер настоящий, и оркестр в тот вечер был ему подстать. Юноша этот участвует и побеждает в международных конкурсах. Недавно он получил первую премию нашей Академии музыки. Он дает концерты… и служит в армии.
Наблюдаю за ним вот уже больше года, и не могу сказать, что служба эта уводит Бориса в сторону от бесконечной дороги к совершенству. От концерта к концерту его игра становится все «взрослей», тоньше, убедительней.
Перед вами хрупкий, застенчивый юноша, умеющий держать себя просто и доброжелательно с людьми, но вот Борис опускает руки на клавиши и мгновенно преображается. Сейчас он полный хозяин, властелин, диктатор. И лицо его, совсем другое лицо, ясно показывает, что сам Гильтбург в момент игры переносится в иной, волшебный мир вдохновения, и уводит нас, слушателей, вслед за собой.
Уютный зал в Ришон ле Ционе был в тот вечер полон. Это удивительно. Каждый раз удивляюсь, что находятся в нашем суетном, грохочущем, зловещем мире люди, все еще не утратившие надежду на спасение. А что такое классическая музыка, как не эта надежда.
Надежда и молитва. Не нужны лекарства, не ходите на прием к психоневрологам. Слушайте хоть иногда классическую музыку. Слушайте не по радио, не с экрана телевизора, не с диска, а «живьем». Следите за первозданным чудом рождения звука, за послушными клавишами под пальцами пианиста, за смычками скрипок, виолончелей и контрабаса….
Есть еще одна особенность у «живых» концертов. Я, например, слушал Гайдна и вспомнил, что отец композитора был каретным мастером, но очень любил играть на арфе. Вот он век 18: каретный мастер, играющий на арфе. Представил себе сумрак в каретном сарае. Гайдна отца на скамье в роскошном ландо, принадлежащем какому-то венскому графу, а рядом с ним мальчишка – сын, будущий великий композитор. Он слушает игру отца, способного грубыми пальцами мастерового извлечь из тончайшего инструмента волшебные звуки.
Оказывается, «воздушный шар» классики способен поднять нашу душу не только над землей, но и над временем.
И за это спасибо Борису Гильбургу. Настоящий музыкант - он способен напомнить слушателям о давно забытом слове «грезы». В жизни современной мы или спим или бодрствуем. А когда-то, и без наркотиков, люди умели погружать себя в состояние странное, неземное.
Мы каждый день ходим в душ, потеем в сауне, но легко забываем об очищении души. А как нам не хватает очищения этого! Музыку на конвейере потребительского рынка и музыкой назвать трудно. Так, звуки, рассчитанные на возбуждение нервных окончаний, превращающие нас в подопытных собачек Ивана Павлова. Сигналы эти с невероятной, шумной наглостью лезут нам в уши, тревожат, выдают безумие за норму. Суррогат музыки убивает человека своей декларированной пошлостью.
Классика – это музыка «тишины», музыка, рожденная самой природой. Музыка, рассчитанная не на массовое потребление, а направленная лично к вам и только вам дарованная. Музыка, обещающая человеку мир, в котором можно выжить.
Гайдн, Франк, Альбенис, Скрябин, Шостакович. На «бис» Борис Гильтбург исполнил этюд Шопена и «Перпетум мобиле» Джоржа Перла.
Пианист завершил концерт бешеным выбросом энергии, исполнив вещь, требующую филигранного мастерства и полного напряжения сил. На это способна только молодость, себя не щадящая, и щедрость настоящего таланта.
И я подумал, что сама классическая музыка – это и есть вечный двигатель, способный дать нам силу жить и надеяться, что жизнь эта когда-нибудь станет лучше.
Слушайте классику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий