О любимом кинотеатре, и о своей школе, ставшей
239-ой, математической, прочел в книге Маши Гессен о Григории Перельмане: «Перельман
занимался только математикой…. Игнорировал он и популярный кинотеатр,
расположенный в бывшей церкви, к которой примыкало здание школы». Гессен –
человек московский: не церковь, а кирха, и не примыкала к ней школа, а была
напротив. Впрочем, все это географические мелочи. Существенно, что любой фанатизм опасен. Маша
Гессен отмечает, чуть ли не с восторгом: «Перельман же признавал только те
правила, которые полагал разумными, а все остальные считал опасными
фальшивками…. Кроткий, хорошо воспитанный мальчик из еврейской семьи оказался
загнанным в угол и превратился в домашнего тирана. Если мир не собирается
уважать его уединение, он будет считать мир – весь, целиком - враждебным».
Перельман фанатично стремится к одиночеству. Стремление это понятно и,
возможно, разумно. Мир враждебен высокому таланту с его поисками абсолюта. Но
где «красная черта», за которой суицидальное безумие отрицания мира живых?
Опасен гений, полагающий, что мир ему враждебен.
Понимаю, что высокий талант весь в своем предмете, но вдруг
предметом этим станет нечто, способное уничтожить род людской, как «Лед 9» в
романе Курта Воннегута «Колыбельная для кошки», а все остальное – фальшивкой.
Книга Гессен называется «Совершенная строгость». Во мне как-то больше доверия и
симпатия к строгости НЕ совсем СОВЕРШЕННОЙ, как, например, у Галилея, Ландау
или Эйнштейна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий