Тут некоторое смятение
наметилось по поводу «прощального»
стихотворения Игоря Иртеньева (Рабиновича). Каким, мол, поэт не тем человеком
оказался. В Израиле его лечили на деньги налогоплательщиков, встречали, как
желанного и родного, а он, неблагодарный, всякие мерзости про Еврейское
государство накатал.
Поэтические тексты этого «правдоруба» никогда
особенно не жаловал, а потому был готов поддержать возмущение граждан. Стихи
прочел, но кроме обычного словоблудия и ёрничества - никакой антиизраильской
направленности в них не обнаружил. Ну, шутит так человек. Какие дома в Хайфе?
Какие вши в приютах? Кто его выгонял из Страны обетованной? Почему, если он не
нужен Моссаду и Кнессету, он и Израилю не нужен? Ну, бред какой-то. «Шутки
понимать нужно», – скажут, и не без оснований, почитатели Игоря Моисеевича. Вот
он, к примеру, пишет в другом стихотворении:
«И наблюдает сверху Бог,
От ужаса
трясясь,
Как мир лежит у
русских ног,
Уткнувшись
мордой в грязь».
Это надо понимать равным образом наоборот: миру плевать совершенно на
российское «вставание с колен» и Путин зря думает, что он Русь, как Петр
Великий, на дыбы поднял, да и где кто видел Бога, трясущемся от ужаса. Это так
вырвалось – в рифму. Такая привычка юморить у автора. Надо признаться, во
многом от его еврейских предков унаследованная. Мне скажут: это
у мастера едкого стиха такой «эзоповский язык». Способ такой выражаться. Ну да,
читали: «Я такой другой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Но
нынче, вроде, за честное слово никого в России, а уж подавно в Израиле, на
плаху не волокут, чего уж так скрытничать?
Однако, патриоты бывшей империи, народ далеко
не всегда мудрый, не все знают, кем был
Эзоп, могут принять, и не без оснований, эти вирши за апологетику нынешней
власти. У них с пониманием юмора
могут возникнуть проблемы. Народ Торы тоже, признаемся, не весь поголовно мудр и понимает такие шутки. Вот
здесь и надо бы быть автору поосторожней. Политико – поэтические игры, если уж
ты ими занялся, - вещь скользкая и опасная. Тем более, что никаких простых, благодарственных строк
в адрес Израиля, обращенных к читателям, насколько мне известно, поэт Иртеньев
не начертал, а жил наш излеченный стихотворец не в приюте вшивом, а во вполне
комфортабельной иерусалимской квартире Юлия Кима. Здесь, вроде, попытка
оскорбить друга – замечательного поэта и
барда, а не Израиль и евреев. Ибо, как
известно, в каждой шутке есть доля шутки. Как-то невежливо и с другим другом -
Игорем Губерманом - «поэт-правдоруб» обошелся. Ну что это за шутка: «Не нужен нам поэт Иртеньев, / У нас своих
тут пруд пруди, / По части этой херотени / Мы всей планеты впереди». Уверен,
Ким и Губерман на Иртеньева не обидятся, но у того и другого множество
поклонников их «херотени» по всему миру. Вот они могут и не понять юмор нашего
обладателя двух гражданств.
Двинемся дальше. Читаем финал «прощальной
элегии»:
«И вновь ступни свои босые/
Направил к прежним берегам,/ Прими меня,
моя Россия,/ Я за плетни твои косые /ЛЮБУЮ родину продам». Здесь я совсем
растерялся от неожиданного есенинского лиризма. Получается, продал г-н.
Иртеньев хоромы в Израиле за «косые плетни», но за эти же отечественные заборы
он готов продать не только родину предков, но и родину свою по рождению,
которой эти «плетни» и принадлежат. Тут не только «крыша» поедет, но и
«фундамент» может дать трещину. Нет, Мандельштама понимаю, Пастернака понимаю,
Бродского понимаю. Иртеньева отказываюсь понимать. А вдруг Игорь Моисеевич сочинил обычную пародию на
себя самого? Видимо, ни к чему другому логика постоянных поэтических кривляний
и не могла привезти. Да и с родиной близких
предков Иртеньева все просто. Это у них мода такая пошла, у некоторых
интеллектуалов России, особенно евреев, относится к Израилю, если уж не с
откровенной юдофобской злобой, то хотя бы свысока, что ли, подмигивая, да
подшучивая. Какая уж тут благодарность за второй паспорт и дармовое лечение.
И тут я вспомнил одну историю на тему «Закона
о возвращении». Есть у меня друг в Москве, еврей по папе и маме, тоже человек
профессии творческой. Он в возрасте и здоровьем похвастаться не может.
Последние годы уговаривал болезного друга репатриироваться, оставив в резерве все
свое столичное богатство, хотя бы только ради одной нашей медицины. Уговаривал,
хорошо зная, что к еврейству своему он относится преданно и трепетно, но и
старую Москву, где родился, женился,
работал и прочее, любит.
- Ну, что ты теряешь, - говорил я ему. –
Подлечишься – и вернешься, если жизнь у нас не глянется.
Друг отшучивался, чаще молчал, но прошлым
летом ему играть в молчанку надоело.
- Ты меня много лет знаешь, - нахмурившись, сказал
он. – Ты меня за пролазу бесчестного знал, так?
- Да ты чего это? – опешил я.
- Тогда, подумай, что мне предлагаешь? Я на
Израиль и дня не работал, я ничего для твоей страны не сделал, а ты хочешь,
чтобы я на халяву, как прохвост какой, только потому, что еврей, там лечился, а
потом деру дал?
Признаться, опешил. Стал что-то бормотать в
свое оправдание, но потом вспомнил, что ни разу, за долгие годы дружбы, не
заметил за моим другом хитрости, корысти, душевной кривизны. Вспомнил, закрыл
рот, обнял его и попросил меня извинить.
В общем, бывают разными люди творческих
профессий.
можно ли дать ссылку на ваш пост?
ОтветитьУдалитьСпасибо
Эдуард
Да ,конечно ,спасибо Эдуард
ОтветитьУдалитьЯ, с Вашего разрешения, хочу этой теме посвятить свою страничку в ЖЖ. По следам полемики с одним из френдов об этике современных представителей творческих профессий и уровня культуры " технорей" и творческой интеллигенции. Помните полемику о лириках и физиках. А тут еще и еврей - ханжа, лизоблюд и по большому счету духовная проститутка.
ОтветитьУдалить